Участников масштабной «аферы с трубами» в системе ЖКХ, о которой стало известно в конце ноября после ареста в Петербурге группы чиновников и бизнесменов, может быть гораздо больше, чем предполагалось первоначально. И не только в Петербурге. Об этом свидетельствуют, во-первых, практически не прекращающиеся в Северной столице обыски. Во-вторых, скандальные данные, обнародованные на днях Фондом развития трубной промышленности.
Напомним: на берегах Невы обыски проходят как в государственных, так и в частных компаниях, причастных к ремонту и обновлению городского трубопровода, к работам по благоустройству. В частности, в среду сотрудниками МВД был задержан экс-глава смольнинского комитета по энергетике и инженерному обеспечению Олег Тришкин. Он возглавлял комитет с 2008 по декабрь 2011 года. Ушел со своего поста, как говорили, «в связи со сменой команды новым губернатором Полтавченко». Ушел красиво — директором Научно-инновационного института энергетики, ресурсосберегающих и экологических технологий. В Петербурге, правда, мало кто о нем слышал. Ну, да это пустяк.
Когда случился «трубный скандал», Олег Борисович неожиданно пропал — ни на работе, ни дома его не было. Но вот спустя две недели нашелся. Он также может быть причастен к хищению 3 млрд рублей из бюджета Петербурга в рамках расследуемого сейчас дела о мошенничестве энергетиков.
По версии следствия, деньги воровали при реконструкции теплосетей Петербурга. Участвовали в этом комитет по энергетике, подведомственное ему «Управление заказчика», ОАО «Руструбпром» и ООО «Петроком». Некоторые из преступлений, как предполагается, приходятся на период руководства Тришкиным профильным комитетом городской администрации.
В ходе оперативно-следственных действий, проведенных сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции и следственного департамента МВД России, Олег Тришкин в тот же день был этапирован из Петербурга в Москву. Его уже допросили. Сейчас решается вопрос с избранием ему меры пресечения.
В рамках этого же дела предполагалось задержать и Александра Боброва, предшественника Тришкина на посту главы энергетического комитета (руководил им с 2003-го по 2008 годы). Но тот успел скрыться. МВД объявило федеральный розыск.
Ранее в рамках этого громкого дела, возбужденного МВД по части 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой), были арестованы бывший гендиректор ООО «Петроком» Алексей Муравьев, замгендиректора данной фирмы Сергей Жуковский, учредитель Андрей Кадкин, а также директор государственного казенного учреждения «Управление заказчика Санкт-Петербурга» Константин Мосин.
В четверг с утра сыщики нагрянули в Главное упраление жилищного агентства (ГУЖА) Калининского района города. Интересовали их документы по госконтракту на благоустройство дворовых территорий. Речь идет о 122 адресах. Сумма контракта — более 122 млн рублей. Выборочная проверка 14 адресов показала, что на восьми из них подрядчик часть работ не выполнил. Но деньги получил сполна. По предварительным данным, стоимость невыполненных работ на данных объектах составила миллионы рублей. Проверка продолжается. Уточняется связь ГУЖА с делом о хищениях энергетиков.
Но еще важней, что за «питерским делом», оказывается, с тревожным интересом следят очень многие коммунальщики по всей России. Пока сыщики работают в Северной столице, в других российских городах специалисты-энергетики оперативно «подчищают» документы, и, где это возможно, меняют, казалось бы, совсем недавно проложенные ими трубы. Об этом шла речь на недавнем брифинге в Фонде развития трубной промышленности (НО «ФРТП»).
В том, что коррупционный скандал в системе ЖКХ Петербурга, связанный с некачественным ремонтом сетей тепло- и водоснабжения, — лишь верхняя часть айсберга, в Фонде не сомневаются.
— Реальный масштаб проблемы куда больше, — сказал «СП» Павел Родин, советник директора «ФРТП». — По оценкам нашего Фонда, во многих крупных городах России треть труб, используемых в ЖКХ, была в эксплуатации не один десяток лет и давно выработала свой ресурс. Ведь срок службы старой или отреставрированной трубы — максимум три года. А случается, и всего несколько дней. Что не мешало предприимчивым энергетикам использовать их при «реставрации» теплосетей.
«СП»: — Как рассказывали питерским журналистам сыщики, занимающиеся «трубным скандалом», мошенники использовали для теплосетей бывшие в употреблении газовые трубы. Те диаметром несколько меньше, но не настолько, чтобы бросалось в глаза. Их зачищали, обматывали новой изоляцией и продавали по цене новых тепловых, выигрывая на этом кругленькую сумму.
— Да, именно так все и делается. Коррупция в этом деле стала набирать обороты в начале 2000-х. Могу навскидку назвать те российские города, в которых, мы точно знаем: данная схема работала не один год. Это Сочи, Воронеж, Красноярск… Вы говорите о трех миллиардах рублей, украденных из бюджета Петербурга. Это сущие пустяки по сравнению, например, с красноярскими масштабами. А в целом по стране сумма «набегает» вообще астрономическая.
«СП»: — Более точную цифру можете назвать?
— Ее вам сейчас никто не назовет. Потому что тут еще разбираться и разбираться. Я надеюсь, одним Петербургом не ограничится. Пока же уголовные дела открыты по данным фактам только там. Ситуация в трубной промышленности страны из-за всего этого на самом деле критическая. Новые высококачественные трубы не нужны нечистым на руку подрядчикам. Из-за чего они скапливаются на заводах, заводы теряют огромные суммы. Наш Фонд активно занимается этим вопросом с 2010 года. Сотрудничаем не только с производителями, но и с правоохранительными органами.
«СП»: — Значит, это вы, а не губернатор Петербурга Полтавченко спровоцировал проверку городских энергетиков, когда озадачился слишком частыми прорывами трубопроводов, в том числе, совсем новых?
— Нет, именно Георгий Полтавченко. В других регионах власть, к сожалению, не идет пока на активное сотрудничество со следствием. Казалось бы, все просто: рвутся трубы, их починили или заменили на новые. Они опять рвутся. Проверь. Выясни. Сам не можешь — вызывай силовиков. Но этого не происходит. Боятся, что попадет и им, лишатся места.
«СП»: — На ваш взгляд, что нужно предпринять, чтобы подобное, наконец, прекратилось?
— Решать следствию. Дело зашло слишком далеко. Клубок большой. Надо до конца его раскрутить. Чтобы начать потом с чистого листа.
Фото: Сергей Ермохин/ РИА Новости