Российские почтальоны в ближайшее время заговорят с иностранным акцентом. Как сообщил на специально собранной пресс-конференции глава дирекции по организации производственных процессов «Почты России» Александр Тимофеев, в почтовом ведомстве не хватает сотрудников из-за низких окладов, а мигрантов зарплата в 13 000 -14 000 рублей смущать не будет.
Инициатива почтовиков была воспринята в обществе, мягко говоря, неоднозначно. По мнению председателя движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромата Шарипова, речь идет о естественном процессе замещения вымирающих россиян энергичными гастарбайтерами: «Без помощи мигрантов Россия не справится… Кто будет подметать дороги, работать в магазинах и на рынках? Населения нет, государство осталось без трудоспособного населения».
Депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев напротив, выразил свое возмущение планами «Почты России». В письме, адресованном министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову и генеральному директору «Почты России» Александру Киселеву, он заявил, что компания, вместо повышения заработков своим работникам, направилась по пути наименьшего сопротивления, собираясь привлекать самый нетребовательный и при этом непрофессиональный контингент. По его мнению, качество почтовых услуг, которое и без того оставляет желать лучшего, существенно снизится. Также он сказал, что данный подход противоречит Конституции, поскольку граждане России не могут рассчитывать на достойную зарплату из-за кадровой политики учреждения, направленной на привлечение «сотрудников, предъявляющих к работодателю заведомо низкие требования».
О серьезных проблемах в почтовом ведомстве говорят не только депутаты Госдумы. Год назад Федеральная таможенная служба (ФТС) фактически обвинила сотрудников почтовой службы в профнепригодности. Информационная база «Почты России», говорилось в сообщении организации, недостоверно отображает сроки оформления международных почтовых отправлений ФТС: «…посылки и письма из-за рубежа проходят таможню в установленный срок (один рабочий день)… Однако в базе „Почты России“ данные о сроках оформления не всегда указаны достоверно, а также не фиксируется дата выпуска почтовых отправлений таможенниками». А нынешней осенью, в сентябре, неэффективной деятельность «Почты России» признала Счетная палата РФ. Как оказалось, в отношении 365 объектов недвижимости, используемых предприятием, не до конца юридически оформлены права. Кроме того, была отмечена некачественная работа Россвязи (собственника «Почты России») в 2004—2009 годах. В ходе проверки обозначились проблемные вопросы, связанные с предоставлением универсальных услуг связи, требующие незамедлительного реагирования со стороны Минкомсвязи, заявили в палате.
Качество «универсальных услуг связи» и впрямь оставляет желать лучшего. К примеру, не так давно Красноярский краевой суд вынес решение о взыскании с «Почты России» 50 000 рублей за утерю ценного письма, в котором супруги, проживающие в краевом райцентре Зеленогорск, выслали свои заграничные паспорта на адрес одной из московских туристических компаний. Речь шла об оформлении виз в Чили, поэтому послание было отправлено первым классом с объявленной ценностью 2500 рублей. Стоимость поездки, оплаченной истцами, составила 890 тысяч рублей.
Вследствие потери письма супруги были вынуждены лично отправиться в Москву для оформления загранпаспортов и виз. На проживание в гостинице они израсходовали 31000 рублей, еще 294 тысячи заплатили юридической фирме за ускоренное оформление загранпаспортов. Суд взыскал в пользу супругов 326 тысяч рублей.
К сожалению, получить компенсацию удается далеко не всем обманутым клиентам почтового ведомства. Руководитель Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков говорит, что на «Почту России» поступает огромное количество жалоб «…на хамство, кражи посылок, потерю почтовых отправлений, на то, что «найти концы» там невозможно. Одним словом, на произвол, творящийся в отделениях почтовой связи. Причем виновных руководство не наказывает.
Проблема, как в любой организации, в руководстве. Однако в отличие от других организаций, на «Почте» эта проблема непробиваемая. Уровень деятельности всех структур зависит от того, насколько профессионально создана схема управления. Если она высокого уровня — структура функционирует эффективно, если нет, работает так, как «Почта России». Многолетний опыт нашего общения с этим предприятием свидетельствует: ситуация в лучшую сторону не меняется.
В интернете можно увидеть большое количество видеороликов, на которых работники почтовой службы играют посылками «в футбол»: бросают их на асфальт при разгрузке, пинают…
Работникам недоплачивают и они, как часто с грустью шутят на нашем форуме посетители, «добирают» заработок посылками".
«СП»: — Каковы причины незаинтересованности главных почтовиков в нормализации деятельности почты?
— Гигантской системе с десятками тысяч отделений, необходимо высококвалифицированное управление. Руководство, с одной стороны — не справляется, с другой — не заинтересовано в результатах своего труда. Оно получает высоченные зарплаты и премии, которые само себе выписывает. Но их размер никак не связан с достигнутыми показателями. Совет директоров «Почты России» имеет возможность назначать себе премии, например, по одному миллиону рублей. Зачем наводить порядок в почтовых отделениях, разрабатывать почтовые правила, соответствующие современным требованиям, отлаживать маршруты доставки корреспонденции?!
Отсутствует механизм, при котором качество услуг влияло бы на доходы начальников. Компания государственная, руководство сидит на огромных денежных потоках, делит бюджеты и выписывает себе нескромных размеров премии. Никто их не наказывает за воровство посылок, потерю писем и множество других нарушений.
«Почта России» абсолютно не соответствует нынешним реалиям, она осталась в советском прошлом, только воровали тогда значительно меньше.
Надо отметить, что главы этого ведомства пытались подстроиться под современные требования. Но попытки более напоминали пиар. Деньги вкладывались в вывески, рекламные кампании, а не в преобразования. Они и сейчас говорят о намерении изменить почту. Но и это для поддержания имиджа.
«СП»: — Как вы относитесь к микрокредитам, выдаваемым почтой?
— Безобразная история. Займы почти под 3000% годовых! Очевидно, что высший менеджмент компании, пользуясь своим монопольным положением, пытается заработать.
Такие кредиты берут люди, оказавшиеся в безвыходном положении. Во многих населенных пунктах отсутствуют банковские учреждения, жителям больше негде занять денег. А проживающие в городах, в значительно меньшем количестве, берут их оттого, что на получение требуется значительно меньше документов и времени, чем в банках. Пришел в почтовое отделение, получил и попал в долговую яму. Многие не имеют возможности их вернуть.
Легкие деньги создают финансово неграмотному населению, постоянно попадающему в разные передряги, огромные проблемы.
В самом факте выдачи кредитов ничего плохого нет. Но только в случае, если ставка адекватная, пусть чуть большая, чем в среднем по стране, поскольку это микрокредит. Однако когда ставка в десятки раз выше — это варварство!
«СП»: — Допустимо ли принимать на работу гастарбайтеров из-за недостатка работников?
— Сложно предсказать, чем это обернется. С одной стороны, если мигрантов устраивает такой размер заработков — пусть работают на почте. Возможно, они не станут воровать посылки. Однако наверняка возникнут проблемы общения с посетителями — многие мигранты слабо владеют русским языком.
Разумеется, нужно было отыскать иной выход из кадрового кризиса. Сократить других работников и повысить зарплату тем, кто требуется значительно больше. А вообще, получится замкнутый круг, как в ГИБДД. На какую бы сумму ее сотрудникам ни повысили зарплату, они продолжат вымогать деньги с водителей. Это образ жизни. Так и на почте: повысят оклады, но работники как воровали посылки, так и будут воровать.
Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости