Население нашей страны, непрерывно сокращающееся последние 20 лет, может резко вырасти. Депутаты Госдумы приступили к обсуждению законопроектов, предполагающих упрощенный режим получения гражданства РФ. Если законопроект будет одобрен, желающим получить российский паспорт и участвующим в государственной программе переселения соотечественников не надо будет подтверждать наличие законного источника дохода и знание русского языка. Станет не обязательным и пятилетнее проживание на территории страны.
Зато людям, которых впору считать образцовыми носителями государственного языка, в гражданстве отказывают. Так, уже живущий 15 лет в Томске журналист Станислав Микрюков, безрезультатно обивает пороги всяческих ведомств. Но известного своими разоблачениями чиновников публициста не хотят видеть в числе сограждан сотрудники миграционных ведомств. Двукратной олимпийской чемпионке Марии Филатовой отказал в получении паспорта сам Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, в связи, «с недостаточностью заслуг». Новый закон должен помочь людям, оказавшимся в подобной ситуации. Правда, вряд ли Микрюков или Филатова участвуют в государственной программе возвращения соотечественников, а потому их мытарства могут продолжиться и после принятия новых правил.
В то же время тревогу вызывает гипотетическая возможность обретения российского паспорта бесчисленными отрядами мигрантов из Средней Азии. И хотя в послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года президент России Владимир Путин сказал, что процесс получения паспорта должен быть упрощен «для тех, кто культурно и духовно близок России», отмена нормы о знании русского языка фактически открывает двери страны для всех желающих.
— Я крайне отрицательно отношусь к этим новшествам, — говорит политолог Константин Крылов. — Считаю, что авторы законов нацелены на замену нынешнего населения России каким-то другим. Теперь человеку не надо будет показывать документы о доходе и не обязательно знать русский язык. Предполагается, что любой человек, не имеющий никакого отношения к современной России и русской культуре, может приехать и только на основании того, что кто-то из его предков был гражданином Советского Союза или имеет гражданство одной из стран, которые были советскими республиками, получить российский паспорт. Это может привести только к одному: сюда хлынут люди, которые не смогли устроить свою жизнь у себя на родине. В частности, криминальные и полукриминальные элементы. То есть, можно предположить, что приедут худшие представители республик Средней Азии. Более того, этот закон открывает возможности для беспрепятственной иммиграции в Россию вообще кого угодно. Учитывая реалии бывших республик СССР, можно предположить, что житель любой страны сможет вначале получить паспорт одной из этих республик, а потом и российское гражданство. В Афганистане сейчас популярны курсы русского языка. Любой афганец сможет получить узбекский паспорт и въехать к нам за российским.
Нас захлестнет волна новых граждан, и Россия перестанет быть европейской страной, станет азиатской. В определенном смысле, это будет соответствовать характеру нашей власти. Ведь наша власть во многом похожа на примитивную азиатскую деспотию образца 19-го века. Современные страны Азии сегодня стремительно модернизируются, а Россия станет последним азиатским государством на планете.
«СП»: — Нет ли опасения, что получившие паспорт мигранты без знания языка, без работы и без жилья просто станут бомжами с российским гражданством?
— Именно это и произойдет. Жизненные обстоятельства новых граждан РФ приведут к тому, что все эти люди уйдут в криминал. Для производительного труда в России не так много ниш, и нас ждет новая криминальная революция, только окрашенная еще в этнические тона. И первое, чем они займутся, это наркоторговлей. Просто в качестве «подъемных» они будут возить в своих желудках пакетики с белым порошком. Если еще афганцы возьмутся за это дело, то вообще — туши свет. С другой стороны, новоприбывшие попадут в качестве полурабов в цепкие лапы своих соплеменников, которые приехали раньше и уже устроились. У нас и так в России де-факто существует рабовладение и подпольные производства, где люди удерживаются не зарплатой, а побоями и угрозами. Мы превратимся в абсолютно дикую варварскую страну.
Зато, все эти новые граждане на выборах будут голосовать так, как скажут власти. Положение «Единой России» будет незыблемым, так как у нее будет огромный электорат, голосующий по свистку начальства. То есть, мы лишимся надежды на демократические мирные преобразования. Всё что мы сегодня критикуем, покажется мелочью после ввоза в страну этих людей.
«СП»: — Некоторые говорят, что закон поможет получить гражданство русским людям, волею судьбы оказавшихся в других странах.
— Здесь не надо ничего придумывать, достаточно воспользоваться международным опытом. Германия, к примеру, вернула к себе немцев, чьи предки уехали еще при Екатерине Великой. Так же действуют Израиль и Польша. Нам не нужно изображать из себя более толерантных людей, чем жители Старого Света. Германия принимает у себя именно этнических немцев. Потому, что другой страны у них нет. У таджиков и узбеков есть свои страны, а у русских кроме России — нет. Если кто-то захочет стать российским гражданином, то пусть он докажет, что его дедушка был русским. В Германии тоже действуют жесткие правила.
Представитель Российского конгресса народов Кавказа, политолог Деньга Халидов считает, что между идеей возвращения соотечественников и сохранением привычной культурной среды для народов, не имеющих другой родины кроме России, необходимо найти золотую середину:
— Закон может быть полезен для многих наших соотечественников. И не только русских. К примеру, для потомков уехавших в Сирию адыгов. Сегодня многие из них хотят вернуться на историческую родину. Но считаю, что получающие российское гражданство должны знать русский язык. За год-два работающий в России человек способен освоить его. Есть и опасения, что потоки новых граждан размоют сложившееся в России культурное поле. У меня есть ощущение, что нынешний законопроект пролоббирован строительными и энергетическими компаниями, заинтересованными в дешевой рабочей силе.
Однако координатор Комитета за рабочий интернационал Женя Отто считает новый закон необходимым. По ее мнению, именно нынешнее отсутствие легального статуса у мигрантов и порождает связанные с ними проблемы:
— Гражданство — это то, что дает социальные права работнику. Не пойму, чего опасаются те, кто опасаются этого закона, ведь работающие получат право на медицинское обслуживание и получение образования. Работающим в России мигрантам должны быть доступны те же права, что и другим работникам. Сегодня же многие люди работают, но неофициально. Этим активно пользуются капиталисты, которым выгодно недоплачивать мигрантам. И работать приезжает людей больше, чем просто бомжевать. Для местных трудящихся тоже лучше, если приезжающие будут иметь легальный статус, и за равный труд будет равная зарплата. К сожалению, сегодня нет доступных курсов русского языка, а экзамены по нему превратились в кормушку для чиновников. Прозрачность труда мигрантов могут обеспечить только их низовые структуры профсоюзов. Сегодня волонтеры пытаются заниматься с детьми мигрантов и обучать их русскому языку. Сегодня нелегальный труд мигрантов привязывает их к национальным королькам, которые обеспечивают их работой и дают на лапу чиновникам. За маломальский заработок мигранты вынуждены платить полной лояльностью к своим хозяевам. Для исправления ситуации мигранты должны объединяться в профсоюзы с местными рабочими, — заключает Женя Отто.
Накануне рассмотрения парламентом новых правил получения гражданства глава ФМС Константин Ромодановский сказал, что без мигрантов наша страна обойтись не сможет: «Даже если благодаря повышению рождаемости численность населения удастся стабилизировать и увеличить, в ближайшие 15−20 лет единственным источником пополнения трудовых ресурсов будет являться международная миграция».
Наделение трудовых мигрантов законными правами выглядит разумной мерой. Только, во-первых, многие граждане России уже, что называется, на своей шкуре испытали, что наличие паспорта своей страны не спасает от бесправия. Во-вторых, а стоит ли принимать на веру тот постулат, что без въезжающих из-за рубежа рабочих не обойтись?
Исторический опыт показывает, что обойтись можно. Было бы желание. К примеру, в течение двух первых сталинских пятилеток в стране было построено более 6 тысяч промышленных гигантов. При этом, в самом начале индустриализации население всего СССР, включая жителей совсем отсталых районов Средней Азии и Кавказа, было приблизительно равно населению современной России, а городское население составляло менее 20% всех жителей страны. Тем не менее, для осуществления грандиозных планов рабочих рук хватило.
В нынешней России, где более 70% граждан живут в городах, а более 20% взрослых имеют высшее образование, власти почему-то говорят о необходимости завоза рабочей силы. Притом, что промышленные гиганты мы уже не строим, а многие из построенных ранее напоминают руины памятников одной из древних цивилизаций. Которые, кстати, возрождать особо никто и не стремится. Не иначе как для совершения модернизационного рывка и развития инноваций требуются нашей стране сотни тысяч и миллионы низкоквалифицированных мигрантов, даже не владеющих русским языком.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов