Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
10 января 2013 17:40

ВМФ России: из грязи в «князи»

В боевой состав флота вошел первый построенный в России подводный атомоход стратегического назначения

13189

В четверг в Российском Военно-Морском флоте одним атомным ракетным подводным крейсером стратегического назначения стало больше. В боевой состав принят «Юрий Долгорукий» — головной корабль нового проекта 955 «Борей». Событие во всех отношениях замечательное. Кроме одного: одновременно наша страна установила весьма печальный мировой рекорд. Нигде и никогда атомные подводные лодки не строили почти два десятилетия — с 1996 года.

Уже хотя бы по этой причине казенные восторги стоит поумерить. Они простительны разве что головой отвечающему за «оборонку» вице-премьеру Дмитрию Рогозину, восторженно написавшего по этому поводу в своем блоге: «Дрожите, буржуи. Кирдык вам!»

На самом деле слово «новый» к атомоходу-новобранцу подходит лишь в том смысле, что до сих пор кораблей такого проекта у наших причалов еще не было. Понятно, что большинство технических решений, заложенных в «Юрии Долгоруком», учитывая сроки его создания, новизной отличаться просто не могут. Они разработаны в советское время или на научно-технических заделах того периода.

Впрочем, тем более у нас сегодня есть повод снять шляпу перед учеными и конструкторами собственноручно убитой нами страны. Потому что и заложенный на стапелях шестнадцать лет назад «князь» несмотря ни на что, по мнению специалистов, представляет собой грозную силу. В частности, — у него просто удивительная скрытность плавания, что для атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения считается ключевым показателем. Согласно заявлению генерального директора разработчика корабля — ЦКБ «Рубин» — Дьячкова, подводные лодки проекта 955 имеют в пять раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Но ведь даже российские многоцелевые «Щуки» давно уже стали настоящей головной болью американских ВМС, которые в последние годы регулярно и чаще всего случайно обнаруживают их возле своих баз. А знаете, за что в 1999 году командир одной из таких подлодок — крейсерской К-317 «Пантера» Северного флота - капитан 1 ранга Сергей Справцев стал Героем России? За то, что целую неделю в Атлантике безотрывно «висел» на хвосте находившегося на боевом патрулировании американского атомного подводного ракетоносца и ни разу не был тем обнаружен. В случае начала боевых действий «Пантера» гарантированно уничтожила бы противника раньше, чем тот успел бы открыть крышки собственных ракетных люков.

Теперь, если верить Дьячкову, проблем противолодочникам США сильно добавит «Юрий Долгорукий», который потенциально вообще настоящая «черная дыра», даже по сравнению с малошумными «Щуками-Б». Но лишь при одном условии: что его становление в боевом составе флота пойдет хотя бы более или менее гладко. А на этот счет — большие сомнения.

Начнем с того, что «слепили» головной «Борей» и его ближайших собратьев — «Александра Невского» и «Владимира Мономаха», находящихся в Северодвинске на различных стадиях достройки, как в песне — «из того, что было». Когда в середине 90-х лишь собрались закладывать новые корабли на стапелях, оказалось, что Запорожский сталелитейный завод перестал поставлять в Россию специфические марки металла для подводных лодок. Пришлось пускать в дело валявшиеся по цехам отдельные секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

Но у тех должны были быть совершенно другие размеры! Приспособить их под «Бореи» — это, может быть, и не блоху ковать. Но проблемы полезли немедленно. И, увы, еще будут наверняка. А что вы хотели? Взять корпус от «Урала», поставить на него двигатель «Мерседеса» и — вперед, на ралли «Париж-Дакар»?

Наконец — навязшая в зубах многострадальная «Булава», основное оружие для «Бореев». Она рождалась так же трудно, как и лодка. И родилась ли уже? И главнокомандующий Военно-Морским флотом России адмирал Чирков, и прежний министр обороны Сердюков давно уверяли и уверяют нас: «Все проблемы с «Булавой» позади, ее хоть сегодня ставь на «Долгорукого».

Ну, так Чирков с Сердюковым много в чем уверяли Россию. К примеру, в том, что Главному штабу ВМФ самое место в Санкт-Петербурге. А теперь Минобороны и Генштаб ломают головы, как с наименьшими потерями ликвидировать очевидную полководческую глупость и вернуть «мозг флота» туда, где он был всегда — в столицу. Поближе к другим видам Вооруженных сил, к узлам связи, запасным и основным командным пунктам.

Не так ли с «Булавой»? Да состоялось восемнадцать испытательных пусков, из которых одиннадцать признаны удачными или частично удачными. Последний из них — 23 декабря 2011 года. В этот день «Юрий Долгорукий» из Белого моря двумя ракетами расстрелял полигон Кура на Камчатке. После чего и было сказано с самых больших минобороновских вершин: «Хватит, убедили. Берем „Булаву“ на вооружение».

Вот только действительно ли военные уверены, что испытания окончены? Сомнительно. Во-первых, потому, что в советское время новые межконтинентальные баллистические ракеты для подводных лодок испытывали значительно дольше и тщательней. Причем, в том числе и со специально построенных для них подводных стендов.

А во-вторых, в октябре минувшего года со ссылкой на неназванные источники появились сообщения, что для окончательного принятия на вооружение «Булавы» и ее носителя решено провести еще два залповых пуска с «Юрия Долгорукого». Выходит, сомнения все же существуют? А что очередные пуски не состоялись — так хорошо ли это?

Словом, за нынешним праздничным подъемом Военно-Морского флага наверняка ожидают «Юрия Долгорукого» большие проблемы. Впрочем, с новой техникой иначе и не бывает. Лишь бы количество сложностей не оказалось за гранью разумного. Но все равно — моряков с редким по нынешним временам праздником.

Включение «Юрия Долгорукого» в боевой состав флота «Свободной прессе» прокомментировал председатель Клуба подводников России капитан 1 ранга Игорь Курдин.

«СП»: — Игорь Кириллович, вы ведь и сами в прошлом командовали атомным ракетным подводным крейсером стратегического назначения?

-Да, «Екатеринбургом» на Северном флоте. Проект 667 БДРМ «Дельфин». Сейчас такие составляют основу морской компоненты ядерных сил страны.

«СП»: — Сколько их осталось в строю?

— Шесть. Всего шесть — на Северный и Тихоокеанский флоты вместе взятые.

«СП»: — Так что появление «Юрия Долгорукого» — очень кстати, хотя и сильно запоздало?

— Конечно, кстати. Группировку атомных лодок нужно срочно обновлять. Ведь считается, что по-хорошему лодку надо списывать после 25 лет службы. Последний «Дельфин» флот получил в начале 90-х. Им плавать-то осталось всего — ничего.

«СП»: — «Бореи — достойная замена «Дельфинам»?

— Я так не считаю. Сравните: на проекте 667 БДРМ стоит жидкостная ракета «Синева». Дальность стрельбы — 12 тысяч километров. А у «Булавы» на «Долгоруком» — 9 тысяч. Боевая нагрузка у «Синевы» — в полтора раза больше. И потом — обратите внимание, какой неказистый дизайн у «Долгорукого». Дело не во внешнем виде, — в мореходных качествах. Считаю, по многим параметрам они не лучше. А почему? Потому что «слепили из того, что было».

Но это не значит, что я не рад появлению «Долгорукого» на флоте. Нет, сегодня у нас настоящий праздник. Потому что впервые за почти два десятилетия ВМФ все же получил новый стратегический носитель. Думаю, «Борей» будет всего лишь переходным проектом. Главное — работа над ним дала возможность сохранить конструкторскую и инженерную школу подводного кораблестроения в России. А новые, куда более совершенные корабли появятся. Я уверен, что над ними уже работают и в КБ «Рубин», и в КБ «Малахит».

Справка «СП».

Тактико-технические характеристики и размеры атомной подводной лодки проекта 955 «Юрий Долгорукий»:

Надводная скорость - 15 узлов, подводная — 29 узлов, рабочая глубина погружения — 400 метров, предельная — 480 метров, автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.

Надводное водоизмещение — 14720 тонн, подводное — 24000 тонн, максимальная длина — 160 метров, максимальная ширина — 13,5 метра, средняя осадка — 10 метров.

На АПЛ установлены водо-водяной ядерный реактор на тепловых нейтронах ОК-650 В мощностью 190 МВт, паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом, гребной вал, дополнительный водометный движитель.

«Юрий Долгорукий» вооружен 16 межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава», ракетоторпедами, крылатыми ракетами, шестью 533-мм торпедными аппаратами, переносными зенитно-ракетными комплексами.

В 2004-м, 2006-м и 2012-м годах на «Севмаше» были заложены три серийных корабля этого же проекта: «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Князь Владимир» (последний по усовершенствованному проекту 955А). «Александр Невский» в настоящее время проходит госиспытания. «Владимир Мономах» 30 декабря 2012 года выведен из эллинга для спуска на воду и прохождения испытаний.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Ларионов

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня