Как уже сообщала «СП», в конце прошлого года в трех северных районах Омской области — Тевризском, Знаменском и Тарском — произошло массовое отключения потребителей от газоснабжения. Причина — истощение газа на Тевризском газоконденсатном месторождении, эксплуатацию которого ведет ОАО «Тевриз-Нефтегаз», сто процентов акций которого находится в собственности правительства Омской области.
Несмотря на то, что разговоры о дефиците газа на месторождении велись все последние годы, беда, как у нас часто бывает, нагрянула внезапно. Лютые морозы спровоцировали повышенное потребление газа. В результате давление в единственной действующей скважине месторождения стало резко падать. По сути, сложилась чрезвычайная ситуация с угрозой разморозки всего газопровода. Чтобы этого не случилось, началось добровольно-принудительное отключение абонентов. Местные власти убеждали всех, кто может, перейти на печное отопление. Призывали войти в положение и проявить сознательность, чтобы совсем не заморозить жителей домов, не имеющих альтернативного теплоснабжения.
К 26 декабря от газоснабжения отключили в общей сложности более 200 домов. Местные чиновники совместно с сотрудниками МЧС бросили все силы на заготовку дров для обеспечения абонентов, отключенных от газоснабжения. Отключенным стали выплачивать так называемую компенсацию за приобретение альтернативного топлива в сумме четырех тысяч рублей. Между прочим, из скудных муниципальных бюджетов.
Несмотря на эти меры, население продолжало роптать. Дело в том, что за проведение газа в свои дома, покупку и установку оборудования люди заплатили по здешним меркам огромные деньги. В последние годы стоимость подключения доходила до 100 тысяч рублей. И это при средней зарплате не многим более 10 тысяч и хронической безработице в северных поселках. Причем, газификация населения проходила с многочисленными нарушениями законодательства. Во многих случаях не были предусмотрены альтернативные источники теплоснабжения, в частности, в многоквартирных домах. Бывало и так, что при установке газового оборудования газовщики заставляли хозяев частных домов ломать и выбрасывать печи.
Словом, причин для недовольства у местных жителей было вполне достаточно. Дело доходило даже до того, что некоторые были готовы чуть ли не к вооруженному сопротивлению. А группа жителей одного из районов обратилась с жалобой аж к самому президенту Путину.
Однако еще перед новогодними праздниками подконтрольные властям СМИ стали наперебой сообщать, что газоснабжение северных районов нормализировалось и находится под контролем правительства области. Мало того, некоторые областные министры на различных публичных мероприятиях чуть ли не гордились: мол, ситуация с газоснабжением севера всегда находилась под контролем правительства, благодаря чему и удалось избежать чрезвычайной ситуации. И впредь она никогда не возникнет, поскольку вот-вот на месторождении начнется бурение второй скважины, которая сполна обеспечит газом северян на необозримое будущее.
Правда, когда эта скважина даст газ, в каком количестве и даст ли вообще, точно никому не известно. Хотя бы потому, что в прошлом году эту скважину уже разрабатывали. Вбухали в ее бурение не один десяток бюджетных миллионов, но по какой-то причине бросили, не доведя дело до конца. Вроде бы, подрядчики, проводившие бурение, оказались неквалифицированные. А в этом году, говорят, подрядили настоящих специалистов. Но даже если они успешно закончат бурение скважины, далеко не факт, что в ней окажется газ.
Вопреки оптимистичным прогнозам омских чиновников об увеличении добычи газа на Тевризском месторождении в несколько раз, некоторые компетентные люди совсем не верят в его перспективы. Мало того, само решение о его разработке и эксплуатации считают, мягко говоря, неразумным. Такое мнение «Свободной прессе» высказал член экспертного совета при министерстве экономики Омской области, председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Омской торгово-промышленной палаты Сергей Мизя.
