Руководство Свердловской области сообщило о намерении построить в Екатеринбурге отдельный городок для гастарбайтеров. В ведомстве предсказывают, что в ближайшие годы поток мигрантов резко возрастет. «Екатеринбург претендует на проведение „ЭКСПО-2020“, а также у нас пройдут игры чемпионата мира по футболу, это значит, что в городе развернется большое строительство и нам не обойтись без потока мигрантов. Если поток пойдет организованно, всем будет легче», — сообщил директор ГБУ СО «Единый миграционный центр» Семен Белкин.
Гетто, как успели окрестить будущий городок местные жители, появится в микрорайоне Кольцово, неподалеку от международного аэропорта с одноименным названием. Часть зданий планируется соорудить по технологии быстровозводимых конструкций. В городке мигранты будут учитываться, проверяться на знание русского языка, проходить медицинское обследование, включающее тест на наркотики. На территории поселения станут работать и учебные заведения для приезжих.
Несколько лет назад подобный проект уже предлагался, и в его рамках было построено общежитие в том же микрорайоне Кольцово. Однако завершить задуманное не удалось: возник конфликт между областным миграционным центром и собственником земли — ГУВД Свердловской области, которое не торопилось расставаться со своим имуществом. Претензии вылились в судебное разбирательство. 40 миллионов бюджетных рублей были потрачены напрасно. Многие наблюдатели в то время высказывали опасения, что такой городок может превратиться в место, которое будет жить по своим законам и станет очагом преступности. Ныне жители областного центра возмущаются намерением властей, однако власти отвечают: «Так надо!»
Регион находится на пятом месте в стране по количеству оформленных разрешений на работу. В прошлом году, по данным УФМС России по Свердловской области, в него прибыли 250 тысяч мигрантов, на 12% больше, чем в 2011-м. Работники названной организации выявили 11 000 фактов нарушений миграционного законодательства. Подавляющее число мигрантов приезжают из Таджикистана, на втором месте — граждане Узбекистана, на третьем — Кыргызстана. Далее в порядке убывания следуют Казахстан, Китай и Азербайджан.
Ведущий научный сотрудник Института экономики УрО РАН Александр Кузьмин говорит, что если дело и дальше пойдет так, то через 40 лет мигранты могут составить треть населения Среднего Урала: «Буквально на глазах меняется этническое „лицо“ региона. Эти процессы неизбежно приведут к кардинальным социально-политическим изменениям и серьезной трансформации экономических укладов».
Идею о компактных поселениях приезжих высказал в июле прошлого года и прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко: «Необходимо организовать строительство общежитий и благоустроенных ангаров. Заниматься этим должны главы районных администраций. За полгода на заработки в Петербург приехало около 850 тысяч человек из других стран».
В октябре того же года предложение о создании гетто было сделано в Общественной палате РФ. Один из членов структуры Вениамин Роднянский сказал, что надо подумать о возможности «локализации» трудовых мигрантов, которая поможет сократить число преступлений с их участием: «Современное гражданское население РФ не готово встречаться с мигрантами в обыденной жизни из-за огромного количества уголовных преступлений, совершаемых ими и неприемлемого поведения».
В середине прошлой недели, во время мероприятия «Угроза миграционного коллапса в Москве и экономические причины трудовой миграции», руководитель социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов заявил о том, что в столице относительно всего населения города число гастарбайтеров выросло до 20%. Присутствовавший там же первый зампредседателя Комитета по делам национальностей Госдумы Валерий Рашкин сообщил: «В общемировой практике критичным для коренного населения считается порог в 10%».
— Стране грозят сотни «Манежек». Власть не желает решать давно перезревшую миграционную проблему, - утверждает политолог, сопредседатель Совета по национальной стратегии, директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. — В столице, пожалуй, уже более 20% приезжих относительно всего населения. Это закритичный уровень. Колоссальная нагрузка на социальную сферу: они лечатся и рожают в московских больницах. У огромного числа приезжих — «букеты» заболеваний. Привозят с аппендицитом, а выяснятся, что у него и туберкулез, и СПИД. Создается нагрузка также на транспорт и торговлю. За инфраструктуру мы рассчитываемся налогами, а огромное количество мигрантов ничего не платят и пользуются ею совершенно даром. А ведь это несправедливо!
Возрастает уровень преступности. В связи с перечисленным, у местного населения усиливаются националистические настроения. Но и с противоположной стороны идет обратная реакция: «Мы здесь тоже живем! Вы в хороших квартирах, а мы — в общагах».
Что касается анклавов… От них страдают во всех развитых странах. В анклавах создается особая, очень некомфортная для местного населения, среда. Группу, с которой я впервые посетил Вашингтон, предупредили: «В двух кварталах отсюда начинается Чайна-Таун, заходить в который нежелательно». Нежелательно посещать и ряд других кварталов этого города. Там светлолицых посетителей могут встретить недружелюбно.
«СП»: — Наши чиновники, намеревающиеся создавать поселки мигрантов, не изучили зарубежный опыт?
— Они заинтересованы в их создании. Упрятали всех приезжих в гетто — и нет проблем. К тому же, прибыльно.
А такие поселения превращаются в государство в государстве. Там создаются собственные казино, бордели, парикмахерские, магазины. В нашей стране они станут поистине криминальными местами, которые местные жители будут обходить десятой дорогой. Подобное уже существует — в поселке Мосрентген, недавно вошедшем в состав Москвы, и поселке Челобитьево. Проживающие поблизости люди много лет «бомбардируют» чиновников и «эфэмэсников» мольбами о помощи. Но воз, как говорится, по сей день не сдвинулся. Жители жалуются на кошмарную антисанитарию и агрессивное поведение «гостей».
Нашим властям следовали бы не анклавы создавать, а озаботиться наведением порядка в миграционной сфере.
«СП»: — Что она должна сделать?
— Прежде, привлечь к ответственности всех чиновников и правоохранителей, обогащающихся на этом беспределе! Затем ввести визовый режим со странами, население которых стремится к нам нескончаемым потоком на заработки.
Иностранная рабочая сила оказывает серьезное давление на российский рынок труда. Последствиями вытеснения наших граждан из отдельных сегментов рынка становятся деформация рынка труда и снижение общей стоимости рабочей силы, увеличение оборота «теневых» денежных средств и расширение масштабов «теневой» экономики. Такая экономика стимулирует трудовую миграцию, торговлю людьми и коррупцию.
Распределение гастрабайтеров по территории России неравномерно. Основные места из нахождения — Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Чрезмерное сосредоточение приезжих на отдельных территориях приводит к появлению замкнутых национальных моноэтнических общин, развитию миграционной маргинальности.
Да, экономике нашей страны требуется рабочая сила из-за рубежа. Но пускать к нам нужно лишь тех специалистов, которые требуются.
Если этого не сделать — в ближайшие десятилетия количество низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения России! Через непродолжительное время появятся районы и школы, в которых русская речь практически не будет слышна.
Невозможность привлекать дешевую рабочую силу вынудит работодателей вкладываться в развитие производства, создавать рабочие места для наших граждан.
Увы, границы не закроют, гетто станут создавать одно за другим, ухудшая и без того сложнейшую криминогенную ситуацию и озлобляя местное население. Властям выгодно нынешнее положение, они не помышляют о последствиях…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин