Сегодня всё чаще публицисты, учёные, политики говорят о том ущемлённом положении, в котором оказался русский народ. Ко многим приходит понимание, что деградация русского большинства может привести к развалу страны, а это, в свою очередь, не сулит ничего хорошего и представителям национальных меньшинств. Сегодняшняя ситуация в бывших республиках СССР — тому пример.
Даже власть, последние десятилетия вовсю эксплуатировавшая такие качества русских, как доверчивость и терпение, понимает, что дальше перегибать палку становится опасно. Палка попросту может сломаться или ударить в лоб того, кто её сгибает. Не случайно в июле этого года был создан президентский Совет по межнациональным отношениям. Правда, надежды на «русский поворот, которые появились у части патриотической общественности после предвыборной статьи Путина «Россия: национальный вопрос», развеялись после того, как вышеупомянутым Советом был предоставлен проект «Стратегии национальной политики до 2025 года». В нём русский народ, его значение в истории России предложено «уравнять в правах» со всяким другим российским этносом численностью не менее 50 тысяч человек. Вместо роли государствообразующего народа русским отвели скромную, но благородную «объединяющую роль». Главное, что следует из представленной Стратегии: власть не хочет или не может менять своей политики в сфере межнациональных отношений в стране. А значит, по-прежнему будет продолжать задабривать «национальные элиты», закрывать глаза на ущемление прав русских в национальных республиках, на разгул этнопреступности. Значит, по-прежнему у нас будут субъекты федерации двух сортов: «первосортные» республики с «титульными нациями» во главе и «второсортные» края с областями, населённые преимущественно «объединяющим» и рекордными темпами вымирающим народом. Очевидно, что продолжение такой политики губительно для страны. «Свободная пресса» начинает дискуссию «Россия для русских?». Её цель — выслушать мнения экспертов самых разных политических взглядов о том, как можно сойти с того пути в никуда, по которому сегодня пытается власть вести русских; как можно достичь пресловутого межнационального мира в России, не унижая при этом достоинства народа, её создавшего.
Открывает дискуссию один из пионеров русского национализма, политолог и публицист Александр Севастьянов.
«СП»: — Как вы относитесь к лозунгу «Россия для русских», как, на ваш взгляд, стоит его понимать?
— Отношусь в высшей степени положительно. Если Россия не для русских — это уже не Россия. Исторически сложилось, что русские всегда были единственным государствообразующим народом нашей страны. Русские создавали Россию, никого при этом особенно не спрашивая. На русских страна держится и сегодня. Русские в России — единственный народ, без которого страна не может существовать. Если мысленно убрать с этнической карты России любой другой народ, ничего, по большому счёту, не изменится — ни границы государства, ни строй, ни государственный язык, ни культурный образ страны в мире.
Но при этом никто не говорит, что Россия только для русских. При такой постановке вопроса, я бы сам возмутился. Не может быть такого, чтобы Россия была государством только одного народа. В нашей стране живут десятки этносов, у которых нет другой Родины и государства: татары, башкиры, якуты, аварцы и многие другие. Мы, то есть вменяемая часть русского движения, считаем, что у всех коренных народов России должны быть равные права.
«СП»: — Разделяете ли вы точку зрения, что сегодня русский народ находится в ущемлённом положении в собственной стране? В чём это проявляется?
— На сто процентов разделяю. Последняя перепись показала, что в России проживает 193 народа. Согласно 19 статье Конституции все граждане России должны быть равны перед законом и судом, вне зависимости от национального происхождения. Но разве это так? Посмотрите — у 21 народа нашей страны есть свои национально-территориальные образования. Строго говоря, с юридической точки зрения именно эти народы могут называть себя государствообразующими. Хотя это и не соответствует истине. А русского народа в юридическом отношении вообще не существует. И своей территории у него как бы нет.
Нам иногда говорят: вся Россия и есть государство русских. Это демагогия чистой воды. Мы открываем Конституцию РФ и пытаемся понять, кто же создал Россию, кто является её сувереном? И читаем: «…многонациональный народ России…». Эта фраза автоматически зачёркивает все претензии русских на своё государство. У нас его нет. Россия — государство не русских, а какого-то мифического, выдуманного недоделанными, скажем так, юристами, многонационального народа. Оксюморон чистой воды.
О каком же равноправии для русских можно говорить?
Кроме того, есть у нас законодательство, которое касается репрессированных народов. Признанные таковыми народы получают ряд прерогатив. Возьмите статистику репрессий в сталинский период правления. Ни один другой народ не пострадал так, как русский. Но его к репрессированным не причисляют. И никаких преференций нам не положено. Разве это справедливо?
Или возьмём бытовую ситуацию, когда русские соседствуют с другим коренным народом России. И что мы видим? К примеру, на Белом море рядом два поселения. В одной деревне живут коми — коренной малочисленный народ севера, а рядом поморская деревня, населённая русскими. Коми может ловить сёмгу для себя, потому что ему положены определённые льготы, а его русский сосед, живущий абсолютно в таких же природных условиях, — не имеет права. Он, дескать, не коренной, хотя его предки пришли сюда сотни лет назад. Это что тоже признак равенства народов?
В 1996 году был принят Закон о национально-культурной автономии. Первоначально предполагалось, что такие автономии могут создавать все граждане, причисляющие себя к той или иной национальности. Вроде бы вот, оно, — равенство. Но когда мы, русские активисты, попытались создать свою национально-культурную федеральную автономию, Минюст отказался нас регистрировать. Мы подали в суд. Суд присудил Минюсту — зарегистрировать. Но чиновники этого министерства сделали ловкий трюк, через прокуратуру подали надзорную жалобу, надавил из Кремля Сурков, Мосгорсуд отменил решение районного суда. А потом к закону была принята специальная поправка, согласно которой теперь, как выясняется, право на создание национально-культурных автономий имеют граждане, относящиеся к этническим общностям, находящимся в положении национального меньшинства. То есть русские теперь лишены этой возможности. В результате в России есть национально-культурные автономии у цыган, сербов, болгар, армян. У кого угодно, кроме русских. Налицо поражение в правах, имеющее прямые последствия на практике. Согласно закону о национально-культурной автономии полагается не только помощь из государственного бюджета. Всё дело в том, что главы этих федеральных национально-культурных автономий образуют Совет при правительстве России и имеют возможность влиять на национальную политику России. Представьте картину: садятся за круглый стол руководители армянской, еврейской, татарской диаспор и решают, какой быть национальной политике в России. А тех, кто бы официально представлял русских за этим столом нет ни одного человека. Решают без нас. Так же и в Совет по межнациональным отношениям при президенте России входят зачастую те же самые люди. Именно они представили президенту на подпись Стратегию национальной политики России до 2025 года. В разработке этого документа принимали участие официальные представители многих народов страны. А вот русского легитимного представительства среди них нет. Русский народ оказался в положении лишенца. Его права и интересы официально никто не защищает.
Получается, что у нас как в знаменитом романе Джорджа Оруэлла «Скотный двор»: все животные равны между собой, но некоторые равнее других. Если отбросить шутки в сторону, мы имеем дело с самым настоящим поражением русских в правах.
«СП»: — В своё время ещё Андропов сказал, что самым опасным для страны является русский национализм. И сейчас не только среди чиновников, но и даже в патриотическом лагере находятся люди, которые так считают…
— Так говорят либо люди недобросовестные, либо неосведомлённые, которые высосали из пальца пугало под названием «русский национализм». При этом не ознакомились с первоисточниками. И теперь сами боятся и других пугают. Это результат либо безграмотности, либо злонамеренности. Другого объяснения у меня нет.
Основополагающие документы, такие как проект Конституции русского национального государства, предполагают вовсе не уменьшение России, а, наоборот, её расширение. Создана карта оптимальных границ России. По ней отчётливо видно, что будущее русское национальное государство гораздо больше современной России. Поскольку к нашей стране должны быть присоединены все территории, где компактно проживают русские. Это Южный Урал, левобережье Днепра, Крым, Белоруссия, северо-восточная часть Эстонии и так далее.
«СП»: — Достоевский в своё время говорил: «Русский — значит православный». А какое определение русского сегодня дали бы вы?
— 20 век опроверг эту концепцию Достоевского. Мы были свидетелями того, как неоднократно менялись религиозные убеждения русских. Дети священников становились коммунистами, а потом дети коммунистов становились священниками. С конца 80-х годов возникло и усилилось языческое, или, как они сами себя называют, родноверческое направление в русском движении. У нас нет никаких оснований считать, что русские коммунисты, атеисты, язычники не вполне русские. Я думаю, что если бы мы признали сегодня формулу Достоевского, как единственно верную, произошло бы необоснованное и несправедливое уменьшение русского народа. А самое главное: вопрос веры вообще не имеет никакого отношения к национальности. Национальность — первична, а вера — вторична. Это легко доказывается на примере крупных мировых религий. Все они имеют этнические и даже расовые привязки. Например, среди христиан основная масса католиков говорит на романских, протестантов — на германских, а православных — на славянских языках.
Вы сами понимаете, что даже золото не имеет стопроцентной пробы. Поэтому любое определение условно, предполагает некоторое допущение. Идеальный русский — это человек, у которого русские папа и мама, бабушки и дедушки. Который русским является по языку и культуре, воспринимает историю русского народа как свою собственную, для которого враги русского народа — его личные враги. Вот это стопроцентно русский человек.
«СП»: — Чем вызван рост межнациональной напряжённости в нашем обществе?