— В свое время было совершенно не продуманное, дурацкое решение о газификации северных районов. Видимо, кому-то очень хотелось на газе освоить бюджетные деньги. Взяли одно маленькое газоконденсатное месторождение. И на основе трех его скважин, только одна из которых давала газ, стали переводить северные поселки на газоснабжение. А газ имеет свойство заканчиваться. Тем более, в локальном, до конца не проверенном, до конца не исследованном разведочными скважинами месторождении. А значит, с научно не подтвержденным запасом газа…
Тевризское газоконденсатное месторождение было открыто в 1971 году. В советское время оно было признано бесперспективным. Однако в середине 1990-х годов по инициативе губернатора Омской области Леонида Полежаева реализация проекта продолжилась. Первый газ был получен в 1998 году. А в 2010 году была утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие Тевризского и Журавлевского участков недр Омской области (2011 — 2015 годы)». Финансирование программы — в сумме более полумиллиарда рублей — предполагалось за счет средств областного бюджета. И дополнительно — за счет внебюджетных источников.
Уже в те годы находилось много скептиков, сомневающихся в реализации этого проекта. Даже в самой правительственной программе были указаны довольно серьезные риски ее выполнения. Первая опасность: «Финансовые риски, связанные с недостаточностью или отсутствием средств на реализацию Программы, что повлечет невыполнение мероприятий Программы. Мерами по снижению данных рисков являются поиск и привлечение дополнительных средств финансирования из внебюджетных источников».
И вторая серьезная опасность, указанная в программе: «Риски подтверждения недостаточности запасов углеводородов Тевризского и Журавлевского месторождений, что повлечет корректировку объема финансирования Программы с возможным отказом от проведения отдельных мероприятий Программы».
Именно эти риски, как показали последние события, в большей степени и оправдались. И еще неизвестно, как скажутся в будущем. Во-первых, в нынешнем областном бюджете — с его расходной частью в 59 с половиной млрд рублей при дефиците 4,5 млрд и государственным долгом в 22 млрд рублей — средств на реализацию программы нет. Внебюджетных источников на финансирование программы тоже не нашлось. Частный бизнес в авантюрную затею вкладываться не хочет. Во-вторых, отсутствие средств на реализацию программы только отдаляет опасность «подтверждения недостаточности запасов углеводородов Тевризского и Журавлевского месторождений», но совсем ее не исключает. Проще говоря, жителям северных районов еще долго могут морочить головы разговорами о будущем газовом изобилии, а в результате получится пшик.
Как недавно признал министр промышленной политики и связи Омской области Алексей Гладенко, положению на Тевризском месторождении никогда не уделялось должного внимания: «Ситуация сложилась не вчера. Работает одна скважина. Так сложилось, что тех средств, которые выделялись на месторождение, всегда было недостаточно, и всегда выполнялись полумеры. Полностью ни разу договоры не были выполнены до конца. Не была проведена до конца сейсмика, до конца не было выполнено бурение…»
— Я могу только посочувствовать жителям северных районов, — комментирует Сергей Мизя. — Изначально это был пиар-ход прежнего руководителя области Леонида Константиновича Полежаева. В результате, теперь за все расплачивается население. Кто теперь за это будет платить? Чтобы пробурить одну скважину требуются десятки миллионов рублей. Кто будет бурить и за чей счет? За счет бюджета? Там на это денег нет. У северных жителей денег тоже нет, там все нищие. Север вымирает, с советских времен там не осталось сколько-нибудь серьезных перспектив экономического развития. Бюджеты муниципальных образований совсем скудные. И вот из них людям сейчас предполагается компенсация за отключение газа. Что это значит? Это значит, что чиновники всех мастей — и те, которые затевали эту авантюру, и нынешние, которые сейчас распоряжаются деньгами налогоплательщиков, — расходуют их нерационально. И, грубо говоря, пытаются прикрыть свою ж… свою преступную безответственность.
Фото: Алексей Мальгавко/ РИА Новости