Согласно новой программе развития Северного Кавказа до 2025 года, этот регион через 13 лет должен выйти на полную самоокупаемость. Так, по крайней мере, думают в правительстве.
Идея выработать план действий по нормализации жизни в крае появилась почти сразу же после образования Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в январе 2010 года. Назначенный полпредом президента Александр Хлопонин в первые дни улыбался в телекамеры и говорил про ждущие людей перемены. Но довольно быстро его оптимистичный настрой сменился явным разочарованием, — камеры журналистов выхватывали грустное лицо полпреда после встреч с представителями северокавказских элит.
В полпредство в Пятигорске посыпались сотни предложений от руководителей республик по развитию, все они предполагали выделение денег из федерального бюджета. Главы республик справедливо указывали на отсталость социальной инфраструктуры своих субъектов и на их слабый производственный потенциал. В сентябре 2010 правительством была утверждена стратегия развития Северного Кавказа до 2025 года. Правда, цифры в документе не впечатляли. Так, средняя зарплата в округе должна вырасти с 7,4 тыс. рублей до 23,8 тыс., что при нынешних темпах инфляции никак не означает повышения уровня жизни, а планируемое создание рабочих мест во всем СКФО было меньше роста числа трудоспособных граждан в одном Дагестане. Однако «мелкий» характер стратегии руководство регионов вполне устраивал.
Выступая в Совете Федерации на правительственном часе через месяц после утверждения документа, Александр Хлопонин рассказал о том, что даже выделяемые из федерального центра средства власти республик не могут освоить, а представляемые инвестиционные проекты не имеют четкого обоснования и развернутой сметы. То есть выглядят просто как благие пожелания вроде «хорошо бы открыть школу» или «неплохо построить завод».
Справедливость слов Хлопонина потом каждый год подтверждалась на экономическом форуме в Сочи. Северокавказские республики всякий раз представляли десятки проектов на десятки и сотни миллиардов рублей, а сумма подписанных контрактов была обычно на два-три порядка меньше. При этом такие регионы, как Волгоградская, Ростовская области или Краснодарский край умудрялись убеждать инвесторов в полезности чуть ли не всех своих инициатив.
Для реализации принятой стратегии было принято решение разработать государственную программу. Однако одобренный Минрегионом документ не получил поддержки Минфина и Минэкономразвития из-за больших сумм, совершенно неподъемных для российской экономики. Рассмотрение госпрограммы много раз откладывалось, пока президент Путин не потребовал закончить споры. В итоге документ был завершен. Только вот, по данным газеты «Известия», объем финансирования программы сократился с первоначальных 2,6 трлн до 316,4 млрд рублей. Но появилась ли в документе конкретика?
Эксперт по стратегическому развитию Северного Кавказа, профессор Института международных экономических связей РАН Светлана Липина:
— Это проблема не только Северного Кавказа, но и всей России. В данном случае программа развития такого сложного региона писалась в закрытом режиме. К нам, кавказоведам и экономистам, никто не обратился за помощью, не предложил участвовать в написании документа. Поэтому все выглядит как отдельные бизнес-идеи и бизнес-инициативы. Инвестиционные проекты в стратегии были, скорее всего, собраны из надутых планов развития отдельных регионов. Их сложили вместе и вывели общую сумму. Маркетинг, можно предположить, присутствует всего в нескольких проектах. А инвестиционный маркетинг предполагает нахождение конкурентов, партнеров, выискивание собственной линии региона. Никто даже не подумал о том, что субъекты Северного Кавказа должны в общей экономической интеграции иметь еще и свою собственную специализацию в зависимости от исключительности каждого региона. Нет смысла в каждой республике строить крупные цементные или кирпичные заводы. Необходимо, чтобы каждый регион экономически немного зависел от другого. Наша главная задача — это примирить территории, создать общее экономическое интеграционное пространство, создать рабочие места. Этого я пока не вижу.
Со Светланой Липиной согласен бывший премьер правительства Ингушетии, доктор экономических наук Ахмед Мальсагов:
— Развитие производства на Северном Кавказе должно быть продуманным, чтобы республики края не дублировали друг друга, а дополняли. Кооперация между разными регионами улучшала бы и межнациональные отношения. Сейчас продуманной политики в этой сфере нет. На стадии строительства производственных мощностей их стоимость увеличивается коррупционной составляющей. Потом, когда встает вопрос приватизации предприятий, оказывается, что предприятие имеет очень высокую цену. У нас в Ингушетии при высоком уровне безработицы многие построенные предприятия не работают. Так уже произошло со строительным комбинатом в Малгобекском районе, с кондитерской фабрикой. Построили кирпичный завод по вдвое завышенной цене. Потратили 350 млн рублей, а оказалось, что печи привезли поддержанные, которые взорвались сразу после начала работы. Теперь руководство республики пытается продать этот завод приблизительно за 100 млн. К тому же, прежде чем строить завод или фабрику, необходимо подумать о кадрах. Сегодня нет ни менеджмента, ни квалифицированных управленцев.
«СП»: — Можно ли создать современную систему управления?
— Многие руководители республик не разбираются в экономических законах и не хотят при этом никого слушать. Из-за этого многие специалисты подают в отставку. В результате не делают даже того, что лежит на поверхности. К примеру, можно на первом этапе развития начать производить то, что потребляется у себя в регионе. Но руководители редко могут разобраться, почему даже работающее производство не может реализовать свою продукцию, и приходится завозить из дальних регионов некачественные товары.
«СП»: — Если из федерального центра придут деньги на развитие, то много ли людей захочет работать по-новому?
— У нас много людей, готовых работать. Но сегодня многие предприятия на Кавказе работают «в тени». Большой процент предпринимателей даже не слышал о такой вещи, как упрощенное налогообложение. Необходимо разъяснять бизнесменам выгоду от легальной деятельности, когда им не надо будет давать взятки и они смогут брать кредиты.
«СП»: — Как думаете, можно ли сегодня ставить вопрос о слабой компетентности руководства северокавказских республик?
— Многим руководителям на Северном Кавказе мешает зашоренность, они не могут осознать проблемы развития комплексно. С другой стороны, их пугает новизна. Они уже привыкли к тому, что чем меньше собирается налогов, тем больше поступает дотаций из федерального бюджета, а чем больше дает собственная экономика, тем меньше приходит из центра. В Ингушетии уровень дотационности за последние годы не снизился, а только вырос. Я проверял некоторых высоких чиновников в республике на их способность практически применять экономические законы. Могу сказать, что они оказались людьми совершенно далекими от практики. Когда дилетанты управляют хозяйством, то хороших результатов сложно ожидать. И многим руководителям нравится система: поехал в Москву, поплакался, попросил очередную ФЦП (федеральную целевую программу - СП). Выявлять конкурентные преимущества своего региона мало кто хочет и умеет.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН Абас Ахмедуев:
— Нынешняя программа должна конкретно определить пути реализации принятой в 2010-м году стратегии. Но, на мой взгляд, она совершенно не соответствует тем задачам, что декларировались при создании Северо-Кавказского федерального округа. У нас в республике сейчас идет большая работа по подготовке различных проектов с учетом особенностей территории, но пока особых успехов в этом деле нет. В Дагестане начата реализация пока всего двух или трех проектов, потому что банки требуют гарантий выплаты кредитов, а доказать работоспособность предложений очень сложно. А вот что касается потенциала, то он у республики есть. С 1965-го по 1980-й годы в Дагестане было построено 22 крупных завода и быстро подготовлены необходимые специалисты. Вот этот опыт можно было бы использовать.
Те, кто был в Дагестане, знают, что там в большинстве городов у местных властей не хватает сил даже положить новый асфальт, не говоря уже о том, чтобы наладить (или начать) работу общественного транспорта. Причиной этого не всегда является отсутствие средств. К примеру, 150-тысячный Хасавюрт представляет из себя сплошной восточный базар, туда едут за товаром со всей страны. Казалось бы, бюджет города должен распухать от налоговых поступлений, однако даже убирать мусор с улиц не получается. Но «как на голубом глазу» в конце мая этого года глава Дагестана Магомедсалам Магомедов представил в Ново-Огарево президенту Путину план строительства нового города с населением до 500 тысяч человек. По замыслу главы республики, там должны быть построены инновационные предприятия, технопарки, морские пляжи мирового уровня, научный и студенческий городки. Единственно, по словам Магомедова, республике самостоятельно такое не осилить, вот была бы поддержка…
— Проект нового города все помнят, — говорит Абас Ахмедуев, — но было бы правильным сначала навести порядок в имеющихся городах. В первую очередь надо суметь использовать тот производственный потенциал, который есть. Пока он работает максимум на 25%, а в некоторых отраслях — не более 10%, многие предприятия и вовсе остановлены. А ведь новое строить гораздо сложнее…
Жизнь простых людей на Северном Кавказе трудна. Многие школы вынуждены работать в две смены. Зарплаты квалифицированных специалистов на грани прожиточного минимума, многие и вовсе не имеют никакого постоянного заработка. По этой причине для местной молодежи работа в органах правопорядка представляется престижной, хоть и связана с большим риском для жизни из-за активности бандподполья. Немало людей вынуждены ютиться большими семьями в тесных комнатках общежитий городов, покидая родовые села в поисках заработка. На все это накладывается чудовищная коррупция: люди часто вынуждены платить взятку, чтобы не быть уволенными или отчисленными из института. При этом чуть ли не в обязанности людей, от чиновников до школьников, входит восхваление глав республик.
И вполне логично возникает вопрос, не является ли выгодной для северокавказских элит нынешняя ситуация?
Фото: Дмитрий Астахов/ РИА Новости