Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
14 декабря 2012 09:17

Табор уходит в школу

Цыган хотят социализировать, но хотят ли этого сами цыгане?

440

К заместителю председателя правительства страны Дмитрию Козаку поступил на подпись план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в РФ на 2012−2014 годы. Главной целью программы названа интеграция цыганского народа в современное общество. Для воплощения цели запланированы глобальные мероприятия: предоставление цыганским детям возможности обучаться в школах (в настоящее время около 80% из них не учатся), обеспечение цыганам доступа к медицинскому обслуживанию, трудоустройству и организации бизнеса (запланировано содействие в создании фермерских хозяйств). Также предусматриваются легализация жилья цыганского народа (во многих населенных пунктах власти грозят снести их дома), упрощение выдачи паспортов (немалая часть цыган не обладает ими). В плане имеется и пункт об «оправдании» народа: разрушить «несправедливые стереотипы» помогут специализированный журнал и регулярные телевизионные программы.

Согласно данным последней переписи населения, прошедшей в 2010 году, в нашей стране проживет 220 тысяч представителей цыганского этноса. Но ряд этнографов считает, что цыган в стране — не меньше миллиона.

Одна из авторов плана, ведущий научный сотрудник Центра европейских и американских исследований этнологии и антропологии РАН, президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр категорически отказалась разговаривать о программе по социализации сородичей. Сказала лишь, что денег «под план» не заложено. Документ, прошедший через несколько министерств и попавший на стол вице-премьера, не имеет финансовой подпитки?! С трудом в это верится.

Именно Деметр летом прошлого года попросила Владимира Путина о создании программы для спасения цыган. На встрече премьера с представителями конфессий и национально-культурных общественных организаций Деметр заявила: «Я искренне благодарна, уважаемый Владимир Владимирович … за встречу на таком высоком уровне. Это непременно вселяет надежду на улучшение дел в будущем… Владимир Владимирович сегодня очень правильно сказал о том, что, когда приходишь в гости, непременно нужно соблюдать обычай того народа, среди которого ты появился. Хочу сказать, что 500 лет назад цыгане появились в России и с большим энтузиазмом восприняли русскую культуру, стали ее частью… Мы внесли очень большой вклад в развитие гражданского общества — я не буду сейчас говорить об этом, отнимать время: понимаю, что все очень устали… Надо сказать, что сейчас цыгане оказались в очень бедственном положении… Они абсолютно исключены из общественной, из экономической жизни. Народ, который все обвиняют в криминальности… Народ гибнет, народу нужно помочь… Нельзя его делать без конца виноватым во всех грехах, которые происходят. Поэтому, конечно, необходима государственная помощь и создание специальной государственной программы по социально-экономическому развитию цыган».

Публицист Егор Холмогоров говорит, что цыганам, бесспорно, необходима социальная адаптация в стране проживания: «Требуется им это и по причине специфического исторического опыта, и ради безопасности. В образе жизни большинства цыганских общин столько элементов асоциальности и антисоциальности, что достаточно быстро они вызывают категорическое неприятие со стороны местного населения. В других странах к ним уже применяют довольно жесткие меры. В Болгарии в сентябре прошлого года случились очень крупные антицыганские волнения.

Должна ли заниматься социально-экономическим развитием цыган Российская Федерация в лице своих министерств и бюджета? Давайте зададимся простым вопросом: возникают ли подобные программы для самого крупного народа страны? Не возникают. Президент Путин в недавнем выступлении признал, что развитию культуры русского народа уделяется недостаточное внимание. А этот народ составляет почти 85% населения страны. Однако он лишен права на создание национально-культурной автономии, нередко подергается преследованиям в республиках, находящихся на территории Российской Федерации.

В таких условиях программы по развитию цыган или возвращению черкесов из Сирии не должны являться первостепенными".

«СП»: — Хотят ли цыгане того, что для них запланировано в плане?

— Прежде скажу, что во всех странах, где создавались подобные программы, они потерпели фиаско. Латвия пыталась интегрировать цыган в общество, израсходовав на это миллионы. Однако все запланированные мероприятия провалились. Интеграции не произошло.

В Советском Союзе их пытались социализировать. Не случилось.

Цыганские общины настаивают на своем традиционном образе жизни, строят собственную идентичность. Смена образа жизни ставит идентичность под угрозу.

Создатели плана утверждают, что цыганские дети не посещают школы оттого, что им не создали для этого возможностей. Однако цыганские семьи даже не стремятся отправлять на учебу своих ребятишек. Поэтому говорить о том, что общество не предоставило им возможности обучаться, несправедливо.

«СП»: — Станут ли цыгане, согласно плану, заниматься фермерством?

