25 января «СП» рассказала о проходимцах, лишающих сирот жилья («Механизм жилищного отбора»). Оказалось, что и государство обходится с ними аналогичным образом — не дает выпускникам детдомов квартиры. В прошлом году в стране были обеспечены жильем лишь 22 454 бывших детдомовца, остальным 72 300 сиротам крыши над головой не досталось. К такому выводу пришла Счетная палата РФ (СП), завершив проверку использования средств федерального бюджета, выделенных для обеспечения жилыми помещениями сирот.
В сообщении ведомства отмечено, что регионами не в полной мере выполнялись требования действующего законодательства о внеочередном предоставлении жилой площади выпускникам детских домов. Период ожидания сиротами жилья в среднем составляет около четырех лет (по данным независимых экспертов и сирот, многие ждут его и по 10 лет).
Также в отчете СП сказано о том, что на обеспечение жилыми помещениями выпускников было выделено 18 миллиардов 600 миллионов рублей, из которых 5 миллиардов 800 миллионов — средства федерального бюджета.
В документе приводятся шокирующие факты: в пяти муниципальных образованиях Республики Бурятии за 2 миллиона 500 тысяч рублей для сирот купили пять дачных домов, пригодных для проживания только в летнее время, и за 3 миллиона 800 тысяч — шесть домов, находящихся на стадии строительства. В Новосибирской области 345 детей-сирот (из 602) расселили по коммунальным квартирам. В одну из комнат поселили разнополых выпускников, не имеющих родственных связей.
Жилье в коммуналках предоставили сиротам в Республике Башкортостан и Мурманской области. Во Фроловском районе Волгоградской области юнцов поселили в разваливающиеся неблагоустроенные дома.
По состоянию на 1 января 2012 года, сказано в отчете, в Российской Федерации насчитывалось 654тысячи 100 детей — сирот (2,5% детского населения). При этом сироты, утратившие родителей, составляли только 18%, а 82% - социальные сироты, родители которых лишены прав на воспитание.
Ранее прокуратура Костромской области сообщила: 270 бывших детдомовцев в регионе остаются без жилья уже несколько лет. Из-за мизерных объемов финансирования, заложенных в областном бюджете на приобретение жилой площади, очередь бездомных выпускников ежегодно увеличивается. Причина бедственного положения, по данным прокуратуры, отчасти кроется в нерасторопности чиновников и волоките при проведении конкурсов по покупке квартир.
Тогда же появилась информация о голоде в нескольких детских домах области. Мантуровская межрайонная прокуратура установила, что воспитанники Мантуровской школы-интерната почти три месяца жили впроголодь: не ели овощей, фруктов и свежего мяса. Вместо полного количества необходимых для детей продуктов питания на складе было лишь немного крупы, макарон и куриных консервов. Искали спонсоров для обеспечения детей едой ГОУ «Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида», ГОУ «Ченцовецкий детский дом». Последнее учреждение считается лучшим в области, но и в нем воспитанники остались без продуктов. На помощь пришли местные жители.
Неласково обошлись чиновники и с подмосковными сиротами. В Можайском районе детдомовцу Станиславу Девятникову предложили барак без отопления, света, канализации и практически без потолка. После отказа юноши, власти сказали, что могут поселить его в бывшем общежитии с протекающим потолком, без тепла и света. Сироте пришлось арендовать совместно с братом дом, отдавая почти все свои заработки.
В том же районе выпускница можайского приюта Анна Мухина узнала, что ее прописали в здании бывшей деревенской почты, расположенном в деревне Малые Парфенки. В здании отсутствует крыша. Выпускница по совету друзей обратилась в прокуратуру. Временно удалось получить уголок в общежитии.
— Эта серьезнейшая проблема выращивается внутри системы детских домов, — говорит международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ, автор книги «Соленое детство», бывший детдомовец Александр Гезалов. — Все, поступающие в детдома ребятишки имеют те или иные жилищные проблемы. Сразу после поступления в сиротские учреждения их необходимо паспортизировать на наличие всех, имеющихся сложностей. Жилищная проблема в период пребывания воспитанника в учреждении должна динамично решаться. Если, например, квартира, из которой его забрали, серьезно разрушена, следует поставить его в очередь на получение жилой площади.
Зв два года до выпуска из детдома у ребенка должно появиться жилье. Он станет в него периодически ходить и приучаться к предстоящей самостоятельной жизни.
Сейчас власти вспоминают о сиротах лишь после того, как они выходят из детдомов. Нужно дать им квартиру, закон обязывает. А как ее дать, если в бюджете нет денег?!
«СП»: — Не следует ли создать при органах опеки центры, где юристы объясняли бы сиротам их права и алгоритм действий в борьбе за получение жилья?
— Лучше создать региональные банки данных, следящие за происходящим в муниципалитетах: куда отправлять финансы для приобретения жилья сиротам.
А юристами нужно обзавестись всем детским домам (это дешевле, чем создавать центры). Сейчас они там отсутствуют. Необходимо изменить штатное расписание с целью появления в таких учреждениях юристов, которые станут оказывать всю необходимую помощь сиротам.
В свою очередь прокуратуре в дальнейшем нужно отслеживать происходящее с квартирой, полученной выпускником детдома. Чтобы ей, например, не завладели мошенники.
Федеральный закон № 159 обязывает чиновников предоставить каждому выпускнику детдома жилье. Если регион дотационный — пусть обращаются за помощью в федеральные ведомства. Квартиру нужно дать!
«СП»: — По каким причинам власти Костромской области уже несколько лет оставляют сирот без жилья?
— Вероятно, по причине безграмотности тех, кто обязан дать. Они могут обратиться в Москву, имеют возможность пересмотреть все имеющееся жилищное имущество и на некоторое время предложить его для проживания сиротам. Власти не делают этого потому, что обязаны сразу предоставить детдомовцам постоянное жилье. Однако в такой ситуации допустимо не то чтобы нарушить закон, а оказать содействие сиротам. Пусть поговорят с прокурорскими работниками: «Будем нарушать. Присылайте нам представления об устранении нарушений, но при этом не забывайте, что речь идет о детях с нелегкой судьбой!».
Фото: ИТАР-ТАСС/ Георгий Копытин