В течение ближайших трех лет планируется ликвидировать весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года. Такой новостью обнадежило жителей развалюх Министерство регионального развития РФ.
Для решения проблемы предусмотрены 354 миллиарда рублей, из них 227 миллиардов предстоит выделить субъектам федерации.
В ведомстве сообщили, что аварийным признано 10 миллионов 500 тысяч кв. метров жилья, где в настоящее время проживают около 700 тысяч человек.
Однако по сведениям Российского союза инженеров, действительное количество аварийных «квадратов» только в городах с населением более 100 тысяч человек — 25 миллионов. А это — лишь 1,6% от всего аварийного жилого фонда страны. В союзе сообщают, что согласно данным проведенного исследования, большую часть жилья в России (43,2%) построили достаточно давно, в 1971—1995 годах. И только 19,3% было построено после 1995 года. Остальное жилье (37,5%) сооружено до 1970 года. За 20 лет, в период с 1990 по 2010 годы, совокупная площадь аварийного жилого фонда увеличилась в три раза. В целом за этот период прирост жилья в РФ составил 31%, а прирост ветхого и аварийного фонда — 309%. Самая тяжелая ситуация сложилась в Каспийске (19,9%), Хасавюрте (19,3%), Дербенте (17%), Астрахани (14,7%), Ноябрьске, Ленинске, Кызыле (более 10% общей жилой площади).
По оценкам Международной финансовой корпорации (IFC) для проведения капремонта и модернизации жилого фонда в России необходимы масштабные инвестиции, составляющие около 322 миллиардов рублей ежегодно до 2035 года.
В декабре прошлого года президент Владимир Путин заявил, что людей из аварийного жилья расселят в ближайшее время (вероятно, проект Минрегионразвития является воплощением его намерения): «Будет решать, прежде всего, вопрос с аварийным жильем. Там тяжелее всего… А потом постепенно перейдем и к ветхому жилью».
Поясним. Аварийными признаются многоквартирные дома, проведение восстановительных работ в которых технически невозможно или экономически нецелесообразно. Их техническое состояние характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей.
Признают здания непригодными межведомственные комиссии, специально создаваемые местными администрациями. Комиссия обязана осмотреть дом в течение 30 дней и вынести вердикт. Если сооружение признается аварийным — дом в течение полугода попадает в списки программы по переселению из аварийного жилья Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Проживающих в таких зданиях обязаны переселить в первоочередном порядке.
Однако переселения люди, на головы которых вот-вот могут обрушиться крыши собственных домов, ждут годами.
Коммунальная катастрофа — так жители шахтерского Копейска (Челябинская область) говорят о ситуации в своем городе. Непригодными там признана треть домов. Строились они как временное жилье для рабочих, рассчитанное на пять-шесть лет. Последняя шахта закрылась два года назад, а в хибарах по сей день живут уже правнуки тех, кто встал в очередь на получение квартир.
— Дети часто болеют, простывают. Еще два года назад суд признал мою квартиру опасной для жизни и обязал копейскую администрацию предоставить новую жилплощадь. Не предоставила, — жалуется жительница разваливающегося дома Евгения Матвеева.
По информации Копейского городского суда, на исполнении у судебных приставов находится 117 неисполненных судебных решений об обязании администрации Копейского городского округа предоставить жилые помещения по категории ветхоаварийного жилья.
— В будущем году мы порядка 60 решений, возможно, исполним, но больше навряд ли. Потому что нет таких домов и нет таких квартир у нас, — сообщил в конце прошлого года журналистам начальник отдела жилищной политики администрации Копейского городского округа Сергей Деев.
В Нижнем Новгороде жильцы одного из разваливающихся домов с 1984 года не могут добиться переселения.
Деревянное здание, которому больше 80-ти лет, почти разрушилось. Стены ходят ходуном, горячая вода отсутствует, проводка искрится, электрики отказываются ее ремонтировать — очень опасно.
— Стены сколочены из досок, между ними когда-то находился утеплитель из опилок. Все сгнило, — свидетельствует одна их жильцов дома Марина Таскина. — Здание, построенное в 1928 году как временное, ни разу капитально не ремонтировали. Чем только мы не замазывали трещины в стенах — все отваливается. Теперь затыкаем тряпкам. На кухне постоянно включен газ. Но это не спасает. Внуки не перестают болеть.
— В 2000 году получили справку - 70% износа. Недавно снова взяли ее — тот же показатель. Выходит, дом наш не стареет, а молодеет? — грустно шутит соседка Таскиной Нина Пахомова.
Заместитель директора департамента жилья администрации Нижнего Новгорода Денис Новиков сообщил корреспонденту одного из местных телеканалов: «Домов с большим процентом износа в Нижнем Новгороде значительное количество — больше 1500. И чтобы всех расселить, никаких бюджетных средств не хватит».
— Составители проекта ликвидации аварийного жилья — либо не профессиональны, либо не потрудились изучить ситуацию, — говорит автор ряда книг по истории и защите гражданских прав Олег Шеин. — Почти половину суммы на решение проблемы должны выделить руководители регионов. Территории, на которых самая ужасная ситуация с таким жильем, не получат деньги из федерального центра, поскольку не имеют возможности добавить необходимую сумму из своего бюджета. Возможно, справятся с задачей лишь в нескольких регионах. В Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае…
«СП»: — Не имеет ли проект скрытой цели?
— Вряд ли. Хотя коррупционная составляющая присутствует практически во всех российских проектах. Минрегион хочет сэкономить бюджетные деньги и одновременно, как я уже сказал, его представители из комфортабельных кабинетов не видят реальной ситуации. Новый министр Слюняев — неплохой человек. Однако ему досталось абсолютно дикое наследство, а специалистом в сфере ЖКХ, в частности в управлении аварийным фондом, он не является.
Вероятно, составители проекта придерживались рыночной точки зрения — решит проблему тот, кто сумеет помочь себе сам. При этом федеральный центр все последние 20 лет беспощадно изымал деньги у регионов, особенно у муниципалитетов.
«СП»: — Но на местах часто бывает, что чиновники не признают развалюхи аварийным жильем. Причем здесь центр?
— Многие их них вынуждены это делать, поскольку людей переселять некуда. С другой стороны, в престижных местах крупных городов признают непригодными жилые дома, которые в действительности можно отремонтировать. Почему? Хотят занять территорию. Случается, сносят памятники архитектуры для строительства на их местах бизнес-центров и элитного жилья.
«СП»: — Выходит, проект не воплотится. Что произойдет, например, через 10 лет с аварийным жильем?
— Потолки станут падать на головы людей, полы будут проваливаться.
Жилой фонд ветшает стремительно. Ситуация близка к критической отметке. Количество аварийного жилья стало катастрофическим.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин