Странное заявление сделал на днях первый зампред Совета Федерации Александр Торшин, предложив переселить детей-сирот из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока на Северный Кавказ. По мысли сенатора, дети будут воспитываться «в лучших традициях Кавказа», знать язык и местные обычаи, что в будущем позитивно скажется на межнациональных отношениях в стране. За воспитание сирот кавказцы будут получать зарплату, что решит проблему безработицы. А государство сэкономит: на юге, по мнению политика и поддержавших его представителей северокавказских республик, содержание детей обойдется гораздо дешевле. Трудностей сторонники «плана Торшина» не боятся. Да и сама идея создания на Северном Кавказе «всероссийского детдома» не более утопична, чем получивший второе дыхание правительственный план создания в кишащих боевиками горах «всероссийской здравницы».
Действительно, проект преобразования самого неспокойного региона страны в мировой центр туризма недавно получил новое развитие. По планам правительства, туристический кластер будет включать несколько зон, где будут располагаться курорты мирового уровня с современными горнолыжными подъемниками, ресторанами и отелями общей вместительностью 140 тыс. мест. Всего проект, по оценкам госчиновников, потребует более 450 млрд рублей в своей горной части и 140 млрд на обустройство пляжных курортов Каспия. Правда, пока не будет разгромлено террористическое подполье, приехавшие на отдых туристы рискуют стать жертвами нападений. А если не искоренить коррупцию и клановость (главная беда региона, по словам Д. Медведева), то все финансовые затраты государства окажутся попросту разворованными. Однако эти обстоятельства чиновников не смущают: Госкомпания ОАО «Курорты Северного Кавказа» заявила, что у них готов довольно затратный план по созданию новой авиакомпании, которая будет обслуживать новые курорты.
Конкретнее о планах рассказал «СП» сотрудник пресс-службы компании, пожелавший остаться неизвестным:
— Создание новой авиакомпании поручил разработать Дмитрий Медведев на одном из совещаний по развитию туризма. Мы этот план разработали. Нужна авиакомпания, которая бы осуществляла не только рейсы на Северный Кавказ из центральных городов страны, но и по маршрутам внутри региона. К примеру, на курорт в Архызе можно попасть, только проехав 200 км от аэропорта Минвод. Для преодоления таких расстояний нужны небольшие самолеты. Уже проводились консультации с некоторыми производителями. Идея понравилась «Аэробусу», они готовы при достижении определенного пассажиропотока построить завод по производству самолетов. Приблизительная стоимость всего проекта создания авиакомпании оценивается в 100 млрд долларов, окупиться он должен к 2026 году при пассажиропотоке в 4 миллиона человек в год.
На вопрос «СП», не проще ли помочь отрегулировать цены у уже имеющихся аиваперевозчиков, в пресс-службе «СП» ответили: «Мы не занимаемся регулированием цен, мы просто разработали концепцию в соответствии с поручением».
Сегодня добраться до северокавказских республик стоит значительно дороже, чем до более дальних Египта и Турции. К примеру, билет в один конец по пути из Москвы в Грозный обойдется пассажиру минимум в 8 тыс. рублей. С учетом того, что поезд по этому маршруту ходит через день и едет больше суток, многие люди сегодня оказались буквально отрезанными от своих родственников.
Специалист по стратегическому развитию Северного Кавказа, профессор Института международных экономических связей РАН Светлана Липина:
— Авиакомпаний у нас множество, но нет той, что позволила бы людям со средними доходами перемещаться по стране. На Северном Кавказе лучше, чем в других районах страны развита дорожная инфраструктура, там больше перемещаются на личном автотранспорте. На этой территории было бы логичней развивать скоростные железные дороги и увеличивать грузовую пропускную способность автодорог. Не вижу смысла запускать самолет на расстояние 180 км, которые разделяют Грозный и Махачкалу. Тем более что около Махачкалы часто дуют сильнейшие ветра. В Грозном и Владикавказе есть аэропорты, которые можно улучшить и принимать больше судов из центра. Лететь 200−300 км на самолете возможно разве только для частных туров отдельных предпринимателей. Думаю, что создание новой авиакомпании не решит проблемы дороговизны билетов. Чтобы обеспечить поток эта компания все равно переориентируется со временем на Египет, Турцию и Арабские Эмираты.
«СП»: — То есть вы не верите в 4 миллиона туристов в год на курортах Северного Кавказа?
— Если каждого второго жителя Северного Кавказа, который отдохнет у себя дома, посчитать как туриста, то выйдет и 10 миллионов. У нас в стране есть любители горных лыж, но их не так много. У нас северная страна, и каждой семье хочется детей вывести к морю, а не в холодное высокогорье. Самые богатые, сырьевые регионы находятся у нас на севере. Там люди хорошо зарабатывают, тратят много денег на отдых, но едут тоже на море. Кстати, как ни странно, они предпочитают перемещаться на автомобилях, — заключает Светлана Липина.
Специалисты скептически оценивают потенциал территории для туризма в ближайшем будущем. Тем не менее, руководство страны упорно продвигает идею туркластера под бурные аплодисменты элит северокавказских республик, почувствовавших, видимо, неплохую возможность получить легкие деньги.
Но если идея с туркластером касается только денег (простые туристы вряд ли поверят грандиозным планам и будут рисковать своей безопасностью), то план Торшина чреват глубокими социальными последствиями. Сам политик, судя про опубликованному газетой «Известия» заявлению, видит в проекте переселения русских сирот на Кавказ одни плюсы:
— Заключается договор, и люди принимают маленьких постояльцев с обязанностью кормить, одевать, обувать. За это они будут получать соответствующее содержание. Уверен, что это было бы эффективное частно-государственное партнерство, — говорит сенатор.
Выиграет, по мнению Торшина, и экономика. Дескать, сегодня государство тратит от 300 тыс. до миллиона рублей в год на содержание в детдомах сирот, а на Северном Кавказе люди умудряются прожить и на меньшие деньги. Получат, мол, зарплату воспитателя и смогут распределить семейный бюджет на еще одного ребенка. Или двух и больше.
— Маленький человечек, который и так обделен родительским теплом, он еще и климатическим теплом обделен. А в Северной Осетии руку протянул — и вот тебе фрукты бесплатно, — рисует благостную картинку Торшин.
Как говорит сенатор, проживая на Кавказе, русские дети смогут впитать самые лучшие традиции местных народов, выучить их языки, научиться толерантности. Выросшая и проработавшая значительное время на Северном Кавказе профессор Светлана Липина далека от такого взгляда:
— Нельзя не учитывать разницу менталитетов. Я бы посоветовала господину Торшину начать с себя в этом вопросе. У него наверняка есть родственники. Пусть бы они пожили на Северном Кавказе, вели бы дневник, а потом бы поделились со всеми нами ощущениями в социальных сетях. Отсыл к дороговизне воспитания детей в Сибири тоже неправомочен: у государства есть обязательства обеспечивать сирот, где бы они ни находились. Вот опыт Кавказа мог бы пригодиться для других регионов. Там практически нет брошенных детей, всех воспитывают в семьях. Но такие семьи нашлись бы и в Сибири, и на Дальнем Востоке, если бы была нормальная поддержка от государства. Мы сегодня говорим о том, как привлечь людей на Дальний Восток и в Сибирь, а на Северном Кавказе как раз хорошая демографическая ситуация. Там много молодежи до 25 лет, которую надо обеспечить нормальной работой.
Публицист, член Координационного совета оппозиции от курии националистов Константин Крылов тоже выступает против идеи Торшина:
— Северный Кавказ сегодня плохо контролируется центром и в основном чисто в военном отношении. Реальный контроль федеральных органов за судьбой отданных детей невозможен. Этого вполне достаточно, чтобы поставить крест на самом плане. Но добавлю еще одно обстоятельство. Известно, что Северный Кавказ — место неспокойное, есть основания предполагать там в ближайшем будущем новые конфликты. В таком случае русские дети в кавказских семьях станут идеальными заложниками. Никакому Басаеву не понадобится больше захватывать больницу. Для федерального центра появиться еще одна необходимость идти на любые уступки. Я поддержал бы план, если бы сами авторы испытали его на себе. Пусть поживут в кавказских семьях, проникнутся традиционными кавказскими ценностями, в частности, кавказским хорошим отношением к своим детям. Думаю, это бы повлияло на их мировоззрение.
«СП»: — Как можно расценить идею таким способом решить на Северном Кавказе проблему безработицы?
— Почему бы русским семьям не предложить подобную работу? Взять на воспитание детей и получать деньги как воспитателям почему-то предлагается кавказцам. Одна из главных проблем Северного Кавказа состоит в том, что людям не предлагают никакой нормальной работы. Им предлагают либо получать деньги за то, что они кавказцы, либо за какие-то крайне странные и явно не соответствующие современности занятия. Думаю, что в дальнейшем возможно появление новых инициатив в этой области. К примеру, кавказцам можно платить за то, что они сохраняют кавказскую культуру или выплачивать содержание носителям редких языков за то, что они на этих языках говорят, давать им за это еще и профессорские звания. От власти можно ждать любых решений, кроме единственно нормального. Кавказ — это благодатная земля, он способен кормить себя сам. В советское время это вполне удавалось. Сегодняшнее положение вещей вредно не только для России в целом, но прежде всего для самого Кавказа. Все эти инициативы власти только развращают людей. Выплата денег за сохранение архаики полностью противоречит самому идеалу модернизационного развития. Не секрет, что переданные на Кавказ дети будут собирать там черемшу. Такие предложения — это поощрение самой настоящей дикости. Но нашей власти это, видимо, выгодно, — подчеркивает Константин Крылов.
Неоднозначно идею передавать русских детей в кавказские семьи воспринимают и в самих республиках края. Уполномоченный по правам ребенка в Карачаево-Черкесии Лариса Абазалиева, с одной стороны, может привести много отдельных примеров благополучного усыновления русских детей семьями разных национальностей, но при этом сдержанно говорит о возможных проблемах:
— Передача детей в семью должна быть продуманной. Необходим институт сопровождения. Это должны быть не редкие звонки с вопросом «все в порядке?» Сотрудники детдома, психологи должны помогать решать неизбежно возникающие конфликты. Со своими детьми они возникают, а с приемными — во сто крат сложнее. К тому же, не совсем правильно перемещать детей из родного региона, где они могут общаться со своими бабушками, дедушками, тетями. Да и родители (у большинства они живы) могут одуматься и восстановить свои родительские права. Что касается предложения платить деньги за содержание детей, то экономическая модель сработает. Но в воспитании детей играют роль не только материальные факторы. Есть разница менталитетов, есть психологические особенности разных людей, — говорит Лариса Абазалиева.
Тревога экспертов вполне оправдана. Тем не менее, ждать катастрофических последствий от плана сенатора Торшина пока не стоит: для переселения русских сирот на Кавказ потребуется самым основательным образом доработать действующее законодательство и провести масштабную агитационную работу в регионах. А этой деятельностью, при отсутствии многомиллионного госфинансирования, никто, включая самого сенатора, заниматься не будет. Да и с деньгами план создания «всероссийского детдома» с большой вероятностью станет еще одним «распильным проектом». Неслучайно, что властные инициативы по нормализации ситуации в бедном и криминализованном регионе Северного Кавказа выглядят оторванными от жизни, совершенно неосуществимыми и даже вредными. Зато их капиталоемкость и потенциальная коррупционность всякий раз оказывается вне конкуренции.
Фото: Алексей Куденко/ РИА Новости