
По итогам визита премьер-министра Дмитрия Медведева на «Остров свободы» Россия и Куба подписали, наконец, соглашение об урегулировании задолженности по кредитам, предоставленным еще Советским Союзом. Согласно документу, часть долга Кубы в размере 30 млрд. долларов до конца 2013 года будет частично списана, а частично — реструктурирована. Речь идет о 90% общего долга Кубы СССР в размере 35 млрд. долларов.
Главным условием списания стали заключенные по итогам визита авиационные контракты с Россией. По ним Куба обязуется купить у нас три дальнемагистральных пассажирских самолета Ил-96−400, три региональных лайнера Ан-158, и два среднемагистральных Ту-204СМ. Общая стоимость контракта составляет 650 млн. долларов, поставка будет осуществляться на условиях финансового лизинга.
Стоит отметить, что после крушения Советского Союза Куба оказалась самым большим должником России. А проблема советских долгов — главным спорным моментом в российско-кубинских отношениях. Куба долгое время оставалась единственной страной из числа бывших друзей России, которой Москва упорно не списывала долги. В Кремле утверждали, что Гавана должна нам деньги еще с советских времен. В ответ на «Острове свободы» возражали, что именно Россия должна заплатить за разрыв экономических взаимоотношений в начале 1990-х годов. Куба не признавала никакого «советского долга», и выдвигала встречные претензии, которые оценивала в 25−30 млрд. долларов.
Видимо, в отличие от прежнего лидера кубинцев Фиделя, Рауль Кастро оказался более сговорчивым и наличие долга все же признал. Наверняка подтолкнули его к этому все более тесные экономические отношения: объем взаимной торговли между нашими странами в прошлом году составил 200 млн. долларов.
Словом, все завершилось к взаимному удовольствию. Получить полное удовлетворение мешает, как минимум, одно обстоятельство. А нельзя ли было списать гигантские долги дружественной Кубы с большей пользой для России, чем это сделал Медведев? Скажем, задешево и отчасти за кубинский счет снова открыть на острове центр российской радиоэлектронной разведки? Допустим, в пригороде Гаваны, в том же Лурдесе, где именно такой центр Главного разведывательного управления Вооруженных сил РФ до конца 2001 года действовал с немалой пользой, но был внезапно закрыт президентом России Владимиром Путиным под предлогом экономии денег?
Напомним, что в Лурдесе был наш крупнейший разведывательный объект за рубежом и одновременно — многолетняя головная боль американцев. Потому что с 1964 года стоявшие в центре мощные станции на вполне законных основаниях круглосуточно «щупали» эфир в 90 милях от побережья США. Очень удобно, ведь под боком — главный космодром американцев во Флориде.
Основной задачей центра, который обслуживало около тысячи специалистов 6-го управления (радиошпионаж) Главного разведывательного управления и 3-го главка Федерального агентства правительственной связи (ФАПСИ), был перехват информации, циркулирующей по важнейшим каналам связи и в системах боевого управления стратегического звена США. А еще — прослушивание любых переговоров по сотовым телефонам на всей территории Соединенных Штатов. По оценке в ту пору министра обороны Кубы Рауля Кастро, Центр радиоэлектронной разведки обеспечивал России до 75% всей разведывательной информации по соседней стране.
Причем, данными, добытыми в Лурдесе, пользовались не только в Министерстве обороны, Генштабе и Кремле. Ощутимую пользу от информации, потоком шедшей с Кубы в разведцентр в подмосковном Климовске, получали и дышавшие на ладан российские промышленность и наука. Ведь в донесениях содержались важнейшие сведения и для российской научно-технической разведки. Во всяком случае, директор американской военной разведки DIA (Defense Intelligence Agency) генерал-лейтенант Патрик Хьюз на слушаниях в Конгрессе 22 февраля 1996 года с огорчением признал: «…ФАПСИ чрезвычайно плотно использует Лурдес в интересах российской экономики».
Неудивительно, что многие были уверены в блестящих перспективах Лурдеса. В октябре 1995 года, согласно данным, оглашенным на слушаниях в Конгрессе США, Куба и Россия заключили соглашение по продолжению работы на базе в Лурдесе до 2000 года. В 1997 году, по информации Sunday Times, Россия провела большую работу по модернизации базы. А в 2000 году разведцентр на Кубе посетил сам Путин в сопровождении Фиделя Кастро. О том, что надо бы потихоньку сворачиваться, не было сказано не слова. Наоборот, говорили исключительно о том, как сделать работу эффективней. И вдруг…
17 октября 2001 года на закрытом совещании в Минобороны президент сообщил о закрытии российской военной базы в Лурдесе. Официально было сказано, что находившееся там оборудование устарело и не позволяет собирать информацию в нужном объеме. К тому же, что годовая аренда разведцентра обходится Москве в 200 миллионов долларов ежегодно. Занимавший в ту пору кресло начальника Генштаба Анатолий Квашнин немедленно поддержал шефа: мы на сэкономленные деньги построим 20 разведывательных спутников и будем знать об американцах то же самое.
Это была чушь, потому что никаких «живых» денег кубинцам мы не платили. В зачет шли поставки нефти, древесины и запчасти к технике, отправленной на «Остров свободы» еще по советским контрактам. Так что, строго говоря, спутники генералу армии Квашнину строить было не на что.
Возражения специалистов, что космические спутники вовсе не всегда способны заменить сотни операторов, «вживую» слушающих эфир, во внимание приняты не были. И в декабре 201-го Лурдес для нас закрылся.
С самого начала было понятно, что дело вовсе не в экономии. И вовсе не в устаревшей технике — в конце концов, кто мешал установить в Лурдесе посовременней? Дело, конечно, в политике. Соединенные Штаты как раз тяжело переживали последствия «террористической атаки века», случившейся 11 сентября того же года. Путин, видимо, посчитал выгодным еще и таким образом протянуть руку американскому коллеге. Очевидно, рассчитывая взамен на уступки и с его стороны.
На какие именно? В полном объеме Путин, наверное, когда-нибудь напишет об этом в мемуарах. Скорее всего — о том, как был цинично обманут, променяв Лурдес на дырку от бублика. Наверняка, самое малое, на что рассчитывал Кремль — что Пентагон позакрывает хотя бы часть своих разведывательных центров, буквально опутавших границы России.
Во всяком случае, по горячим следам комментируя решение об уходе из Лурдеса, официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко заявил: «Разумеется, мы ожидаем взаимности, встречных шагов. Не секрет, что в сопредельных с Россией странах сохраняются центры американской радиоэлектронной разведки, созданные еще в период холодной войны, но активно действующие и поныне». Конкретно имелась ввиду мощная американская РЛС в норвежском городе Варде.
И что? А ничего. Как шпионили американцы за нами из Варде, так и продолжают шпионить. Ну, а мы, стало быть, знаем теперь о них на те самые 75% меньше, о которых когда-то говорил Рауль Кастро.
Так может быть, стоило бы вернуться? Не списывать долги кубинцев в бездонную бочку, а вместе с ними подумать, как снова усадить российских спецов за разведаппаратуру в Лурдесе. 30 миллиардов долларов для этого дела хватило бы на целый век. Да и древесина с нефтью у нас еще имеются.
Хотя, возможно, после подписи Медведева под соглашениями в Гаване это тоже придется списать на упущенные возможности.