Оказывается, по содержимому холодильников россиян можно отслеживать социальные изменения, происходящие в обществе. Об этом рассказала «Ведомостям» директор Центра социальной политики Академии народного хозяйства Светлана Мисихина. По ее словам, статистика потребления продуктов разными социальными группами показывает, что за последние десять лет бедные россияне «буквально совершили скачок в качестве жизни — стали питаться гораздо лучше», а «рацион богатых так и остался убогим с точки зрения диетологии». Конечно, богатые покупают продукты в дорогих супермаркетах, но если смотреть не на цены, а на структуру питания, то окажется, что она не сильно отличается от бедняцкой трапезы. Различаются только цены, качество продуктов и доля расходов на питание: бедные тратят на еду 46,2% своих доходов, а богатые — 18,4%. При этом по потреблению продуктов питания бедные россияне уже догнали или догоняют обеспеченные слои, констатирует Светлана Мисихина.
Кстати, в прошлом месяце та же Мисихина, в соавторстве с руководителем Центра стратегических исследований Михаилом Дмитриевым выпустили весьма спорный доклад под названием «Прощай, нищета». В этом докладе бедные определялись как люди, живущие на сумму от 2 долларов в день по паритету покупательной способности. Мисихина и Дмитриев утверждают, что так как меньше 2 долларов в день тратит лишь 0,05% населения, которые теоретически укладываются в статистическую погрешность, то с нищетой в России покончено.
Ну а «небедные» граждане, которые живут на 60 рублей, по подсчетам Мисихиной, теперь потребляют не 1525 ккал, а 2100 ккал в день. Самый большой разрыв с обеспеченными россиянами у бедных был в потреблении белков, овощей, фруктов, но на протяжении последних десяти разрыв быстро сокращался, и сейчас «по физиологическим параметрам» рацион питания этой группы уже соответствует нормам Всемирной организации здравоохранения, то есть в России не осталось голодающих.
А обеспеченные граждане, по ее словам, как ели хлеб и жареную картошку, так и продолжают это делать, за десять лет структура их питания не изменилась, утверждает Мисихина, ссылаясь на данные Росстата. Интересно, каких это богатых, привыкших к спартанскому образу жизни, исследовал доблестный Росстат, чтобы продемонстрировать такие ошеломляющие результаты? Кстати, если верить Росстату, продукты у нас с начала года подорожали всего-то на 6%. Создается такое ощущение, что сотрудники статистического ведомства вообще не ходят в магазины или ходят в какие-то другие.
О том, действительно ли Россия попрощалась с нищетой, «СП» побеседовала с экономистом Владиславом Жуковским.
— Действительно, в России практически нет бедности по меркам слаборазвитых стран, именуемых МВФ, Всемирным Банком не иначе как «развивающимися экономиками» и «странами с переходной экономикой». В этом смысле нынешние власти могут смело отчитаться о том, что за годы своего правления им удалось решить проблему бедности, а нищета как социальное явление ушла в небытие.
«СП»: — А как на самом деле?
— Если сравнивать нынешнее положение дел в России с серединой 1990-х годов, когда десятки миллионов нищих, обездоленных, люмпенизированных, спившихся и просто умерших россиян воспринимались «младореформаторами» из команды Егора Гайдара в качестве «необходимых издержек рыночной трансформации», то сегодняшняя Россия, действительно, может являться образцом для подражания. Однако в любой экономически развитой стране мира, претендующей на звание социально ориентированного государства и тем более заявляющей о своих амбициях на модернизацию и развитие человеческого капитала, ситуация, при которой практически 85% населения страны не получают среднюю заработную плату, расценивалась бы как скрытый геноцид коренного населения со стороны властей.
«СП»: — Что вы скажете по поводу оценки равенства богатых и бедных с точки зрения холодильников?
— На мой взгляд, это полная ерунда. Холодильники богатых отличаются не только по содержанию, но даже по размеру. Сейчас в богатых домах модно покупать холодильник размером со средний платяной шкаф, соответственно, разговоры о том, что «по потреблению продуктов питания бедные россияне уже догнали или догоняют обеспеченные слои» — полный бред. Ведь даже для того, чтобы заполнить такой холодильник, богатым нужно взять продуктов в разы больше по количеству. Ну а насчет качества, черной икры и крабов я вообще молчу. Поэтому тезис о том, что «рацион богатых так и остался убогим с точки зрения диетологии», не выдерживает никакой критики.
«СП»: — А что это за цифра такая странная — 2 доллара, от которой отталкиваются эксперты в своих расчетах бедности?
— На самом деле, если исходить из критериев МВФ, ООН и группы Всемирного Банка, то порогом для определения абсолютного уровня бедности является среднесуточный доход в размере 1,25 доллара по паритету покупательной способности. Именно столько на протяжении последних лет составляет средний уровень границы отсечения бедности и нищеты в 15 наиболее слаборазвитых и экономически отсталых странах мира. Одновременно с этим, в качестве альтернативного метода оценки порога бедности и откровенной нищеты используется оценка среднесуточных доходов населения в размере 2 доллара. Однако нужно понимать, что 2 доллара в сутки в России и странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — это две большие разницы в силу целого ряда объективных причин: климатических, географических, социальных, инфраструктурных. И совершенно непонятно, каким образом эксперты, ссылающиеся на оценки Всемирного Банка и МВФ, делают вывод о том, что у нас решена проблема бедности, исходя из совершенно неприменимого к России критерия оценки нищеты.
«СП»: — В чем заключаются особенности России, которые не позволяют оценивать ее по мировым стандартам?
— Да вы взгляните на квитанции по квартплате, на счета за отопление, электроэнергию, горячую воду, и сразу поймете, что в России прожить на 1800 рублей в месяц (месячный эквивалент 2 долларов в сутки), 70% территории которой находится в зоне если и не вечной мерзлоты, то крайне сурового климата, просто невозможно. Это не Африка.
Также нужно понимать, что в странах с теплым, зачастую субтропическим и тропическим климатом, для которых в качестве индикатора нищеты применяется отметка в 2 доллара, у людей есть возможность добывать себе пропитание практически на улице или в личных подсобных хозяйствах с минимальными материальными затратами. В России же свыше 73% населения живет в крупных и средних городах, расположенных в большинстве своем в весьма сложных климатических условиях, они не в силах кормиться от природы. Российские граждане вынуждены ходить в магазин и покупать постоянно дорожающие товары первой необходимости.
«СП»: — А как оценивают бедность в развитых странах мира?
— Если в качестве критерия оценки уровня бедности использовать показатель, принятый в тех же самых США и ряде других крупных экономически развитых стран (к коим в своих выступлениях Россию все время относит нынешнее политическое руководство) — планку в 15 долларов в день, то ситуация с нищетой в России оказывается прямо противоположной. Если исходить из того, что минимально необходимым уровнем оплаты труда является сумма в 14 тыс. рублей в месяц, то, согласно официальным данным Росстата, окажется, что реальный удельный вес населения России, находящегося за чертой бедности, составляет вовсе не 0,05% населения страны, как это представили эксперты в своем докладе, а зашкаливает за 40%.
К слову, на днях глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что в стране пора вводить продуктовые карточки для бедных. Главный санитарный врач России нередко выступает с экстравагантными идеями. Но на этот раз предложение Онищенко сумасбродным не назовешь.
Фото: Михаил Фомичев/РИА Новости