Покушение на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина по своему исполнению выглядит шокирующим даже для привыкшей к криминальной хронике и сериалам про ментов публике. Ночью известному артисту около собственного дома плеснули в лицо кислотой. Театралы, которые следят только за культурной частью жизни Большого театра, стали выдвигать разные невероятные версии — от обиженных поклонников до отвергнутых любовников. Однако для того, чтобы понять истинные причины этого преступления, следователи должны вернуться в 2000-й год.
Вообще, современный Большой театр родился именно тогда, 1 сентября 2000-го года, когда вместо легендарного артиста балета Владимира Васильева директором ГАБТ был назначен Анатолий Иксанов. Бывший директор питерского БДТ и заместитель генерального директора телеканала «Культура» был, пожалуй, первым выдвиженцем нового на тот момент министра культуры Михаила Швыдкого. Назначался Иксанов с расчетом на то, что ему будет поручено заниматься не только творческими вопросами, но и реконструкцией театра, то есть распоряжаться большими деньгами.
Тогда же художественным руководителем Большого театра был назначен прославленный дирижер Геннадий Рождественский. Он-то и стал первой жертвой. Меньше года Геннадий Николаевич продержался на своем посту, чашу его терпения переполнила откровенно ангажированная кампания, развернутая против него в СМИ. Последней каплей стала статья в «Независимой газете» под заголовком «Прощание с Рождественским», которая напоминала некролог.
Сменил Рождественского другой известный дирижер Александр Ведерников. Проработал он дольше, целых восемь лет, видимо, из-за того, что Иксанову и его патрону Швыдкому было не до художественных вопросов, поскольку именно в те годы шла реконструкция и текли деньги. Тем не менее, Ведерников покинул театр из-за конфликта с его руководством. По его словам, Иксанов считал, что творческое руководство Большому театру не нужно в принципе. Два года спустя дирижер высказался еще жестче: «Большой театр, какой продукт он производит, для чего он вообще нужен с точки зрения культурологической — это на сегодняшний день, я рискну сказать, вообще никого не интересует».
Балет Большого театра тоже весьма серьезно задела кадровая политика Анатолия Иксанова. В 2000 году со скандалом был уволен худрук Алексей Фадеечев. Затем, в 2008 году, из театра откровенно выжили Александра Ратманского, который сразу покинул Россию и перебрался в США. Но самый громкий скандал случился с Геннадием Яниным, который ушел из Большого театра после того, как на четыре тысячи адресов журналистов кем-то были разосланы ссылки на сайт с его порнографическими снимками. И как раз на смену Янину пришел Сергей Филин. В театре говорят, что худруком его хотел видеть лично Михаил Швыдкой.
Громкое выяснение отношений случилось у Иксанова и с двумя ведущими артистами балетной труппы Анастасией Волочковой, которую, по ее словам, директору заказали убрать из театра, и Николаем Цискаридзе, который на сегодняшний день в театре является главным оппонентом руководства.
Волочкова, в частности, в связи с покушением на Сергея Филина напоминает, как в 2003 году в подъезде был избит ее партнер Евгений Иванченко, а ей самой крепкие мужчины принесли корзину цветов, достали из нее нож и потребовали прекратить судебный процесс, который она затеяла, чтобы вернуться на работу в Большой театр.
Цискаридзе же уже был на допросе в правоохранительных органах в связи с покушением на Филина и это, думается, связано с желанием Анатолия Иксанова именно его представить если не преступником, то по крайней мере причастным к произошедшему. На днях Иксанов назвал преступление закономерным итогом того беспредела, который создавался Николаем Цискаридзе. По его словам, артист чувствовал собственную безнаказанность и поэтому устраивал интриги и поливал грязью сотрудников. В качестве примера поливания грязью он привел опубликованную на Facebook несуществующую переписку Филина.
Сам артист категорически отрицает свою причастность к произошедшему и рассказывает о той травле, которую ему устроили в театре. В частности, временно замещающая Филина балерина Галина Степаненко, по его словам, заставляет подписывать артистов письмо, в котором говорится, что Цискаридзе опорочил имидж Большого театра. Кстати, во время похожей ситуации с Анастасией Волочковой артистов, как утверждает балерина, тоже заставляли подписывать подобные коллективные петиции.
Вообще, похоже, травля и интриги стали фирменным стилем Большого театра, отодвинув на второй план, собственно, оперу и балет. Помимо порнографических снимков Геннадия Янина и фальшивой переписки Филина, было еще письмо деятелей культуры против Анатолия Иксанова и в поддержку назначения директором ГАБТ Цискаридзе. Обращение подписали, в частности, Олег Табаков, Геннадий Хазанов, Марк Захаров, Елена Образцова, Зураб Соткилава, Ирина Винер и другие. Казалось бы, ничего страшного, тем более буквально сразу после публикации письма с Иксановым был продлен контракт. Однако буквально в течение нескольких часов за своего протеже вступился Михаил Швыдкой, написав в своем блоге, что Иксанов «вытащил Большой театр из руин», а «Цискаридзе не может руководить таким сложным коллективом, как Большой театр». После заявлений Швыдкого ряд подписантов, в частности, Елена Образцова и Марк Захаров извинились за свой поступок. Как говорят в оперной труппе, соответствующую работу с прославленной Еленой Образцовой провело руководство театра.
В своих публичных выступления Николай Цискаридзе особенно подчеркивает две претензии к руководству ГАБТ, это махинации при реконструкции театра (кстати, по ряду эпизодов сейчас расследуется уголовное дело) и спекуляции с билетами. Как раз по последней претензии в Facebook после покушения было распространено якобы письмо Сергея Филина, в котором от утверждает, что за преступлением стоит билетная мафия. В своем телевизионном интервью, правда, он опроверг эту версия, а само письмо из социальных сетей назвал фальшивкой.
Однако проблема спекуляции и билетной мафии существует. Вам это подтвердит каждый, кто пытался купить билет в Большой театр в кассе или Интернете. У касс трутся мужики откровенно быковатого вида, в Интернете они прячутся за разного рода сайтами, но цены у них одинаковые -в два-три раза выше номинала. Руководство театра на это пока реагирует крайне вяло.
Помимо билетной мафии, в покушении на Филина уже успели обвинить и мафию «голубую». Сотрудники Большого театра в это не верят, относя такую версию к теории заговоров.
Собственно, понятно, что в театре тема покушения на Филина обсуждается. Однако из-за страха травли все опасаются говорить об этом публично. Непублично артисты рассказывают о том, что версия о причастности Цискаридзе не выдерживает никакой критики, а почерк развернутой против Филина кампании напоминает борьбу с Яниным, Волочковой и отчасти самим Цискаридзе. Получается, что не гнушаются не только травлей в прессе и блогах, как это было с Яниным и Волочковой, но и силовых акций, как в случае с Иванченко и Филиным.
Сотрудников Большого театра держат на работе только гастроли, не будь их, наверное, работать там было бы некому, гастарбайтеров туда не возьмешь. Помимо небольших зарплат, особенно на фоне вполне безбедной жизни руководства, они видят, по их мнению, совершенно невыносимую обстановку поощрения стукачества и доносительства друг на друга. Причем касается это как артистов, так и обслуживающего персонала.
В целом же можно констатировать, что в главном театре страны, как в зеркале, отражаются все проблемы культуры. Это и непрофессионализм, и клановость, и откровенно подлое поведение, граничащие с настоящей уголовщиной… Проявляется это, понятно, не только в Большом театре.
Например, не так давно с обыском впервые в истории пришли в Михайловский театр. В рамках возбужденного уголовного дела следователи интересовались работой генерального директора Владимира Кехмана. Ранее этот выдвиженец Михаила Швыдкого поставлял в Питер бананы, на которых и поднялся до директорства в уникальном театре. Теперь в новостях культуры можно будет услышать о том, как продвигается следствие по делу о невыплате кредитов структурами, подконтрольными новоявленную театральному деятелю.
Жаль, что новости культуры сейчас все чаще напоминают криминальную хронику, а профессия артиста становится не менее опасной, чем журналиста.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов