Наш премьер-министр сделал два сногсшибательных заявления за два дня. В первом — предложил поднять штраф за вождение в пьяном виде до 500 тысяч рублей. Во втором — не исключил возможности собственного возвращения в Кремль, потому что «это та река, в которую можно войти дважды». Что он скажет на третий день, страшно себе даже представить.
По вопросу о 500-тысячном штрафе в обществе уже сложился консенсус: ДАМа просто-напросто подставили. Точь-в-точь как с айфоном, точь-в-точь как с бадминтоном, точь-в-точь как с вечным летним временем, точь-в-точь как со Сколково, — только куда злее. Какую-то, говорят, пригрел он у себя на груди змею. И даже называют ее по имени. Хотя вообще-то у человека (не обязательно у премьер-министра и экс-президента), помимо груди, обычно имеется голова.
Я, правда, предположил, что, угрожая 500-тысячным штрафом, ДАМ самым элементарным образом упустил из виду деноминацию 1998 года (до проведения которой счет в быту и впрямь шел на сотни тысяч рублей), но ничего из сказанного в предыдущем абзаце это не отменяет, не правда ли?
Есть, конечно, и другой вариант: по согласованию с Национальным Лидером (термин, не будем забывать, Глеба Олеговича Павловского — и хорошо бы, чтобы об этом не забывал сам ГОП), Дмитрий Анатольевич все увереннее и увереннее вживается в роль Всенародного Аллергена — тем более что над нынешним обладателем этого неформального звания все необратимее и необратимее сгущаются грозовые тучи. В этом контексте и сегодняшнее заявление о гипотетическом возвращении в Кремль выглядит вполне органично: тут уж никакой газеты «Не дай Бог!» издавать не потребуется.
Был ли шанс у Медведева стать настоящим президентом или не было, мы рассуждать не будем. Равно как и о том, что он за человек, — не знаем мы этого, да и знать не можем. Но вот тот факт, что четыре года своей президентской легислатуры он, по слову поэта, просвистал щеглом, не оспоришь. А ведь, как написал другой поэт (испанский; Антонио Мачадо), радость в твой дом дважды не входит. Тебе-то в реку хочется, а реке к тебе — нет.
От Медведева сегодня отвернулись едва ли не все. Отвернулись, в том числе, и те люди, которые год назад, выступая формально «за честные выборы», а по сути дела — за принуждение Путина к отказу от претензий на третий президентский срок, — фактически стремились к переназначению (ну, не к избранию же) ДАМа еще на шесть лет президентом. Мало того, что никто не рассматривает Дмитрия Анатольевича хоть в ближней, хоть в среднесрочной перспективе в качестве «претендента на престол», но и его пребывание на посту премьер-министра с каждым новым днем все сильнее кажется затянувшимся недоразумением. Политологи все охотнее раскладывают пасьянс его собственных преемников и подыскивают ему самому новое место службы — то ли в Конституционном суде, то ли в СПбГУ, то ли послом в Лесото.
Меж тем, особенность нашего государственного устройства такова, что Медведев еще и впрямь может переехать в Кремль в случае какого-нибудь форс-мажора. Переехать пусть и на три месяца, и всего-навсего в качестве и.о. президента, но тем не менее. Превратить и.о. в полноценного президента, считается, дело техники. Правда, не всякого и.о., далеко не всякого. И, когда В.В.Путин впервые задумался над проблемой заложенного в Конституцию неформального вице-президентства, он в одночасье снял годного в президенты (при определенном раскладе) премьер-министра Касьянова и назначил на его место «негодного» Фрадкова.
Касьянов, напомню, был (или слыл) политическим тяжеловесом. Медведев, не знаю, является ли, но, безусловно, считается политической пустышкой. Причем нельзя сказать, что он ничего не сделал для приобретения подобной репутации. Напротив, вольно или невольно, он на нее (только на нее) и работал все годы своего президентства и все месяцы (начиная с мая) своего премьерства. Причем работал по нарастающей — вплоть до откровенной неадекватности заявлений, сделанных им в последние два дня. Хотя они, эти заявления, несомненно, шокируют даже на общем удручающем фоне.
Что сей сон значит? Скоро узнаем. Или ДАМа в самое ближайшее время все-таки снимут — и тогда станет ясно, что происходящее с ним сейчас — нервный срыв. Или оставят в должности — и тогда станет ясно, что валять ваньку ему просто-напросто приказали, чтобы никому даже в страшном сне не привиделось, будто Медведева можно всерьез воспринимать в качестве кандидата в президенты (или хотя бы в и.о. президента). Хуже того, не исключено, что ему буквально на днях сделали втык за то, что он, дескать, валяет ваньку недостаточно убедительно. Вот он и «подтянулся». Причем похоже, что все это ему нравится — и валять ваньку, и подобным образом «подтягиваться».
А может, Медведев что-то знает? Например, что Путин болен? Или, даже будучи в добром здравии, внезапно засобирался на покой?
Нет. Знай он такое, помалкивал бы сейчас в тряпочку. По дереву бы стучал и помалкивал. И не собственным лбом стучал бы.
Народная политология, зафиксированная в анекдотах, никогда не обманывает. Анекдотов про ДАМа не так уж много, но все как на подбор. Мне особенно нравится такой — еще 2008 года: Звонит Дмитрию Анатольевичу его матушка. «Дима, поздравляю тебя со всенародным избранием!» — Мама, ну хоть ты меня не подкалывай!" - Здесь все правда, включая псевдомолодежное словечко «подкалывать».
В одну реку нельзя войти дважды, древний грек не солгал. Да и руку совать в нее дважды не стоит и пробовать. И любой грека, не обязательно древний, легко объяснит, почему.
Фото: Дмитрий Астахов/ РИА Новости