Обнародованы предварительные результаты общественного расследования событий 6 мая на Болотной площади, которые были квалифицированы полицией, как «массовые беспорядки». Рабочая группа, в которую входят представители РПР-ПАРНАС и Комитета 6 мая, опросила более 200 очевидцев. Их рассказы ставят под сомнение официальную версию следствия.
В частности, некоторые из них говорят о присутствии на Болотной некой группы молодых людей в черных спортивных костюмах, чьи лица были закрыты масками. Эти люди якобы появились из-за спин полицейских и начали швырять асфальт и камни в сторону оцепления, а когда полиция стала задерживать участников марша, они снова скрылись за спинами правоохранителей.
Если это так, то вполне может быть, что столкновения демонстрантов с омоновцами были спланированы заранее. Только следствие почему-то не спешит выяснять: кто эти провокаторы в черном? Сегодня, напомним, фигурантами «болотного дела» являются два десятка активистов оппозиции, которых обвиняют в участии в массовых беспорядках и применении силы к сотрудникам полиции.
«Мы хотим получить справедливые и правдивые ответы, которые не можем получить от власти. Эти вопросы стали волновать общество сразу после арестов участников мирного митинга 6 мая, когда стало очевидно, что официальное расследование ведется с обвинительным уклоном, — говорит о цели общественного расследования сопредседатель Московского городского отделения партии РПР-Парнас Тамара Лежнина. — Всех узников Болотной обвиняют по 212 статье Уголовного кодекса, которая грозит большими сроками тюремного заключения. А ведь на их месте мог оказаться каждый участник того митинга».
«СП»: — Собранные вами свидетельства очевидцев, действительно, опровергают официальную версию?
— Скажем так: у нас уже есть полная хронологическая картинка событий. Но работа не завершена. Мы еще будем весь февраль и, думаю, март собирать свидетельские показания. Нынешние итоги — промежуточные. На данный момент собрано почти двести свидетельств участников и очевидцев того, что происходило на Болотной площади 6 мая прошлого года.
«СП»: — Как осуществляется сбор информации? Какие материалы уже имеются в распоряжении рабочей группы?
— Вообще, собран уже достаточно большой объем фото- и видеоматериалов. Потом есть анкета — на сайте «Комитета 6 мая», которая так и называется «Помощь общественному расследованию „болотного дела“». Эту анкету мы прорабатывали очень серьезным образом с адвокатами — ее можно заполнить (по желанию) анонимно или с указанием своих данных. Люди просто пишут о том, что сами знают и видели, отвечают на вопросы. Мы сразу предупреждаем, чтобы не было никаких фантазий и преувеличений -только о тех эпизодах, участниками которых они были сами. И люди пишут: кто заполняет анкету на сайте, кто-то приходит к нам в офис на Пятницкую, где мы беседуем с ними, задаем им все те же вопросы.
«СП»: — Каких анкет больше — анонимных или подписанных?
— Подавляющее большинство опрошенных готовы не только принять участие в общественном расследовании, но и выступить свидетелями защиты в суде. Есть, конечно, и те, кто хочет анонимно, кто испытывает если не страх, то сомнения. Мы все понимаем…
«СП»: — Что вы будете делать с этими откровениями?
— Собственно, цель нашего расследования — получить ответы на три вопроса: имели ли в действительности место массовые беспорядки, принимали ли в них участие работники правоохранительных органов и бойцы спецподразделений, и, наконец, какие причины привели к перерастанию мирного шествия в столкновения. Пока мы находимся в середине пути — обрабатываем и анализируем получаемую информацию. Потом, когда у нас на руках окажутся все возможные свидетельства, и, можно будет говорить, что первая стадия завершена, материалы поступят в комиссию, где их уже будут оценивать независимые юристы, правозащитники и общественные деятели. Есть известные, уважаемые люди, профессионалы, которые готовы оказать нам содействие в этом расследовании.
«СП»: — Тамара Александровна, что это за люди в масках, которые якобы спровоцировали беспорядки? Много у вас таких свидетельств?
— Не могу утверждать, что все двести человек говорят о том, что видели провокаторов — это было бы неправильно, потому не назову цифру. Не могу и точно сказать, кто эти люди? Но Сергей Делоне-Шаров (он тоже участник рабочей группы) рассказывал нам, что сам видел 6 мая. А видел он, по его словам, как из-за спин ОМОНа выбегали какие-то парни в масках, которые смешивались с толпой, кидали камни в полицейских, а потом исчезали за спинами омоновцев.
«СП»: — Поможет ли общественное расследование тем, кто сейчас ждет суда или уже сидит по «болотному делу»?
— Мы, безусловно, предоставим имеющуюся информацию адвокатам, если они того пожелают. Собственно говоря, мы уже контактируем с некоторыми из них. Я надеюсь, они воспользуются этими материалами…
Адвокат Дмитрий Аграновский, защищающий нескольких узников «болотного дела», считает общественное расследование очень важным с точки зрения установления истины:
— Это очень нужная работа. Начнем, с чисто технического момента: она очень усиливает наши возможности по поиску свидетелей. Потому что адвокатов у нас немного, и, конечно, мы все просто физически не успеваем. Тягаться со Следственным комитетом, для которого работает вся государственная машина, нам сложно. Поэтому такая помощь, она просто неоценима. У них там есть какие-то мысли по общественным слушаниям — ну, пожалуйста. А мы рассматриваем этих очевидцев именно как свидетелей для процесса. Смотрим, например, видео: сотрудники ОМОНа избивают людей дубинками, ведут множество окровавленных людей, с ранениями. А в числе потерпевших только омоновцы. Но я бы не стал раскрывать личности свидетелей до суда, чтобы эти смелые люди плавно не оказались в числе обвиняемых. Тем более, что прецеденты уже были.
«СП»: — Как вы думаете, следствие воспримет всерьез свидетельства этих очевидцев?
— Они должны это будут сделать. Как совершенно справедливо сказал в свое время Путин, «слабых бьют». Слабых… Если они увидят достаточно сильное противодействие, достаточно активную линию защиты, причем, не только со стороны адвокатов, но и общественности, они вынуждены будут прислушаться.
«СП»: — А для тех, кто является обвиняемым, это важно?
— Скажу открытым текстом: каждый такой конкретный свидетель — это на несколько месяцев ниже срок.
В Следственном комитете пообещали изучить новые факты событий 6 мая, полученные в результате общественного расследования. На данный момент следствию ничего не известно о «провокаторах в черных костюмах», при том что по делу уже опрошено около полутора тысяч человек.
Фото: Андрей Стенин/ РИА Новости