— Получить ответ на этот вопрос можно просто выйдя на улицу или проехавшись в метро. Я родился в Москве 58 лет назад и прекрасно помню Москву действительно русским городом. Это была столица русского народа. Она была таковой в том числе по этническому составу её жителей. Люди иных национальностей жили здесь в пределах разумных пропорций. Сейчас эти пропорции нарушены. Вечером в метро можно оказаться в вагоне, где русские люди — в меньшинстве. То есть национальный состав жителей Москвы за какие-то 20 лет изменился до неузнаваемости. Поэтому мы можем говорить не просто о приезде незваных гостей. Речь сегодня идёт о нашествии, вторжении, об оккупации в известном смысле. Это невозможно скрыть и заболтать. Люди начинают реагировать, раздражаться. Хотя, когда мы пытаемся вникнуть в такое положение вещей, становится ясно, что оно не случайно, у него есть свои авторы. В частности, разработчики концепции государственной миграционной политики — Эмиль Абрамович Паин, бывший советник Ельцина по межнациональным отношениям и Владимир Изевич Мукомель.
Проблема межэтнической напряжённости в Москве и других городах России может быть решена только одним путём — нужно вернуться к тем этническим пропорциям, которые существовали прежде. Как говорили древние римляне, устраните причину, и тогда пройдёт следствие. Дело ведь не в том, что русские какие-то особенные ксенофобы. К чужакам настороженно относится любой народ, но дело в том, что в России количество этих чужаков стремительно, угрожающе растёт. Русские в шоке. Они реагируют совершенно нормально, по всем законам психологии. Уберите или хотя бы смягчите фактор «непрошенных гостей», и ситуация нормализуется.
«СП»: — Вы противник всяческого союза националистов с либералами. А самостоятельно способны ли сегодня национально-патриотические силы решать серьёзные политические задачи, влиять на власть в России? Как известно, патриотические и националистические митинги собирали в прошедшем году гораздо меньше людей, чем митинги так называемого общегражданского протеста…
— Нет, пока националисты не способны всерьёз решать политические задачи. Перспективы здесь связаны с партийным строительством, которое сейчас облегчено. Тем силам, которые скомпрометировали себя союзом с либералами, ничего не светит в русской политике. Но есть и здоровые силы в русском движении. Это неравнодушные, думающие, продвинутые, если хотите, русские люди.
Обратите внимание, как колоссально выросло русское национальное самосознание за последние 30 лет. В 1986 году проводили опрос: кто кем себя считает. 90 процентов эстонцев сказали — мы эстонцы и точка. И 70 процентов паспортных русских сказали — мы советские люди. И только 15 процентов заявили, что они русские. Сейчас лозунг «Россия для русских» в разной форме и степени поддерживает более 70 процентов населения России. То есть почти все русские по национальности. Русское большинство определилось — мы идём к русскому национальному государству. Это признают даже либералы. Даже Ходорковский в тюрьме написал статью о том, что национальную Россию надо строить в союзе либералов и националистов.
Прозревшие русские люди и есть та сила, которая будет локомотивом преобразования России. Во всех республиках бывшего СССР возникли национальные государства. Даже в Белоруссии — уж на что, казалось бы братский народ, и там до начала 90-х годов около 70 процентов офицерского состава были русские, сейчас — лишь 15 процентов. Даже там происходит этнократизация. Ну, а уж то, что Молдавия для молдаван, Эстония для эстонцев — это как бы само собой разумеется. Россия пока задержалась в этом неизбежном, историческом, прогрессивном движении. Но и она двигается в том же направлении.
«СП»: — Самосознание русского народа, возможно, и растёт, а вот его численность уменьшается. Свидетельствует ли это о начале конца русских?
— Уменьшение численности коснулось не только русских, но и европейцев, и большинства народов России. Исключение — тувинцы и некоторые народы Кавказа. Если русские будут признаны государствообразующим народом России, появятся моральные и юридические основания для того, чтобы сделать упор на преодоление депопуляции русского народа. Ситуация поправима, в том числе потому что пока ещё четверть населения страны живёт в сельской местности. Главный враг демографического роста — урбанизация. Это заметно даже по азиатским странам. Раньше в городах росло население так же, как и в деревнях, потому что сказывались религиозный фактор и отсутствие контрацепции. В деревне и сегодня рассматривают детей, как будущих помощников. В то время, как в городе, скорей, как обузу. Опасность вымирания русских, конечно, есть. Но преувеличивать её я бы не стал. С ней можно и нужно бороться. Здесь важны не только экономические факторы, потому что проблема деторождения — проблема жизненных приоритетов, иерархии ценностей. Здесь, я считаю, очень сильно не дорабатывает Православная церковь. Это, во многом её епархия, сфера деятельности. Я, например, не знаю такого случая, чтобы современный священник отлучил женщину от причастия или даже от церкви за аборт. Хотя с точки зрения православия аборт — убийство без всяких «но».
У меня у самого от одной жены шестеро детей. Поэтому когда говорят, что в наши дни невозможно иметь много детей — мне смешно это слышать.
Фото: Константин Чалабов/ РИА Новости