— Возможно, очень небольшая часть ему последует. Общины, в основном, промышляют криминальным промыслом. Для них это и предмет гордости, и значительно больший доход, чем может дать занятие фермерством. В такого рода хозяйстве они могли бы выращивать коноплю, но она приносит маленькие деньги.

Не будучи сельскохозяйственным народом, цыгане не станут работать на земле. К тому же, сейчас фермерское дело высоких доходов не приносит.

Не думаю, что ситуация российских цыган отличается от ситуации, например, французских. В некотором отношении здешние цыгане вписаны в общество лучше, чем их соплеменники в развитых странах. В советский период к ним предъявлялись жесткие требования, а наша среда значительно более криминализирована, чем французская.

В созданном плане предлагается решить практически нерешаемые задачи.

Возникает ощущение, что наши чиновники соревнуются: кто придумает более извращенное извращение. Сенатор Трошин на днях предложил отдавать в семьи, проживающие в северокавказских республиках, русских сирот из других регионов. Предложенное вызвало шквал возмущения: обстановка в курортном кластере настолько «курортная», что за месяц гибнут по 30 человек! И туда отправлять детей-сирот? В заложники?

Доктор юридических наук, профессор, генерал-лейтенант милиции Александр Гуров говорит, что сами по себе представители этого народа не криминальны, но будучи издавна гонимыми, вынуждены были красть и мошенничать: «Однако появившаяся после развала СССР версия о том, что советская власть, едва воцарившись, принялась преследовать и уничтожать цыган, чем озлобила их, не верна. При этой власти издавались три цыганских журнала, действовали несколько национальных театров, открывались школы для детей цыган. Советская власть всеми силами пыталась превратить их в оседлых. Но для цыган таборный образ жизни - свобода, ветер, дух. Они отчаянно сопротивлялись. Правда, часть из них удалось оседлать в Липецкой и Тамбовской областях — создали цыганские деревни. Но и оседлые цыгане отправляли кочевать одну-две кибитки.

В дореволюционный период представители этого народа занимались преимущественно кражами лошадей. Советская власть изменила их жизнь: поначалу они превратились в мошенников и разбойников. Разбойничали крайне жестоко, в большинстве случаев убивали жертв!

Ломборозо назвал эту нацию преступной. Я с ним не согласен: обстоятельства вынудили их разбойничать и мошенничать. В последнем им помогал врожденный дар гипнотизирования.

Во время Великой Отечественной войны большое количество цыган воевало, отличалось храбростью.

Постепенно эти люди осели. Но от криминального образа жизни не отказались. Этот образ, как я уже сказал, сложился исторически. На смену разбоям пришла торговля наркотиками. Разумеется, не все цыгане этим занимаются. Есть и такие, которые ведут светский образ жизни, работают вместе с остальным населением. Правда, их подавляющее меньшинство.

Прежде, чем создавать планы, необходимо установить точное количество представителей этого этноса, узнать число родов, изучить, где и в каком объеме они занимаются теми или иными криминальными делами. Также нужно узнать количество работающих в официальных организациях и количество не работающих, выяснить уровень их образования. Завершив исследование — приступить к профилактической работе. Это архисложно, но выполнимо".

Эксперт Антидискриминационного центра санкт-петербургского общества «Мемориал» Стефания Кулаева рассказывает, что неприязнь к этому народу насчитывает не одно столетие, ее корни — в европейской истории, и современные беды цыган — отголосок прошлого: «Народ на протяжении пяти столетий был изгоем, что сказалось на отношении к нему представителей других народов. В прошлые века разные европейские государства уничтожали их язык, обычаи, социальные институты — цыганский суд.

Эти люди находятся в России в особом, очень маргинализированном, состоянии. Исправить эту крайне запущенную ситуацию лишь планом действий невозможно. В США длительное время отношение к темнокожим и индейцам было неправильным. Там создали систему, рассчитанную на годы. И для российских цыган необходима подобная программа. Первым ее этапом должна стать ликвидация неграмотности. Про цыган говорят: «Они не отдают детей в школу». Необходимо привлекать их туда, создать закон, который не оставит руководству таких учреждений выбора: придется во что бы то ни стало заманить цыганят в классы. Многие из них не знают русского языка. Надо создать направление по обучению цыганских детей этому языку. Сейчас в России нет ни одного специалиста такого профиля.

Многие цыгане хотят работать и ищут работу. Но их не берут: нет образования, а зачастую и документов. Часть цыган не желает трудиться потому, что никто из близких никогда не работал. Следует создать программу по обучению разным специальностям людей, не получивших среднего или вовсе не получившим образования.

Цыгане не повинны в том, что стали такими. Социальная ситуация способствует тому, что определенная ниша в обществе заполняется людьми, вытолкнутыми из него".

Фото: Константин Чалабов/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня