Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
24 марта 2009 17:52

Орлы Бастрыкина взялись за смотрителей «Эрмитажа»

СКП намерено разобраться: куда все-таки подевались две сотни экспонатов и кто именно их похитил

639

Следственный комитет при прокуратуре РФ принял к производству уголовное дело по факту хищений экспонатов из музея «Государственный Эрмитаж». Об этом сообщила пресс-служба СКП РФ, отметив, что расследование будет проведено по поручению президента России.

Напомним об истории этого дела. В августе 2007 года в Санкт-Петербурге был арестован преподаватель Госуниверситета физической культуры им. Лесгафта Николай Завадский. Он являлся мужем хранительницы музея Ларисы Завадской, которая умерла осенью 2005 года. Во время обыска следователи Генпрокуратуры обнаружили дома у Завадского несколько десятков закладных из ломбардов, которые были выданы на произведения искусства, исчезнувшие из Эрмитажа. В ходе следствия Николай Завадский признался, что в течение двух лет сдавал в ломбарды и антикварные магазины вещи, которые приносила его жена из музея. По словам обвиняемого, ему срочно требовались деньги на лечение жены, страдавшей сахарным диабетом.

В суде Николай Завадский подтвердил свои показания. В итоге в марте 2007 года Дзержинский суд Санкт-Петербурга признал его виновным в хищении 77 предметов старины и приговорил к пяти годам лишения свободы. Кроме того, подсудимый обязан выплатить в пользу Эрмитажа 7,5 млн. рублей.

Между тем, местонахождение еще почти двух десятков предметов остается неизвестным.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации обращается ко всем, кто располагает какой-либо информацией о похищенных экспонатах Государственного Эрмитажа с просьбой помочь в их розыске.

С просьбой прокомментировать новый поворот старого дела корреспондент «СП» обратился к бывшему сотруднику Россвязьохранкультуры, который попросил не называть его имени.

— Этот список, который сейчас дает СПК, был составлен нами сразу после того, как вспыли факты хищений — еще три года назад. Какие-то экспонаты были с иллюстрациями. Журнал издали — «Черный каталог», в котором были, в том числе, и эти предметы. Все это было сделано по горячим следам — сразу после заключения экспертизы, в которой говорилось, что эти предметы украдены.

«СП»: — Шансы найти их большие или нет?

—  Дело в том, что эти предметы реально никуда не пропадут. Особенность ситуации с предметами культуры заключается в том, что рано или поздно они где-то всплывут. Те люди, которые знают, что эти вещи — краденные, они понимают: продать их крайне сложно. Кто из серьезных профессионалов согласиться покупать произведение искусства, зная, что оно — ворованное? Никто. У антикваров, даже, несмотря на то, что их мир с точки зрения чистоты очень не прост, чувству самосохранения развито неплохо. Заниматься ворованными вещами они вряд ли станут. Это может подорвать их деловую репутацию.

«СП»: — А если вещи ушли за границу?

— В этом случае они могут осесть только в частных коллекциях. Представьте ситуацию. Спустя какое-то время наследники получают коллекцию и выставляют на аукцион. Тут же выяснится, что вещь — украдена. Это все хорошо понимают. То есть, ворованные из музея вещи изначально неликвидные. Поэтому были случаи, когда украденные из Эрмитажа предметы просто подбрасывали.

«СП»: — Ну а если кто-то захочет держать подсвечник или вазу у себя дома?

— Есть такие. Но это люди далекие от мира искусства. И тут встает другая проблема. Повесит такой нувориш старинный портрет у себя в сауне. Будет друзьям с гордостью показывать. Не подозревая, что холст портится. Нужны соответствующие условия хранения. Вот это опасно. Поэтому очень важно поддерживать систему поиска утраченных произведений искусств. Общественное внимание к этому нельзя снижать. Тогда процесс рано или поздно придет к своей логической точке.

«СП»: — С точки зрения расследования вас ничего не смущает?

— Смущает. В деле фигурировала одна хранительница, а по моим данным, вещи пропали у пяти хранительниц. Об этом почему-то не говорят. Есть масса моментов, которые требуют особого внимания. Они связаны со спецификой организации хранения. Надеюсь, сейчас следствие ими займется.


Приводим список пропавших предметов

1.Вазочка хрустальная, в форме раковины. Нижняя часть ножки в виде дельфина, ручка в виде двух змей. 19 в. Горный хрусталь, серебро, эмаль, резьба, гравировка.

2.Вазочка из пятнистого коричневого агата, овальная на фигурной серебряной подставке, покрытой голубой эмалью с золоченным растительным узором.19 в. Серебро, агат, эмаль, резьба.

3.Часы в виде золоченого кресла с циферблатом укрепленном на спинке, 19 в. Серебро, эмаль, стекло, латунь, сталь, литье, гравировка.

4.Часы овальной формы, настольные, эмалевые, укреплены на серебряной золоченой фигуре страуса,. 19 в. Серебро, эмаль, стекло, латунь, сталь. Литье, гравировка.

5.Панагия двухсторонняя с цветной эмалью, цветными стеклами, подложенными фольгой и тридцатью изумрудами. В верхней части ажурная корона на шарнире. 18 в. Серебро, изумруды низкокачественные, эмаль, стекло, фольга.

6.Солонка эмалевая на серебре с позолотой Конец 19 века. Серебро, эмаль, позолота 7. Солонка золоченая в виде фигурного ларца, сплошь покрытая голубой, красной и белой перегородчатой эмалью, Конец 19 в. Серебро, эмаль, медь, позолота.

8. Рамочка серебряная золоченая, квадратная, с узорной голубой эмалью, задняя стенка костяная. Начало XIX в. Серебро, эмаль, кость, стекло.

9.Кружка четырехгранная, частично золоченая с рельефным орнаментом и ручкой в виде перевязанных колосьев.

10.Крест — мощехранительница золоченый. Серебро, позолота, эмаль

11.Чаша — потир золоченая. Серебро, эмаль, позолота, чеканка.

12.Чаша — потир золоченая. Серебро, эмаль, позолота, чеканка.

13.Чаша — потир золоченая. По краю чаши и на ножке клейма: АЛ; НД; …; 84 и герб города Москвы. Первая половина 19 в. Серебро, эмаль, стекло, позолота, чеканка.

14.Чаша-потир золоченая. Серебро, эмаль, стекло, позолота.

15.Чаша — потир. Середина 19 в. Серебро, эмаль, гранаты, позолота, чеканка.

16.Флакон овальный плоский, из горного хрусталя, горлышко с крышкой в оправе в виде короны с эмалью по золоту, корона из трехсот рубинов с двадцатью четырьмя жемчужинами. XIX в. Золото, рубины, жемчуг, горный хрусталь, эмаль.

17.Часы золотые, в виде божьей коровки с красной и черной эмалью, с двумя хризолитами и тремя розами. Вторая половина 19 в. Из дворца Юсуповых. Золото, розы, латунь, сталь, стекло, эмаль, хризолиты.

18. Образ Иоанна Предтечи на жести. Конец 19 в. Серебро, жесть, эмаль, бархат, картон.

19.Рамочка из белого клена в форме трапеции с двумя эмалевыми накладками с розами и голубыми лентами, под стеклом в серебряных золоченых оправах; под стеклом фотография девочки. Нач. XIX в. Серебро, эмаль, стекло.

20.Пудреница. Начало 20 в. Серебро, эмаль.

21.Пудреница с крышкой, круглая, серебряная. Начало 20 в. Серебро, эмаль.

22.Икона на дереве Богоматери Тихвинской, в серебряном резном окладе с позолотой. Серебро, дерево, бархат, медь, олово, резьба, гравировка, живопись.

23.Икона на дереве св. Нины в серебряном обрамлении. Серебро, дерево, кварц, финифть, атлас, живопись, гравировка.

24.Икона на дереве Богоматери «Умиление». 1770 г. Серебро, дерево, жемчуг, уральские самоцветы, стекло, бархат, чеканка, живопись.

25.Икона на дереве Богоматери в серебряном золоченом обрамлении, 1915 г. Серебро, дерево, аметисты, самоцветы, парча, чеканка, живопись.

26.Икона на дереве Николая Чудотворца в серебряном, золоченом чеканном окладе. 27. Икона на дереве Богоматери в серебряном золоченом чеканном окладе. Серебро, дерево, бархат, чеканка, живопись.

28.Икона на дереве Спаса Нерукотворного, в серебряном, золоченом окладе

29.Икона на дереве Христа Вседержителя, в серебряном, золоченном, чеканном окладе. 1816 г. Серебро, стекло, аквамарин, дерево, чеканка, живопись.

30.Икона на дереве Владимирской Богоматери, 1827 г. Серебро, дерево, стекло, бархат, чернь.

31.Икона на дереве «Всех Скорбящих Радости», 1865 г. Серебро, дерево, бархат, чеканка.

32.Икона на дереве Христа Вседержителя, 1824 г. Серебро, эмаль, дерево, шелк, чеканка, живопись.

33.Икона на дереве Христа,. 1915 г. Серебро, финифть, дерево.

34.Икона на дереве Казанской Богоматери, 1899 г. Серебро, финифть, филигрань, дерево, бархат.

35.Сухарница овальная, золоченая в виде плетеной корзины. Около 1889 г. Серебро 875 пробы, штамповка и гравировка.

36.Кубок в виде дерева, в кроне которого помещена чаша. 1855 г. Серебро 875, чеканка, гравировка.

37.Сухарница серебряная овальная с фигурным бортом. Серебро 875; чеканка, резьба.

38.Чаша с эмалью серебряная на ножке. 1911 г. Серебро 875, эмаль; перегородчатая эмаль.

39.Потир серебряный золоченый, на чаше четыре эмалевых медальона с изображением Богоматери, Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, 1824 г. Серебро 875, эмаль, стекло; чеканка, гравировка.

40.Крест-мощехранительница серебряный золоченый, четырехконечный с многолопастными расширениями на концах и ручки. 1685 — 1694 гг. Серебро 750, жемчуг.

41.Крест-мощехранительница серебряный, золоченый, четырехконечный. 1793 г. Серебро 875, жемчуг, стекло, дерево; резьба, чернь, гравировка.

42.Крест-мощехранительница серебряный золоченый.1797 г. Серебро 875; чеканка, гравировка, чернь.

43.Крест-мощехранительница серебряный, золоченый, четырехконечный с трехлопастными расширениями на трех концах и расширением у ручки; на лицевой стороне рельефное изображение Распятия с предстоящими, бога Саваофа и орудий страстей, на обороте пять круглых клейм с гравированными надписями, по фону вьющийся рельефный растительный орнамент; внутри деревянный крест; два клейма; [AR] и герб Москвы с датой «1743 г.»; 1743 г. Серебро 750, дерево; чеканка, гравировка. 31,2×18,0×2,0. 469,0 г. Сохранность: позолота потерта, слегка помят, поцарапан. КП ОИРК 198−5 (1)/36. Поступление из Гохрана (Акт № 181 от 25.04.1951). Старые №№ ЯЩ36; ЦАМ КП 2311

44.Крест-мощехранительница серебряный, золоченый, четырехконечный с трехлопастными расширениями на концах и у ручки; на лицевой стороне накладной эмалевый на меди четырехконечный крест с изображением Распятия, по сторонам и наверху три эмалевых образка с изображением предстоящих и бога Саваофа, окруженные рамками из бесцветных стекол с коронами наверху; на рукояти круглая финифтяная пластинка с изображением черепа и костей и фигурная — моление о чаше, также окруженные рамками из бесцветных стекол; на обороте в центре гравированное изображение креста; три клейма: [МК], [84], [1807]; 1807 г. Серебро 875, эмаль, стекло, медь; чеканка, гравировка. 40,0×25,0×1,5; 827,8 г. Сохранность: на кресте и двух эмалевых медальонах повреждена эмаль — сколы и трещины, 23 пустых гнезда. КП ОИРК 198−2 (2)/36. Поступление из Гохрана (Акт № 181 от 25.04.1951). Старые №№ ЯЩ 36

45.Крест серебряный, четырехконечный с трехлопастными расширениями на концах на прямоугольном постаменте, на ступенчатом основании, крест и постамент с цветочным узором, покрытым разноцветной эмалью, на кресте и постаменте — Распятие, череп с костями и четыре евангелиста, резные, выполненные из кости, на трех концах креста по три аметиста в круглых гнездах, на лучах в междукрестии по три аквамарина, под Распятием овальный медальон из финифти с изображением Мадонны, постамент украшен бирюзой, аметистами, альмандинами, хризолитами, гранатами и двумя ветвями из малахита в дне медная дощечка на деревянной основе с гравированной надписью; в футляре черной кожи, внутри оклеена бархатом и шелком; 19 в. Серебро 750, камни, медь, дерево; чеканка, резьба, гравировка. 24,1×9,3.Чист. вес = 120,0 г. Общ. вес = 204,0 г. Сохранность: пластинка из дна постамента выпадает, кожа на футляре потерта и порвана. КП ОИРК 198−1/36. Поступление из города Москвы (Акт № 181 от 25.04.1951). Старые №№ ЯЩ 36

46.Крест-мощехранительница серебряный, золоченый, четырехконечный с трехлопастными расширениями на трех концах и ручки, с фигурным нижним концом; на лицевой стороне литое Распятие, по сторонам рельефное изображение предстоящих, на верхнем конце — бога Саваофа и святого духа, внизу — сошествие во ад и изображение св. Иакова в рост; в междукрестии ажурные растительные завитки; на обороте пять ромбовидных фигурных клейм, окруженные орнаментом из корон и цветков с листьями; по фону гравированные надписи, на рукояти гравированная надпись, указывающая на дату и принадлежность креста; по краю волнообразный поясок из жемчужин; внутри деревянный крест. Серебро 750, дерево; чеканка, литье, гравировка. 37,5×20,5×1,7. 782,0 г. Сохранность: потерт, слегка помят. КП ОИРК 198−15/19. Поступление из Гохрана (Акт № 181 от 25.04.1951). Старые №№ ЯЩ 19

47.Потир серебряный золоченый; чаша гладкая с отогнутым бортом и ажурным кожухом, ножка в виде балясины, основание круглое, выпуклое; кожух в виде чешуйчатой сетки с жемчужником по верхнему краю, с четырьмя овальными финифтяными дробницами с изображениями: Распятия, Богоматери, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя; ножка косочеканная узкими ложками; на основании четыре финифтяных овальных дробниц с изображениями: Моление о чаше, несение креста, суд Пилата и бичевание; между медальонами чеканные головки херувимов и гирлянды из листьев и цветов; на дне основания три клейма, АОП, [ЯМ] и герб Москвы с датой 1780; 1780 г. Серебро 875, финифть, ковка, чеканка, резьба, роспись; 31,5×12,9×19,5; 1266,0 г. Сохранность: нижняя часть кожуха и края основания погнуты; позолота внутри потерта и поцарапана. КП ОИРК 198−3 (2)/19. Поступление из Гохрана (Акт № 181 от 25.04.1951). Старые №№ ЯЩ 19; ЦАМ КП 25246

48.Потир серебряный золоченый; чаша двойная с отогнутым бортом, ножка в виде трех женских фигур, основание воронкообразное; первая чаша гладкая с накладным пояском из пальметок, украшенных бирюзой и бесцветными стеклами; вторая — с тремя рельефными изображениями Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и Богоматери окруженными овальными рамками из бесцветных стекол, между медальонами две рельефные гирлянды цветов, внизу — головки херувимов; между ножкой и чашкой соединительная розетка и втулка, на основании три рельефные сцены: две с изображением Распятия, одна — снятия с креста; между изображениями три ряда лиловых стекол окруженных бирюзой; на верхней части основания три больших бесцветных стекла, также окруженных бирюзой; четыре клейма: [НД/1824], [МО], [84] и герб г. Москвы; 1824 г. Серебро 875, камень, стекло; литье, ковка, резьба, чеканка. 40,3×15,3×21,3; 2518,0 г. Сохранность: Поясок из пальметок сломан на четыре части, много пустых гнезд от стекол и два пустых гнезда от бирюзы; на основании одно пустое гнездо; чаша разболтана. КП ОИРК 198−3 (4)/19. Поступление: из Гохрана, акт № 181 от 25.04.1951 г. Старые №№ Ящ.19; ЦАМ КП 2641

49.Потир серебряный золоченый; чаша гладкая с отогнутым бортом с ажурным позолоченным кожухом, ножка в виде балясины, основание круглое, выпуклое; кожух в виде переплетающихся завитков рокайль, с четырьмя финифтяными дробницами с изображениями: Распятия, Богоматери, Иисуса Христа и Иоанна Предтечи; ножка литая с четырьмя выпуклыми долями; на основании четыре финифтяных овальных дробницы с изображением: моление о чаше, несение креста и две сцены бичевание; между медальонами чеканный орнамент рокайль, под медальонами цветы чередующиеся с картушами с резными картушами с резными надписями: «сей сосуд сделан щанием сызранского купца Федора Петрова сына Панова… 1773 году марта 10 дня…», клейма: «ЖР» и дата «1772», остальные клейма неразборчивы. 1772 г. Серебро 750, финифть; ковка, литье, чеканка, резьба, роспись. 30,0×13,0×17,8; 1232,2 г. Сохранность: потир погнут и помят, три дробницы со сколами, три с трещинами. КП ОИРК 198−8 (2)/12. Поступление: из Гохрана, акт № 181 от 25.04.1951 г. Старые №№ Ящ.19; ЦАМ КП 27680

50.Крест золотой четырехконечный с литым Распятием с венчиком из роз, на серебряном кресте с синей эмалью на лицевой стороне и рубином на оборотной, кожух креста из яшмы в овальных золотых оправах с килевидным завершением со вставками из роз и четырех рубинов; в верхней части корона с розами, в нижней — подвеска в виде щитка с крупным рубином в центре и розами по сторонам, в междукрестии лучи из роз и четырех рубинов по углам; все оправы роз — серебряные; два клейма: «НИ» и в круге изображение мужской головы в профиль вправо; 19 в. Золото 583 = 50, 75 г.; серебро 875 = 20,0 г.; розы 109 шт., рубины 10 шт., яшма 15,7×8,7; 79,9 г. Сохранность: крестик с распятием отделяется; часть роз сильно загрязнена. КП ОИРК 198−179/4. Поступление: из Гохрана, акт № 181 от 25.04.1951 г. Старые №№ Ящ.4

51.Потир серебряный золоченый, чаша с отогнутым бортом, ножка граненая, основание — в верхней части граненое, ниже — воронкообразное; на чашу надет ажурный кожух из цветов, листьев и пальметок, на кожухе четыре овальных эмалевых медальона с изображениями: Иисуса Христа, Богоматери, Иисуса Христа и Иоанна Предтечи; медальоны окружены рамками из бесцветных стекол с бантами наверху; на гранях ножки выпуклые ребрышки; на верхней части основания четыре квадратных эмалевых накладки с изображениями: моление о чаше, положение во гроб, несение креста, Христос в темнице; накладка окружена рамками из бесцветных стекол с бантами наверху; основание украшено двумя поясками чеканного орнамента: чередуются головки херувимов и корзины цветов и поясок из цветов и листьев; на основании четыре клейма: НД/1882, МО, 84 и герб г. Москвы; на чаше четыре клейма ИА, ВС/1884, герб г. Москвы;Основание — 1882 г., чаша — 1884 г. Серебро 875, эмаль, стекло. 36.5×13,5×20,0; 1210,0 г. Сохранность: основание помято, имеются пустые гнезда. КП ОИРК 198−3 (3)/14. Поступление: из Гохрана, акт № 181 от 25.04.1951 г. Старые №№ Ящ.14; ЦАМ КП 25252

52.Потир серебряный золоченый, чаша с отогнутым бортом, ножка в виде круглого шара с шестиконечными звездами с выходящими из него стеблями колосьев перехваченных лентой охватывающих низ чаши, основание воронкообразное; чаша украшена накладными символами евангелистов, виноградной лозой и эмалевыми медальонами, окруженными рамками из бесцветных стекол с изображением: Иисуса Христа, Богоматери, Иисуса Христа и Иоанна Предтечи, по верхнему краю поясок из аметистов. На основании: четыре эмалевых накладки, окруженные рамками из бесцветных стекол с изображениями: моление о чаше, Христос среди разбойников, Распятие, положение во гроб, между накладками рельефные головки шестикрылых серафимов; по краю основания и на дне гравированная надпись о том, что потир пожалован в Иверский монастырь; на основании четыре клейма: НД/1830, МО, 84 и герб г. Москвы; 1830 г. Серебро 875, эмаль, стекло, чеканка, резьба, гравировка, аметисты. 39,2×14,7×19,3; 1862,0 г. Сохранность: на чаше один медальон отделился (имеется), на одном медальоне почти вся эмаль разбита, на одном скол; края основания помяты на основании отделилась рамка со стеклами; много пустых гнезд; три аметиста отсутствуют, восемь имеются, но выпадают из гнезд; эмаль на меди. КП ОИРК 198−3 (4)/14. Поступление: из Гохрана, акт № 181 от 25.04.1951 г. Старые №№ Ящ.14; ЦАМ КП 23655

53.Потир серебряный золоченый, на чаше три овальных эмалевых медальона в рамках из стекол с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, между медальонами накладные гирлянды из роз, по верхнему краю — виноградная лоза, выполненная из бесцветных стекол; ножка в виде трех женских фигур; основание воронкообразное, в верхней части в виде сплющенного шара, украшенного тремя восьмиугольными эмалевыми накладками, окруженными рамками из бесцветных стекол с изображениями: Тайная вечеря, моление о чаше и несение креста, между ними розетки из бесцветных стекол; на основании три рельефные сцены: Распятие, снятие с креста, положение во гроб; между изображениями полоска из бесцветных стекол с четырьмя вставками из аметистов; четыре клейма: «ВМ», «НА/1829», «84» и герб г. Москвы; эмаль на меди; 1829 г. Серебро 875, эмаль, стекло, аметист; чеканка, гравировка, резьба, медь 41,0×14,4×22,0; 2588,0 г. Сохранность: имеются пустые гнезда из под стекол, три аметиста отсутствуют; три эмалевые накладки со сколами и трещинами; потир расшатан, эмаль на меди. КП ОИРК 198−3 (5)/14. Поступление: из Гохрана, акт № 181 от 25.04.1951 г. Старые №№ Ящ.14; ЦАМ КП 23652

54.Икона на дереве «Казанская Богоматерь», в серебряном, большей частью золоченом окладе, с серебряными ажурными венчиками, края оклада в виде рамы с чеканным геометрическим орнаментом, по четырем углам рельефные букеты из роз и других цветов; задняя сторона иконы обита малиновым шелком; на окладе четыре клейма: «АК/1879», «АМ», «84» и герб г. Москвы; 1879 г. Серебро, дерево, шелк; живопись, чеканка, гравировка. 26,5×22,0; 851,0 г. КП ОИРК 357−7.Поступление: Акт № 331 от 08.10.1954 г. Из объединенного фонда ГЭ. Старые №№ 533

55.Икона на дереве «Архангел Гавриил» в сплошном серебряном окладе с чеканным изображением архангела Гавриила в рост и в левом верхнем углу в облаках Иисуса Христа, с двумя серебряными золочеными венчиками в виде сияния с лучами; края оклада в виде рамки с рельефными пальметками и розетками цветов; задняя сторона доски обита коричневым бархатом; на окладе четыре клейма: «НФ», «МК/1834», «84» и герб г. Петербурга; 1834 г. Серебро, дерево, живопись, тиснение. 31,0×26,0; 1180,7 г. КП ОИРК 357−13. Поступление: Акт № 331 от 08.10.1954 г. Из объединенного фонда ГЭ. Старые №№ 2109−34

56.Икона на дереве «Смоленской Богоматери», в серебряном золоченом окладе с красным стеклом в гнезде, по краю рамка с чеканным орнаментом из пальметок; задняя сторона иконы обтянута красным бархатом; 19 в. Серебро, дерево, бархат; чеканка, живопись. 32,0×28,0; 1946,0 г. Сохранность: на платье имеются два гнезда от отсутствующих украшений, оклад помят, лучи венчика погнуты и частично обломаны; живопись повреждена. КП ОИРК 357−27. Поступление: Акт № 331 от 08.10.1954 г. Из объединенного фонда ГЭ. Старые №№ Ю.13060

57.Икона на дереве «Св. князь Всеволод» в серебряном золоченом чеканном окладе с золотым венчиком, изображение в рост в горностаевой мантии, слева доспехи; по краю рамка с накладками по углам; четыре клейма: «МК/1826», «ПБ», «84» и герб г. Петербурга. 1826 г. Из собрания Плюшкина. Серебро, дерево; чеканка, резьба, живопись;27,0×20,5; 979,0 г. Сохранность: на окладе внизу отсутствует накладка и часть прорезного украшения на рамке. КП ОИРК 101−1340. Поступление из ГМЭ — акт № 342 от 07.06.1949 г.; акт № 363 от 21.05.1954 г. Старые №№ Пл-4288

58.Икона на дереве — Иоанн Многострадальный в сплошном серебряном, золоченом чеканном окладе с золоченым венчиком; в верхней части рельефные фигуры трех ангелов; по краю орнамент из ваз и цветов и поясок жемчужника, фон канфаренный; четыре клейма: АОП, «1793/АТ», «1.1» и герб г. Москвы. 1793 г. Серебро, дерево; чеканка, живопись. 31,0×26,0; 1413,0 г. Сохранность: доска треснула. КП ОИРК 101−1366 Поступление из ГМЭ по акту № 342 от 07.03.1949 г.; акт № 363 от 21.05.1954 г. Старые №№ 155−200

59.Икона на дереве «Христос Вседержитель», в серебряном позолоченном окладе, с чеканными ризой и рамкой; фон оклада украшен мелким гравированным растительным орнаментом; венчик и углы рамы покрыты разноцветной эмалью, сзади икона обтянута бархатом; на окладе четыре клейма: «П.ОВЧИННИКОВ» и двуглавый орел, «АА/1893», 84 и герб г. Москвы. 1893 г. Серебро, дерево, эмаль, бархат; живопись, чеканка, гравировка, эмаль. 31,0×26,0; 1500,0 гр. КП ОИРК 55−4. Поступление: акт № 492 от 22.08.1946 г.; акт № 363 от 21.05.1954 г. Старые №№ 835−65

60.Икона на дереве «Христос Вседержитель», в серебряном позолоченном окладе, с золоченым венчиком, по сторонам изображения двух святых, по углам крупный орнамент рокайль; лик закрыт слюдой; сзади обтянута коленкором; четыре клейма, «СП», «IC», Лθ и герб г. Москвы. кон. 18 в. Серебро, дерево, слюда; живопись, чеканка

31,5×26,0; 1371,0 г. Сохранность: доску повело, одна планка отходит; края оклада помяты в верхней части край разорван. КП ОИРК 55−45. Поступление из ГМЭ по акту № 492 от 22.07.1946 г.; акт № 363 от 21.05.1954 г. Старые №№ 226−285 б

61.Икона на дереве «Казанская Божья матерь» в серебряном, золоченом чеканном окладе и с золотым венчиком, украшенным зернью и бирюзой; рама и фон украшены; венчик состоит из пальметок чередующихся с шестикрылыми серафимами, по краям два ангела; сзади икона обтянута шелком. 19 в. Серебро, дерево, бирюза; живопись, чеканка, зернь. 35,0×28,0; 1745,0 г. Сохранность: края оклада помяты, порваны, части нижнего края недостает; в верхней части венчик отстает; одно гнездо от бирюзы пустое; шелк посекся КП ОИРК 55−44. Поступление из ГМЭ по акту № 492 от 22.07.1946 г.; акт № 363 от 21.05.1954 г. Старые №№ 111−43

62.Икона на дереве «Казанская Божья матерь» в серебряном позолоченном окладе, украшенном рельефным орнаментом рокайль и с золоченым венчиком в виде лучей; сзади икона обтянута малиновым бархатом; четыре клейма: «ДТ/1843», «КФ», «84» и герб г. Петербурга. 1843 г. Серебро, дерево, бархат; чеканка, живопись. 32,0×27,0; 1376,0 г. Сохранность: венчик помят, концы частично обломаны; живопись повреждена. КП ОИРК 55−3. Поступление из ГМЭ по акту № 492 от 22.07.1946 г.; акт № 363 от 21.05.1954 г. Старые №№ 558−1

63.Икона на дереве «Христос Вседержитель», в серебряном позолоченном чеканном окладе, с золоченым венчиком в виде лучей; оклад и венчик украшены накладными эмалевыми дробницами с надписями; по краю оклада рамка из рельефного растительного орнамента; сзади обтянута шелком; на окладе четыре клема: «НА/1837», «ФВ», «84» и герб г. Москвы. 1837 г. Серебро, дерево, эмаль, шелк; чеканка, живопись. 31,0×26,0; 1378,0 г. Сохранность: одна эмалевая накладка на венчике отсутствует; живопись повреждена, шелк посекся. КП ОИРК 55−42. Поступление из ГМЭ по акту № 492 от 22.07.1946 г.; акт № 363 от 21.05.1954 г. Старые №№ 4099

64.Рамочка-брелок серебряная, четырехугольная с гравированным орнаментом, с ушком и кольцом, с овальной фотографией с портрета Петра I, под слюдой. На ушке два клейма: [84], [ГР]. Конец 19 в. Из собрания. Бочарова А.М. Серебро, бумага, слюда, гравировка 2,6×1,7; 2,06 г. КП ОИРК 64−1052. Акт № 459 от 27.09.1951 г. из ГМЭ; акт № 563 от 27.06.1953 г. Старый № VII-8

65.Брелок яйцевидной формы из красного стекла, в серебряной, золоченой ажурной корзиночке со стеклянным дном, с листком клевера, на серебряном золоченом колечке, на нем 84 проба и женская голова в профиль; конец XIX века. Серебро 875; 1,9×1,1; 3,52 гр. КП ОИРК 519−306. Поступление из Ц.Х.М.Ф. пригородных дворцов (Акт 606 от 18.10.1956 г.) Старые №№ Г. 4841 ЦХ-485-VII

66.Крест-мощехранительница, деревянный, восьмиконечный, в серебряной золоченой оправе в форме такого же креста; на кресте живописное изображение распятия с предстоящими, под слюдой на оправе с лицевой стороны гравированный орнамент, с обратной накладной серебряный крест; два клейма КК и в круге изображение мужской головки в профиль вправо; конец XIX века; Серебро 875, дерево, слюда, живопись; 1,0×22,3×11,4; 212,1 г. КП ОИРК 519−201. Поступление из Ц.Х.М.Ф. пригородных дворцов (Акт 606 от 18.10.1956 г.). Старые №№ А 21141, ЦХ-2088-VII

67.Икона на дереве, прямоугольная, с изображением Грузинской Божьей матери, выполнена в технике живописи, в серебряном золоченом обрамлении с гравированным орнаментом, рамка и венчик украшены разноцветной перегородчатой эмалью, риза шита кафимским жемчугом; на обороте гравированная надпись и подписи четырех фрейлин Марии Федоровны и дата «10 мая 1883 г.». 1883 г. Серебро 875, эмаль, жемчуг кафимский — 20 г., дерево 9,5×8,1; 187,9 г. КП ОИРК 519−138. Поступление из Ц.Х.М.Ф. пригородных дворцов (Акт 606 от 18.10.1956 г.). Старый №№ Г-1213

68.Икона с изображением Богоматери, в рельефной серебряной гравированной ризе с двумя звездами и с таким же венчиком, украшенными по краям красной и зеленой эмалью; фон серебряный, позолоченный, гравированный с накладными буквами по сторонам, в серебряном позолоченном фигурном обрамлении, украшена разноцветной эмалью и надписью: «отрада, утешение …» наверху подвижное фигурное ушко; обратная сторона гладкая, вызолоченная, на обороте два клейма: в овале — изображение женской головки в профиль вправо и 84 проба и часть клейма с буквой «А». Конец 19 в. Серебро 875, эмаль

12,3×8,3; 242,7 г. КП ОИРК 519−107. Поступление из Ц.Х.М.Ф. пригородных дворцов (Акт 606 от 18.10.1956 г.). Старый № А-10091, ЦХ-1590-VII

69.Икона на дереве трехчастная с изображением Казанской Божьей матери и двух архангелов, выполнены в технике живописи, под слюдой, в серебряной рамке с рельефным растительным орнаментом и с шестью камнями в гнездах: двумя изумрудами, рубином, двумя аквамаринами и розовым турмалином. На рамке два клейма «КК», «84». Конец 19 в. Серебро 875°, дерево, изумруды 2 шт. = 3 кар.; рубин 1 шт. = ¾ кар.; турмалин, аквамарины, парча, слюда 9,3×11,4; 125,8 г. КП ОИРК 519−74. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10095, ЦХ-1593-VII

70.Икона на дереве полуовальная, с изображением св. Пантелеймона, выполненным в технике живописи, в серебряной позолоченной раме с орнаментом из перегородчатой эмали бледных тонов; на обратной стороне серебряная дощечка с гравированной надписью. На рамке два клейма: «П.ОВЧИННИКОВ» и в овальном клейме «84» и изображение головки в профиль влево. Конец 19 в. Серебро 875°, эмаль, дерево, живопись, гравировка. 16,8×10,8; 445,0 г. КП ОИРК 519−105. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10023, ЦХ-1537-VII

71.Икона на дереве «Казанская Божья матерь», в серебряной рамке и с серебряным венчиком, и ажурной короной, украшенными перегородчатой эмалью белого, голубого, зеленого и синего тонов; по углам четыре подвески от серег в виде кисточки винограда из семи жемчужин с тремя золочеными листочками; задняя сторона иконы обтянута. Серебро 875°, эмаль, дерево, живопись, чеканка, скань. 13,0×10,0; 200,0 г. Сохранность: углы рамки повреждены, порваны, эмаль местами выкрошилась, подвески отделились от иконы, на двух из них отсутствует по одному серебряному листочку; на одной подвеске отсутствует одна жемчужина. КП ОИРК 519−109. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10126, ЦХ-1616-VII

72.Икона «Господь Вседержитель» в серебряном золоченом окладе, с серебряной филигранной ризой, с серебряным венчиком, украшенным перегородчатой разноцветной эмалью, рамка украшена рельефным растительным орнаментом; задняя сторона обтянута красным бархатом. 2-я пол. 19 в. Серебро 875°, дерево, эмаль, бархат, живопись; чеканка. 23,3×17,8; 818,5 г. КП ОИРК 519−153. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10598, ЦХ-1659

73.Икона на дереве с изображением"Казанской Божьей матери" в сплошном серебряном окладе, украшенном перегородчатой разноцветной эмалью с цветочным орнаментом, с таким же венчиком с короной и цатой, по углам накладки в виде цветов тюльпана; задняя сторона обита малиновым бархатом. На окладе четыре клейма: «ВС», «АА/1894», «84» и герб г. Москвы. 1894 г. Серебро 875°, эмаль, дерево, живопись; перегородчатая эмаль. 22,7×18,3; 1370,0 г. Сохранность: эмаль повреждена, потерта, две накладки с углов утрачены, подвески от цаты имеются отдельно, ушки у двух из них утрачены. КП ОИРК 519−164. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10808, ЦХ-1728-VII

74.Икона на дереве с изображением «Озерианской Богородицы с младенцем» в серебряном золоченом окладе, с рельефной серебряной оксидированной ризой с накладным двойным венчиком с короной разноцветной перегородчатой эмали с серебряными надписями и буквами синей эмалью; задняя сторона обита малиновым бархатом. На окладе два клейма: «СГ» и в овале — 84 проба и изображение женской головки в профиль вправо.2-я пол 19 в. Серебро 875°, эмаль, дерево, бархат, живопись. 26,6×22,0; 1052,0 г. Сохранность: края оклада помяты. КП ОИРК 519−150. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10838, ЦХ-1743-VII

75.Икона на дереве «Господь Вседержитель» в сплошном серебряном частично золоченом чеканном окладе с прорезами лица и рук, с серебряным золоченым венчиком, украшенном разноцветной перегородчатой эмалью, на углах по длинным сторонам оклада фигурные серебряные золоченые накладки, так же с разноцветной эмалью; внизу серебряная дощечка с надписью синей эмалью, такая же надпись на евангелии; задняя сторона обтянута малиновым атласом. На окладе два клейма: «СК» и в прямоугольнике — 84 проба и герб г. Москвы. Конец 19 в. Серебро 875°, эмаль, дерево, шелк, живопись, чеканка, гравировка. 31,0×26,9; 1535,0 г. КП ОИРК 519−155. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10602, ЦХ-1663-VII

76.Икона на дереве «Знамение Божьей Матери», в серебряном золоченом филигранном окладе и в гладкой серебряной золоченой рамке, с двумя накладными серебряными венчиками, на венчике Богоматери два аквамарина и аметист в оправах, на окладе четыре накладных серебряных золоченых пластинки в виде треугольников, украшенных четырьмя камнями в оправах: изумрудом, турмалином, аквамарином и аметистом; задняя сторона иконы обтянута красной парчой, затканной серебряным рисунком. На раме два клейма: «КК» и в овале — изображение женской головки. Серебро 875°, дерево, парча, изумруд 1 шт. = 10 кар., аквамарин — 3 шт., аметист — 2 шт., турмалин — 1 шт., живопись, филигрань. 31,3×26,7; 1438,0 г. Сохранность: позолота потерта, рама помята, парча посеклась. КП ОИРК 519−156. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10605, ЦХ-1665-VII

77.Икона на дереве с изображением «Казанской Божьей матери» в двойном гладком золоченом венчике с короной, украшенными двумя аметистами и четырьмя аквамаринами; в серебряной золоченой раме с эмалевым узором, в виде мелких зеленых листочков, расположенных в два ряда и разделенных наискось положенной золоченой полоской; на углах и посередине каждой стороны рамки восемь круглых накладок с синей эмалью, чередующихся между собой с золоченым узором и с белыми орлами; задняя сторона иконы обтянута лиловым бархатом. На раме два клейма: «ДО», и в овале — изображение женской головки в профиль вправо и 84 проба. Конец 19 в. Серебро 875°, эмаль, дерево, аметисты — 2 шт., аквамарины — 4 шт., бархат, живопись, перегородчатая эмаль. 26,7×22,2; 1058,0 г. КП ОИРК 519−91. Сохранность: небольшие царапины на лаке, на венчике и короне четыре отверстия от отсутствующих украшений; края оклада помяты, бархат потерт. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ с-370; ЦХ-1804-VII

78.Икона на дереве «Владимирская Богородица», поясное изображение; в серебряной золоченой раме, с рельефным растительным орнаментом, углы и середина сторон рамы украшены фигурными накладками с разноцветной перегородчатой эмалью; задняя сторона иконы обтянута лиловым бархатом. На раме два клейма: «А.КУЗМИЧЕВЪ» и в овале — 84 проба и изображение женской головки в профиль влево. Конец 19 в. Серебро 875°, эмаль, дерево, бархат; перегородчатая эмаль, живопись. 31,2×26,8; 2070,0 г Сохранность: лак в трещинах, края рамы погнуты. КП ОИРК 519−113. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10596; ЦХ-1730-VII

79.Икона на дереве «Святая Троица», в серебряном золоченом чеканном окладе, с тремя серебряными, с разноцветной эмалью венчиками и тремя золочеными посохами, в серебряной золоченой раме с округлым верхом внутри, украшенной разноцветной перегородчатой эмалью, с тремя накладными круглыми бляшками на углах; задняя сторона иконы обтянута лиловым бархатом, с прикрепленной серебряной золоченой дощечкой с синей эмалевой надписью. На раме два клейма: «ГМ», «Г.МЕШКОВЪ» и в овале — 84 проба и изображение женской головки в профиль. Конец 19 в. Серебро 875°, эмаль, дерево, бархат, живопись; чеканка, перегородчатая эмаль. 35,5×31,3; 4107,0 г. Сохранность: одна круглая накладка с эмалью отделилась, имеется; отсутствуют две детали с эмалью. КП ОИРК 519−160. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-10617; ЦХ-1673-VII

80.Складень серебряный, золоченый, украшен разноцветной выемчатой эмалью, створки скрепляются крестом, украшенным красной и синей эмалью, прикрепленным к середине правой створки; внутри живопись на меди с изображением Спасителя, Св. Екатерины и Сергия Радонежского; с ушком. На ушке два клейма: в овале — 84 проба и герб г. Петербурга и «ОМ». Конец 19 в. Серебро, эмаль, медь, живопись; выемчатая эмаль. 7,3×5,7; 161,0 г. Сохранность: живопись повреждена. КП ОИРК 519−140. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ Г-3459; ЦХ-1837-VII

81.Яйцо подвесное, розовато-красной яшмы с прожилками, в серебряной филигранной оправе с круглыми розетками на концах, в верхнюю розетку вставлен сапфир и четыре перламутровые вставки, в нижнюю — лазурит, розетки соединены двумя крестами составленными из сапфира и четырех каплевидных жемчужин каждый, между крестами по круглой перламутровой вставке и подвеска в виде цепочки с сердоликом, от верхней розетки отходят две цепочки, соединенные наверху перемычкой с укрепленным на ней коричневым лунным камнем, сверху двойное кольцо. Серебро 875°, сапфиры 3 шт. = 1,5 кар.; жемчуг кафимский мертвый, перламутр. 12,8×5,0; 129,59 г. КП ОИРК 519−132. Акт № 606 от 18.10.1956 г. Из ЦХМФ пригородных дворцов. Старые №№ А-13789, ЦХ-778-VII

82.Чернильница в виде яйца серебряная, покрыта синей эмалью по сетчатому фону; на трех ножках в виде завитков, с серебряной кнопкой с сапфиром и накладкой в виде коронки с шестнадцатью розочками; внутри позолочена, с резиновой пробкой на пружине. Конец 19 в. Серебро 875°, розочки — 16 шт., сапфир — 1 шт., эмаль, резина. 6,5×3,9;

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня