
Обучающихся на военных кафедрах студентов в скором будущем, возможно, станут призывать в войска. Ненадолго, всего на три месяца. И лишь на время летних каникул. Но три года подряд. Всего, стало быть, такая срочная служба в сумме продлится девять месяцев. Предполагается, что таким образом будущие офицеры получат возможность на практике познакомиться с военной специальностью.
Газета «Ведомости» со ссылкой на источник в МГТУ им. Баумана раскрывает суть нововведения. При этом отмечает, что вообще лишать студентов каникул никто не собирается: срок учебы в каждом вузе, имеющем военную кафедру, предложено увеличить на полгода.
Ранее получившие лейтенантские погоны выпускники военных кафедр призывались в войска сроком на два года. Но с 2008-го указом президента для них призыв отменен, а тремя годами ранее число военных кафедр сокращено до 30-ти. Тем не менее, военные кафедры продолжают работать.
— Готовить офицеров, которые вообще ни дня не служат, слишком большая роскошь, — считает военный эксперт полковник в отставке Виктор Баранец. — На кафедрах готовят лейтенантов по определенным военно-учетным специальностям: артиллеристов, связистов, авиаспециалистов, автомобилистов, ракетчиков, подводников
Допустим, так офицеров готовят только на случай войны. То есть, чтобы призвать, когда армии они действительно понадобятся. Но ведь, несмотря на офицерское звание, человек не имеет практики. Если в той же «Бауманке» готовят, к примеру, специалистов по подводным аппаратам, натаскивают на них несколько лет, а живьем человек ни разу не опускался под воду, не выполнял никаких задач в рамках военной организации, то зачем нужен такой специалист?
Поэтому и родилась идея, чтобы студенты могли хотя бы пощупать «железо», которым в случае чего им придется воевать. Если человек готовится как ракетчик, то вполне нормально, что он на три месяца будет отправлен в войска по призыву. Приедет в часть, его оденут в форму, проведут курс молодого бойца. И давай, дорогой человек, свои высокие вузовские знания применяй на практике. Пользы от этого будет много. Приходит человек с хорошим, почти высшим, образованием, с высоким инженерным интеллектом. Такие люди в случае военной угрозы, в случае выхода из строя каких-то специалистов, будут на вес золота.
Ответственный секретарь Комитета солдатских матерей России Валентина Мельникова не разделяет подобного оптимизма:
— Впервые эту идею я услышала неделю назад в Москве на встрече с заместителем министра обороны Панковым. И мне не совсем понятно: кому это надо? И чья эта инициатива? Ректоров, министра обороны, Министерства образования? Ну, если командирам частей интересно иметь такую головную боль — пусть имеют. Но пока это совершенно мутная история. Не могу понять, что это — пиар для Шойгу или реальная потребность армии?
Предложение призывать учащихся военных кафедр вызывает в обществе еще один вопрос. Не наденут ли сапоги вслед за будущими офицерами в скором времени и все остальные студенты? Сегодня на время получения высшего образования молодым людям предоставляется отсрочка. Но проблема недобора с каждым годом всё острее встает перед Министерством обороны.
— Обычные студенты армии не нужны, — успокаивает Виктор Баранец. — Это всё либеральные «страшилки». Ясно же сказано, что обращают внимание только на тех студентов, что учатся на военных кафедрах. Всё.
- Всех студентов призывать не будут, — говорит Валентина Мельникова. — Мы еще в 2008 году проводили опрос совместно с «Ромир Мониторингом». Все встанут на уши! И преподаватели, и студенты, и родители. По этому поводу можно не беспокоиться. Если они попытаются призывать всех студентов, то мы им выкатим опросы общественного мнения.
Однако — что от идеи призывать на срочную службу хотя бы только студентов военных кафедр получат войска? Подготовленных к службе лейтенантов? Очень сомнительно. И вот почему.
Авторы инициативы предлагают ввести для студентов именно срочную службу. То есть — солдатом или матросом. Да, возможно им удастся за отведенные три месяца в году потрогать или даже поводить танк и пострелять из пушки. Это, конечно, достижение. Поскольку и подобного раньше не было. Но разве поводить и пострелять — главное для офицера? Для офицера главное уметь организовать быт и боевую учебу подчиненных. А если доведется — руководить боем. Насколько приблизит студентов к приобретению этих ключевых для лейтенанта навыков такая служба? Ответ: ни на сколько.
Есть способ этого избежать? Конечно. И его давно используют в военных училищах. Там курсантов выпускного курса тоже на несколько месяцев посылают на стажировку в войска. Но — дублерами командиров взводов и батарей. И те тенью следуют за своим офицером, помогают ему ежедневно и на каждом шагу. Одновременно прикидывая, как совсем скоро, сразу после выпуска, будут сами выполнять эти обязанности. Однако такая стажировка ничего общего со срочной службой не имеет.
Существует и еще один тонкий момент. Тонкий — потому, что лежит в области психологии. Как человек, которого на три месяца из привычной студенческой вольницы вдруг бросят в казарменный аскетизм, станет воспринимать жизненную перемену? В лучшем случае — как подобие военно-спортивной игры «Зарница». С сопутствующей игре несерьезностью. В худшем — как тяжкую повинность, которой следует всячески избегать.
Как именно избегать — хорошо известно на примерах извечной головной боли командиров — сборах запасников. Тех самых, которых за вольность нравов в войсках прозвали «партизанами». Ежевечерние пьянки и регулярные самовольные перемахивания через полковой забор — это еще не самое тяжкое в подобном казарменном «гуляй-поле». Мы так собираемся готовить лейтенантов для Вооруженных сил?
Но главное — обязательно ли для знакомства с современным оружием и военной техникой отправлять студентов в войска? Вообще-то, когда в 2008 году Минобороны замыслило оставить в российских вузах всего 30 военных кафедр, для этой цели в них предусмотрели ровно столько же учебных военных центров (УВЦ). Имелось в виду, что заинтересованная в качественном пополнении армия поможет оснастить эти УВЦ именно современными оружием и техникой. Такими же, как поступают в войска.
Естественно, эти планы остались лишь на бумаге, а в УВЦ по-прежнему для обучения студентов лишь лом и музейное старье. Потому что современных образцов вооружений промышленность выпускает пока маловато, их боевым частям не хватает. До студентов ли тут?
Однако значит ли это, что вместо настоящей модернизации УВЦ нужно забривать студентов в солдаты? Хотя бы и на три месяца в году? Хотя, безусловно, и ректорам, и Минобороны это проще, чем по-настоящему заниматься учебными центрами.
Фото: Владислав Белогруд/ РИА Новости