Это новость во вторник, 26 февраля, взбудоражила интернет: по указанию президента Владимира Путина во Внутренних войсках МВД РФ создают части и подразделения постоянной боевой готовности, которые «можно будет оперативно перебросить в место разгорающегося локального конфликта или беспорядков, где не хватает местных сил и средств». Делается это в соответствии с утвержденной главой государства Концепцией строительства и развития Внутренних войск МВД России на период до 2020 года.
Причем, как недавно заметил по этому поводу секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, будут такие части и подразделения «профессионально подготовленными, оснащенными современным вооружением, военной и специальной техникой». Поскольку и командование ВВ, и Совбез, и Кремль никогда не признавали, будто «солдаты правопорядка» у нас и теперь неумехи в своем деле, а с оснащенностью современным оружием у них со времен Ельцина дела обстоят на зависть коллегам из Сухопутных войск, возникает вопрос: что тут нового?
А вот что: по словам военных специалистов, если полк или бригада — постоянной готовности, значит она всегда максимум в часовой готовности к маршу и к выполнению боевой задачи. То есть, укомплектована обученным личным составом на сто процентов, в бронемашины заранее загружены боеприпасы, топливо залито под горловину. В кузовах автомобилей тыла тоже все, что может понадобиться на первые дни похода. Ворота гарнизона распахнут, нажмут водители стартеры — и по лесам, по сопкам, по воде…
Нечто подобное в армии на словах пытался проделать недавно отставленный от должности министр обороны Анатолий Сердюков. О том, что у нас в Сухопутных войсках «нового облика» повсюду теперь бригады постоянной готовности, он твердил неустанно, как «Отче наш». Забывая при этом пояснить, как подобное вообще возможно при катастрофической неукомплектованности армии и солдатами, и офицерами (в некоторых армейских бригадах некомплект этот доходит до 40%, что ставит под сомнение не только выход из военного городка в течение часа, а вообще возможность эффективно защитить даже хотя бы этот самый городок).
Но Внутренние войска у нас давно и формируются, и финансируются вовсе не так, как Вооруженные силы. Решено, что их численность должна быть на уровне в 170 тысяч человек — это неуклонно соблюдается. Если армию, по горькому признанию руководства Минобороны, перевооружить современным оружием и боевой техникой хотя бы на треть удастся в лучшем случае к 2015 году, то в ВВ этот показатель и сегодня на уровне 80 процентов.
Что это за оружие? Еще пару лет назад один из заместителей главкома Внутренних войск рассказывал: «За последние годы в подразделения поступили и уже успели хорошо себя зарекомендовать при выполнении боевых задач 7,62-мм пулемет пехотный ПКП «Печенег», гранатометы ГП-30, РГС-50 и ГМ-94, снайперские винтовки ВСС «Винторез», СВ-98 и АСВК, специальные автоматы АС «Вал», пистолеты-пулеметы СР-2М с прибором бесшумной стрельбы… Для вооружения Центра специального назначения «Витязь» поставлены новые образцы стрелкового оружия: 7,62-мм автоматы АК-104, 9-мм самозарядные пистолеты Сердюкова СР-1М, 9-мм пистолеты-пулеметы СР-2М, АЕК-919К, ПП-19−01 «Витязь-СН».
А еще — бронированный автомобиль под кодовым названием «Медведь», который должен прийти на смену тяжелой бронированной технике типа БТР и БМП, цифровые системы связи и управления, беспилотные летательные аппараты, комплексы охраны периметра «Радиобарьер». Большинство армейских офицеров все это видели только на картинках.
Поскольку своего Сердюкова на «солдат правопорядка», к счастью, не нашлось, опытных прапорщиков во внутренних войсках не разогнали. Поэтому уровень управления солдатами не упал столь жутко, как в армии.
Решено, что до 1 января 2016 года ВВ должны перейти преимущественно на контрактный способ комплектования — будьте уверены: так и будет. Призывники останутся в считанном количестве воинских частей, которые не на самых важных участках.
И вот теперь, стало быть, из всего этого военно-полевого великолепия во Внутренних войсках приказано лепить бригады и батальоны постоянной готовности. Что такие в Вооруженных силах необходимы, никто и не возражает. В современной войне средства воздушно-космического нападения могут посыпаться на головы в считанные минуты. Но «солдаты правопорядка», как известно, готовятся вовсе не к новому 22 июня. Ими дыры на фронтах станут затыкать лишь в крайнем случае. Тогда зачем им учиться выступать из казарм в режиме ошпаренной кошки — течении часа?
За ответом обратимся к главнокомандующему Внутренними войсками генералу армии Николаю Рогожкину. Год назад в интервью одной из газет он сказал: «Неизменными будут оставаться три уровня стоящих перед нами основных задач:
1. Оперативная функция — противодействие и ликвидация незаконных вооруженных формирований, где бы они ни были обнаружены, ни проявили бы себя.
2. Полицейская функция — поддержание правопорядка в местах проведения массовых мероприятий и акций, предупреждение и устранение гражданских беспорядков.
3. Охрана важных государственных объектов — крупных транспортных узлов, электростанций, опасных производств".
Попробуем разобраться. Многие военные эксперты уже успели предположить, что все дело в пункте первом. А именно — в Северном Кавказе. Грядет, дескать, Олимпиада в Сочи, а неподалеку от мест будущих спортивных сражений каждодневно гремят выстрелы вовсе не из спортивных винтовок. Горы, мол, придется «зачищать» от бандитов и террористов.
И это правда: придется. Однако про неутихающую террористическую угрозу в тех горах известно не первое десятилетие. Заранее перебрасывайте «краповых беретов» куда-нибудь под Махачкалу или Кизляр и «зачищайте» на здоровье олимпийцев и будущих гостей Сочи. Почему выступать им требуется в течении часа?
Если причина в будущих межнациональных конфликтах — тоже непонятно. Такие конфликты тлеют годами, все о них знают, они не вспыхивают верховым лесным пожаром. Можно заранее встать на разделительную линию между враждующими толпами.
Пункт третий от генерала Рогожкина про охрану объектов тоже отбросим сразу. Охрана занятие хотя и весьма ответственное, однако неспешное и неторопливое.
Как ни крути, выходит, всё дело в полицейской функции. В самом деле: акции протеста трудящихся часто вспыхивают внезапно. Только в январе нынешнего года их, по данным КПРФ, по стране прокатилось восемьдесят одна. Участвовало почти 40 тысяч человек. Такой рассерженной орде перекрыть важную автотрассу или усесться на рельсы и начать колотить по них шахтерскими касками, как в горбачевские времена, скажем, в Кузбассе — раз плюнуть.
Тогда — конечно. Тогда «солдатам правопорядка» медлить нельзя. Надо готовить дубинки.
Комментарий первого вице-президента Академии геополитических наук, доктора военных наук капитана 1 ранга Константина Сивкова.
«СП»: — Константин Валентинович, зачем Внутренним войскам части и соединения постоянной готовности? Это будет готовность к чему?
— Все же очевидно. Вы посмотрите на поведение руководства России. Путина в том числе. К нему пришло понимание простой вещи: страна находится на грани социального взрыва. К подавлению этого социального взрыва приказано готовиться. С использованием экономических и политических методов. А если не поможет — тогда и внутренних войск.
С чего вдруг появился закон о запрете чиновникам иметь собственность за рубежом? От того, что даже Путину стало ясно: если наглое разграбление страны и вывоз ее богатств за рубеж немедленно не остановить, то люди возьмутся за вилы. Будут масштабные волнения обобранного до нитки населения. Взрыв сметет не только вороватых чиновников, но и высшую власть.
Учитывая реальность взрыва, власть начинает готовиться во всех отношениях. В том числе и к внезапно возникающей необходимости применения внутренних войск против протестующих. Для этого и формируют части постоянной готовности.
«СП»: — Этот шаг не может быть связан с Северным Кавказом?
— Почему? На Северном Кавказе тоже могут произойти масштабные волнения. И в других регионах.
«СП»: — То есть, дело не в террористах?
— Нет. Это из другой серии. Понимаете, в чем дело… Упомянутым законом о новом запрете для чиновников Кремль с одной стороны работает в интересах населения. Чтобы его, в какой-то степени успокоить. С другой стороны, в лице чиновничества власть приобрела мощного противника. Который станет ей гадить везде, где только возможно. Путем провоцирования беспорядков. Путем намеренного обострения социальной напряженности. Пример — вчерашний скандал с ценами на ЖКХ, который так разозлил Путина. Вы же слышали: в Мурманской области квартплата внезапно подскочила сразу на 200 процентов. Хорошо, тут президент вмешался и велел прекратить безобразие. Но он же не может узнать про все, что творится в России? И чем это кончится? Тогда и пойдут в ход части постоянной готовности Внутренних войск.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Асмолов