Массовая акция против принятого в канун нового года закона о запрете американцам усыновлять российских детей прошла от Пушкинской площади до проспекта Сахарова. Несмотря на морозную погоду, акция собрала людей не меньше, чем приняло участие в шествиях оппозиции по тому же маршруту 12 июня и 15 сентября прошлого года. По оценке «СП», более 25 тысяч человек.
Внешне «Марш против подлецов» был похож на первую Болотную 10 декабря 2011 года: мало флагов политических партий, много самодельных «креативных» плакатов. Однако, в отличие от предыдущих акций, нынешнее шествие лишь с натяжкой можно назвать политическим. Если раньше были «глобальные» требования отставки президента и правительства, то в этот раз практически вся риторика сводилась к необходимости отменить один отдельно взятый закон. И хотя нельзя сказать, что «наш ответ акту Магнитского» вывел на улицы только узкую социальную группу, как, к примеру, в свое время закон о платной рыбалке, ограниченный спектр требований отсек от участия в шествии многих традиционных участников оппозиционных акций — трудящихся столичных предприятий, работников образования и выселяемых обитателей заводских общежитий.
Еще одной отличительной особенностью этого мероприятия было то, что основную массу протестующих составляли граждане среднего и пенсионного возраста. Они прямо говорили, что на акцию их заставила выйти именно несправедливость по отношению к детям.
Олег Николаевич, инженер-электрик, 57 лет:
— Я вышел на улицу, потому как не хочу, чтобы дети становились разменной монетой в политической игре. Нельзя на закон о коррупционерах отвечать запретом на усыновление.
Лариса Васильевна, пенсионер, 65 лет:
— Нашей власти наплевать на судьбу сирот и обездоленных. С высоких трибун говорят о заботе по отношению к ним, а на практике готовы принести в жертву любого человека ради собственных интересов.
Ольга, 43 года:
— Меня возмущает не столько сам факт запрета американцам усыновлять наших больных детей, сколько цинизм всей ситуации. Взяточникам отказали во въезде в Америку, а страдать должны те, кто ни в чем не виноват.
Начало сбора участников акции было объявлено на 13 часов. На выходе из метро «Пушкинская» несколько пожилых людей раздавали газеты. У рамок металлодетекторов за концертным залом «Россия» стояло несколько десятков молодых ребят в спортивной одежде. «Нашистов», как называли их многие протестанты. Прошедшим досмотр гражданам (полицейские в этот раз были крайне вежливы и благодарили каждого, показавшего содержимое своей сумки) раздавали однотипные плакаты на пластиковых палках, «лопаты». На каждой «лопате» была фотография депутата Госдумы или члена Совета Федерации, голосовавшего за «антимагнитский» закон, его фамилия и жирная надпись «Позор!».
Вначале людей было не много. Казалось, что не хватит участников шествия, чтобы нести портреты всех «опозоренных» парламентариев. Из-за того что обе палаты почти единогласно одобрили законопроект, то плакатов набралось более пяти сотен. Однако уже к 13−20 две стороны бульвара от площади Петровских ворот до Пушкинской были плотно заполнены людьми. Так как начало шествия было назначено только на 14−00, в колоннах стал раздаваться ропот. Топтаться на морозе еще более получаса никому не улыбалось. Наиболее нетерпеливые стали перелезать через высокие металлические ограды, дабы попасть на середину Страстного бульвара «просто походить и не замерзнуть». Чудеса эквилибристики показывали не только молодые люди, но и полные дамы почтенного возраста в громоздких шубах.
Некоторые с правой стороны бульвара объясняли свое перемещение тем, что слева веселее. Действительно, если правая колонна во главе с Ильей Яшиным, Борисом Немцовым, Михаилом Касьяновым, Владимиром Рыжковым стояла почти в тишине, то впереди левой колонны Сергей Удальцов и Илья Пономарев не уставали кричать лозунги.
По оформлению левая и правая колонные практически не отличались друг от друга: схожие баннеры с требованием отменить «закон подлецов» и уже упоминавшиеся «лопаты» с изображениями тех, кто этот закон принял. Единственно, справа было несколько флагов «Солидарности» и Партии народной свободы, а слева шли под своими флагами небольшие группы Комитета за рабочий интернационал и анархисты. Активисты «Левого фронта», построением колонны которого руководил лидер музыкальной группы «Десант свободы» Михаил Вистицкий, решили на этот раз обойтись без знамен. Изредка, в обеих колоннах мелькали белые ленты. А трехцветных «имперок» на этот раз не было вовсе. Националистов представляли несколько человек с большими барабанами и красными флагами с желтым «коловратом», одетые в меховые шапки и шубы, стилизованные под одежду древних славян.
«Мы против Америки! США и Англия — наши враги! Мы — славяне! Мы — за великую Русь! Отдайте деньги взяточников детям!» — скандировали националисты. Одному из них интеллигентного вида пожилой мужчина говорил: «Я — еврей, но люблю Россию!» Националист одобрительно кивал. А вот женщину, скандировавшую откровенно антисемитские лозунги, другие демонстранты предпочитали обходить стороной. Зато ее плотным кольцом окружали журналисты.
До конечной точки маршрута протестующие дошли приблизительно за час. Так как организаторы акции решили отказаться от митинга в завершение мероприятия, движение по самому проспекту Сахарова получилось двусторонним. Дойдя до полицейских заграждений, люди просто разворачивались и шли в обратном направлении, в сторону метро. Таким образом, внушительная колонна демонстрантов быстро рассосалась.
На площади недолго оставались еще небольшие группы людей. В некоторых пели «Священную войну», в других — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Плакаты с фотографиями депутатов и сенаторов были свалены в один большой мусорный контейнер с надписью «Для отходов». Сергей Удальцов попытался сжечь плакат с изображением президента. Но тот огню не поддавался, и Удальцов просто разорвал его.
Фото автора