Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 декабря 2012 17:19

Депoртация в правовoе поле-2

Валерий Рашкин: «С позволения властей нелегальная миграция и коррупция идут рука об руку»

17

Все чаще в сводках информационных агентств фигурируют случаи межэтнической розни — избиения или даже убийств людей на национальной почве. При этом данные вопиющие факты касаются не только представителей национальных меньшинств, но и русских. Можно вспомнить одно убийство фаната «Спартака» Егора Свиридова в декабре 2010 года, приведшее к беспорядкам на Манежной площади и волнениям в 12-ти городах России. Этот и другие случаи агрессивного выяснения межнациональных отношений напрямую связаны с неконтролируемым властью миграционным потоком, жертвой которого становится, в первую очередь, столица. Последние события показывают, что недалек тот день, когда ситуация может выйти из-под всяческого контроля.

Говоря о московских проблемах миграции, мы должны четко разделять миграцию внутреннюю и миграцию внешнюю. Выходцы из Кабардино-Балкарии, Чечни, Дагестана или любой другой республики Северного Кавказа могут спокойно жить и работать на всей территории нашей страны наравне с уроженцами остальных регионов. Это правило закреплено в российской Конституции и не может быть оспорено. Единственным, на мой взгляд, вполне справедливым требованием для этого является наличие местной прописки. В особенности, этот вопрос остро стоит в перенаселенной столице. Но как бы там ни было, внутренние миграционные потоки в любой стране могут и должны передвигаться без видимых препятствий.

Другое дело, иностранная миграция. Не секрет, что Россия является крупнейшим реципиентом трудовой силы в регионе и, по состоянию на данный момент, вопросы трудовой миграции очень слабо регулируются действующим законодательством. Иного и сложно ожидать — до сих не оборудованы надлежащим образом более 7.000 километров границы с Казахстаном и республиками Средней Азии, откуда идет основной поток дешевой нелегальной рабочей силы. Дельцы и коррупционеры из числа чиновников зарабатывают на крове и поте этих несчастных огромные деньги. Стала уже классической ситуация в Москве с наймом на работу простого дворника — с официальной зарплатой 30.000 рублей в месяц и обещанным социальным жильем, таджики трудятся по 16−18 часов в сутки за 5.000 рублей и спят в углу рабочего помещения рядом с мётлами. Нужно заявить прямо — в притоке нелегальной неквалифицированной рабочей силы в Москву заинтересованы чиновники. Показательный пример: бывший на тот момент начальник Дирекции Единого Заказчика в московском микрорайоне «Ясенево» Александр Корнеев на своей странице в социальной сети «Одноклассники» демонстративно публикует собственные фотографии на фоне своей именной яхты, рыночная стоимость которой составляет около 3 миллионов долларов. И таких примеров масса. Напрашивается вопрос: откуда у мелкого по столичным меркам чиновника такие деньги?

До недавнего времени на территорию Российской Федерации из стран СНГ можно было въезжать по нескольким видам документов — например, удостоверению районного судьи Азербайджана или паспорту моряка Узбекистана. То есть, даже паспорт можно было не иметь, чтобы приехать в Москву! В этом смысле мигранты из бывших советских республик находились даже в более привилегированном положении, чем граждане России из других регионов, которым нужно было обязательно зарегистрироваться по приезду в Москву в течение трех дней.

До сегодняшнего момента отношения в межнациональной сфере регулировались практически неработающей концепцией национальной политики России 1996 года. На днях Президент Путин подписал проект новой стратегии государственной национальной политики. По своей сути данная стратегия не сильно отличается от предыдущей, но на некоторых ее моментах я бы хотел остановить ваше внимание.

В стратегии несколько раз отмечается декларируемое желание власти «обеспечить условия для адаптации и интеграции внешних и внутренних мигрантов», но критерии для этой интеграции фактически отсутствуют, предлагая каждому исполнителю самостоятельно додумывать механизмы адаптации низкоквалифированных рабочих, зачастую даже не владеющих русским языком, в культурную среду многомиллионной российской столицы. На формирование такой информационной системы стимулов по адаптации мигрантов для СМИ даже обещано выделить необходимое финансирование. Предполагается создание сети государственных адаптационных курсов для трудовых мигрантов и их детей по изучению языка, истории и культуры народов РФ. Но опять же не прописан алгоритм данного процесса. Иными словами, как можно мигранта, уже приехавшего в Москву, заставить после тяжелого рабочего дня пойти на эти адаптационные курсы? И не являются ли эти механизмы, скорее, способом для отмывания чиновниками государственных средств, выделяемых, казалось бы, на такое благое дело? Скорее уж, подобные курсы и русские культурные центры должны быть открыты в странах происхождения мигрантов — для того, чтобы перед тем, как ехать на заработки в Россию, они подучили бы язык и ознакомились хотя бы с основами русского менталитета и культуры. Такие предложения содержатся в новой национальной стратегии, но опять же без какого бы то ни было прописанного алгоритма реализации.

Не рассчитывая на мигрантскую сознательность, я вижу только один способ заставить потенциального мигранта пройти обязательный курс культурно-языковой адаптации — ввести трудовые визы со всеми странами СНГ, где одним из условий получения визы будет прописана необходимость прохождения таких курсов. Данное предложение ни сколько не навредит евразийской интеграции наших народов и не станет препятствием для жителей Киева или Астаны, которые хотели бы провести выходные в Москве или Санкт-Петербурге. Но поможет систематизировать и формализовать миграционную рабочую силу, в большинстве своем, нелегально занятую в Москве и других крупнейших городах. Безусловно, это повысит расходы на пребывание мигранта, но и автоматически повысит его заработную плату. Во многих странах мира, в том числе, на постсоветском пространстве, для официального трудоустройства гражданина России его будущий работодатель должен предоставить в службу занятости информацию с подтверждением, почему на этом рабочем месте должен работать иностранец, а не гражданин данной страны. Это довольно сложный процесс, ограничивающий наших соотечественников в возможностях работы даже на Украине. Я хотел бы задать резонный вопрос: почему данная норма до сих пор не действует в России? Почему московские строительные фирмы, предпочитающие за копейки трудоустраивать иностранцев из Средней Азии, не должны отчитываться перед государством за это свое желание, идущее во вред рынку занятости Центральной России?

У меня есть ответ на этот вопрос — и это снова коррупция.

Нелегальная миграция и коррупция с позволения власти в нашей стране идут рука об руку и до тех пор, пока этот гордиев узел не будет разрублен, негативное отношение к мигрантам в Москве будет только прогрессировать.

Из доклада первого заместителя Председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы ФС РФ Валерия Рашкина на международной конференции «Концепция новой национальной политики России и проблемы трудовой миграции в Москве: конкретные решения вместо популистских высказываний», состоявшейся при информационной поддержке «Свободной прессы».

Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня