«В основе претензий общества к власти их упорный необъяснимый антикоммунизм...»
Сергей Аксенов
Депутаты Госдумы намерены защитить россиян от недобросовестных предпринимателей, работающих в сфере потребительского рынка. Просроченные продукты или некачественные услуги обойдутся им в прямом смысле слишком дорого, поскольку уже в следующем году штрафы за обман покупателей могут вырасти в разы.
Соответствующий законопроект, усиливающий ответственность за нарушение прав потребителей, уже внесен в нижнюю палату парламента. Как рассказал «СП» один из авторов документа, зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, «на первое чтение он, скорее всего, попадет в зимнюю сессию. И мы будем рекомендовать Думе принять законопроект в любом случае, принимая во внимание его значимость».
По мнению парламентария, нынешние меры административного воздействия не стимулируют предпринимателей к ведению добросовестной деятельности. Порой им выгодней уплатить штраф (тем более что максимум придется раскошелиться на 20 тысяч), а не тратиться на образцовый сервис и закупку качественного товара.
Поправки, которые предложено внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривают значительное увеличение штрафов, и введение альтернативных мер наказания за повторные нарушения.
Так, согласно документу, размер штрафа для должностных лиц составит от 7 до 10 тыс. руб. (сейчас — 1−2 тыс.), для индивидуальных предпринимателей — до 50—70 тыс. руб., для юрлиц — до 100—300 тыс. руб. (в нынешнем варианте обе эти категории могут быть оштрафованы на 10−20 тыс.). За повторное нарушение штрафы будут увеличены, причем для юридических лиц они могут доходить до 1 млн. руб. В случае невозможности выплаты штрафа разработчики документа предлагают дисквалифицировать сотрудников организаций-нарушителей на срок до года. А индивидуальные предприниматели и юридические лица в таком случае могут поплатиться приостановкой деятельности на месяц.
По мнению Звагельского, предлагаемые меры будут способствовать повышению ответственности бизнеса перед потребителями: «Мы не оперируем абсолютными понятиями. Конечно же, это не значит, что завтра вы придете в магазин и там все будет замечательно, или завтра же вы будете пользоваться идеальными услугами банков, страховых компаний, турфирм. Но я все же рассчитываю, что это повысит ответственность бизнеса».
Защитники прав потребителей отмечают важность думской инициативы, однако оценивают ее по-разному.
— Увеличение штрафов, несомненно, должно оказать, прежде всего, стимулирующий эффект, — считает зампредседателя Союза потребителей России Антон Недзвецкий. — Для того чтобы многие наши недобросовестные предприниматели начали как-то задумываться и как-то пересматривать свою политику — уходить от нарушений. Чтобы стало, действительно, опасно нарушать КоАП. Поскольку, когда штраф (как сейчас) составляет 10−20 тысяч — это мало кого беспокоит. За день работы можно заработать гораздо больше. А если штраф за нарушение составит уже 500 тысяч и плюс приостановление деятельности, то это заставит задуматься. Будут бояться проверок, будут бояться нарушать, потому что бить себя по карману никто не захочет.
«СП»: — Но проверки, насколько известно, проходят в определенном режиме и не так часто…
— Да, к сожалению, возможность проведения проверок контролирующими надзорными органами сейчас очень ограничили. И все это очень плохо сказалось на интересах потребителей. Более того, скажу: контролировать потребительский рынок теперь практически некому — отсюда массовые нарушения во всей сфере. Полки магазинов завалены некачественной продукцией, что приводит к отравлениям. Покупателей обманывают, обвешивают, обсчитывают. Вот, что происходит. И максимальный штраф — 10−20 тысяч. Да любая бензоколонка, которая не доливает бензин (простой пример), она за день зарабатывает в несколько раз больше. И такая ситуация на протяжении многих последних лет наблюдалась, потому что ответственности перед потребителем не было.
«СП»: — То есть ужесточение здесь необходимо?
— Людей нужно защищать. И хорошо, что наконец-то мы озаботились этим. Потому что уклон государства в сторону интересов бизнеса привел к тому, что потребителя оставили в больно уж неприглядном положении.
«СП»: — А не приведут ли новые штрафы к разгулу потребительского терроризма?
— Потребительский терроризм здесь совершено ни при чем. От того, что организацию-нарушителя накажут, потребитель получит разве что моральное удовлетворение. Материального-то никакого. Штраф идет в бюджет. Это административный штраф. Но есть гражданско-правовые санкции, которых нужно и можно добиваться в судебном порядке — это либо компенсация морального вреда, либо возмещение убытков. Понятно, из-за пакета прокисшего молока человек не пойдет в суд. Но он может написать жалобу в Роспотребнадзор. И Роспотребнадзор придет с проверкой и оштрафует магазин уже не на 10 тысяч, а на 300 или на 500 — в зависимости от обнаруженных нарушений.
Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Алишер Захидов — за «золотую середину»:
— В целом мы поддерживаем инициативу. Но многие просто не смогут выплатить слишком высокие штрафы. Поэтому за миллионными санкциями, скорей всего, последует расцвет коррупции. По аналогии: вот премьер Медведев предложил ввести гигантские штрафы за вождение в нетрезвом виде. И все понимают, что пожелание его невыполнимо, потому что названные премьером цифры несоразмерны с уровнем финансового состояния общества. Москва и Питер — это еще не вся Россия. И 200−300 тысяч рублей там - это фактически новая машина. Проще старую бросить, либо заплатить гаишнику какую-то мзду. В административном праве штраф должен стимулировать ответственность, а не губить ее на корню.
«СП»: — Сегодня правила игры на потребительском рынке фактически диктуют ритейлеры, и именно в сетевых магазинах чаще всего выявляют нарушения. Если законопроект примут, в крупных торговых сетях нарушений будет меньше, или для них новые штрафы, как говорится, что «слону дробина»?
— Мне кажется, что меньше не будет. Действительно, сегодня ритейлеры со своим сетевым бизнесом вошли в нашу жизнь и, действительно, они занимают на рынке доминирующее положение. Но однозначно — качество их не изменится. Почему? Потому что во всяком ритейлерском бизнесе есть своя надзорная инстанция, комиссия, которая следит за качеством товаров, за утилизацией некачественной продуктов, за выбраковкой, работает с потребителями
«СП»: — Теперь оштрафуют, глядишь, и воду проведут?
— Не думаю. Даже безумные штрафы не приведут к качественным изменениям, потому что 80 процентов людей, которые сегодня работают в московской торговле — это пришлые люди. Там одна забота — чтобы не выгнали из этого магазина. Где там о добром имени думать? Вот если власть занимается цивилизованной торговлей, она должна, прежде всего, себе хвост подрезать и сказать управам, префектурам (Собянин должен сказать): хватит создавать вот эти непонятные палатки, торгующие, непонятно по каким правилам и законам. На потребительском рынке должна быть цивилизация, т.е. должен быть всеобъемлющий охват правоотношений, если так уж по-умному говорить.
Фото: Сергей Васильев/Коммерсантъ