Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
16 ноября 2012 17:49

После Крымска

С 2014 года в России должна заработать единая система оповещения о ЧС

52

Почти полгода, миновавшие после катастрофического наводнения в Крымске, понадобились властям, чтобы попытаться организовать своевременное извещение граждан о надвигающихся природных или рукотворных бедствиях. Президент России подписал, наконец, указ о создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Согласно документу, система должна заработать к 1 января 2014 года. Если верить планам руководства государства, у нас появится единая сеть, в которой в нужный час будут задействованы все СМИ и технические устройства средств связи.

Напомним: в Крымске в июле этого года в результате наводнения большая часть города оказалась затопленной. Множество домов разрушено, погибло 160 человек. Большое возмущение в обществе вызвало сообщение о том, что местные власти о беде узнали загодя, но не смогли вовремя оповестить жителей о приближающейся беде. И самое главное: стало ясно, что трагедия Крымска может повториться где угодно. Система предупреждения населения, безукоризненно отработанная в советские годы, безнадежно разрушена.

О том, какой должна быть комплексная система оповещения, «Свободной прессе» рассказал заслуженный спасатель, руководитель Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» Сергей Щетинин:

— В прежние годы в нашей стране существовала система всеобщего оповещения людей о чрезвычайных ситуациях. Были сирены, на всех котельных пунктах стояли гудки. Все знали, что значит тот или иной сигнал. К сожалению, сегодня спроси любого — никто не скажет, как действовать, если вдруг завоет сирена. Президентский указ направлен на то, чтобы воссоздать единую систему. Она должна включать в себя телевидение, все государственные и частные радиостанции, установленные в людных местах большие экраны, всех сотовых операторов. По команде они должны одновременно передавать информацию, независимо от форм собственности.

«СП»: — Как можно предупредить людей в деревнях, где не развиты технические средства?

— После памятных лесных пожаров 2010 года в ближайшем Подмосковье в центре каждого села повесили или пустой газовый баллон, или кусок рельса. В сельских условиях применимы и такие средства. Хотя и там доступна сотовая связь. Важно завязать все действия на один командный пункт.

«СП»: — Получается, что сами технические средства есть везде, ничего нового устанавливать не придется?

— Я бы не сказал, что везде все есть. Многое зависит от местных властей. В федеральном законе № 28-ФЗ от 1998 года «О гражданской обороне» прописано, что местные власти должны оповестить людей в случае чрезвычайной ситуации. Там где власти нормальные — технические средства поддерживаются в рабочем состоянии, налажено взаимодействие со штабами МЧС. Где власти нерадивые — полный развал.

«СП»: — То есть указ президента не потребует больших средств для реализации? Речь идет, в основном, о разъяснительной и законодательной работе?

— Законодательно объединить технические устройства необходимо. Но надо их еще объединить и технически. К примеру, я — руководитель коммерческой радиостанции. Должен в соответствии с законом дать в эфир сигнал. Но откуда я его возьму? Мне надо куда-то подключиться, мне его по телефону записать, или на диске передадут? Или он у меня в компьютере должен быть? Весь технический регламент надо досконально прописать и отработать на местах.

«СП»: — Недавно в Нью-Йорке бушевал ураган Сэнди. Полицейские лично обошли 300 тысяч квартир и предупредили людей. В Крымске с населением чуть более 50 тысяч человек этого сделать не сумели.

— В школьной программе есть предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ), его изучают с третьего класса до выпускного. На уроках подробно рассказывается, что значат те или иные сигналы, кто должен обходить дома, какова роль участковых? Может, в учебных заведениях не хватает специалистов? Но люди должны с малолетства знать, как им себя вести при бедствиях. Поступил сигнал об эвакуации — люди должны знать куда бежать, а не запираться в панике дома. На местах должны быть комиссии по ЧС. Туда должны входить представители власти, спасательных служб, полиции. Прописаны и действия всех лиц в той или иной ситуации. К примеру, что должен делать участковый, как он должен обходить людей, как ему в этом должны помогать социальные службы? За рубежом все это отработано. У нас тоже работает, где есть нормальный руководитель. Со стороны МЧС вся нормативная база давно подготовлена. Но все упирается или в отсутствие финансов, или в отсутствие желания. Где-то — и того, и другого.

«СП»: — В советское время было много добровольных спасателей. На каждом предприятии и в каждом отделе были люди, ответственные за эвакуацию людей. Может, стоит вспомнить тот опыт?

— В законодательстве прописано, что любой руководитель предприятия должен обучить своих сотрудников поведению в чрезвычайных обстоятельствах. Они должны получить эти знания именно на своей работе. При местных органах власти должны быть специальные классы, куда обязаны приходить люди и постигать навыки гражданской обороны. На это, кстати, выделяются деньги. Что касается добровольцев, то с 2011 года действует 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». В соответствии с ним уже подготовлено почти 500 тысяч человек, способных хотя бы потушить пожар. Сейчас наша организация разрабатывает специальную программу подготовки по всей стране добровольцев-спасателей. Нужна только воля.

Как считает заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России Андрей Легошин, помимо прочего, при выстраивании системы важна ответственность чиновников разного уровня:

— При оказании помощи важно взаимодействие разных служб. Недавно в России ввели единый номер помощи «112», и время приезда «скорой помощи» или пожарных уменьшилась. Точно также и при выстраивании системы оповещения — важно наличие единых стандартов поведения. Единственное, как мне кажется, до 2014 года будет очень много злоупотреблений при расходовании средств. Не берусь точно назвать порядок чисел, но суммы немаленькие. Мне больно об этом говорить. Но боюсь, что злоупотреблений не избежать.

Справка «СП»

Системы оповещения о ЧС в разных странах складывались по-разному. В Европе в 2002 году Еврокомиссия запустила разработку единой Европейской системы предупреждения людей о наводнениях (EFAS), которая заключается в обмене информацией о наблюдении за природой между национальными системами оповещения. В настоящее время EFAS включает все страны Евросоюза и Молдову.

Летом этого года в США завершилось тестирование новой системы оповещения о ЧС — «План». Она включает в себя экстренную СМС-рассылку и технический регламент передачи специального закодированного сигнала всем радиостанциям и телеканалам. Подобная система действует в Японии с 2007 года. Главной ее целью является оповещение людей о землетрясениях и цунами.

В Австрии упор делается на сирены, которых насчитывается до 70 тысяч. В стране нет ни единого населенного пункта, неоснащенного данным устройством.

Более 3100 сирен установлено в Израиле. Они предупреждают жителей о ракетных ударах, авианалетах и других чрезвычайных ситуациях. Сирены дополнены системой оповещения через СМИ и операторов связи.

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Замир Усманов

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня