С начала года официальный доход чиновников президентской администрации вырос в разы. Так, по данным журнала Forbes, директора департаментов, получавшие прежде 125 000 рублей в месяц, теперь получают 300 000−330 000 рублей (это не считая квартальных премий, размер которых достигает размера двух зарплат).
Резкое повышение зарплат у «путинских» чиновников тут же вызвало зависть чиновников «медведевских». Чтобы снять напряжение, последним также стали платить повышенную зарплату. Помощнику вице-премьера вместо прежних 70−90 тысяч теперь положено 190 тысяч.
В дальнейшем стоит ожидать, что цепная реакция перекинется на всех федеральных чиновников, которых в России, по данным Росстата, насчитывается 38 тысяч. И тогда на задабривание чиновничьей братии может понадобиться около 2,3 миллиарда рублей ежегодно. А уж если к делу подключат и 800 тысяч региональных госслужащих, тогда придется перекраивать весь бюджет Российской Федерации.
Между тем, в России очень много нерешенных социальных проблем. Например, не один год идут безрезультатные разговоры о кардинальном повышении зарплат работникам 45 тысяч российских детских садов. Важность для общества воспитательниц и нянь, от которых во многом зависит здоровье и душевное состояние миллионов российских детей, не надо объяснять.
Однако руководство России, видимо, решило, что поднять зарплаты чиновникам важнее. Почему?
— Это реакция на то политическое брожение, которое наблюдается у нас с конца 2011 года, — считает политолог Павел Салин. — Власти обеспокоены тем, чтобы купить или обеспечить лояльность элиты. Как с помощью кнута, так и с помощью пряника. Для различных элитных групп применяются различные механизмы. Например, готовится запрет на владение чиновниками и депутатами банковских счетов за рубежом. Смысл здесь в том, что лично президент будет решать, кому можно нарушать закон, а кому — нет. А если брать бюрократию, приближенную «к телу», которая обеспечивает деятельность первых лиц государства — здесь избрана мера повышения зарплат.
«СП»: — Когда у нас в стране поднимают пенсии на несколько сот рублей — это событие преподносится как забота о народе. Об этом повсеместно сообщают в СМИ. Однако повышение зарплат чиновникам происходит втихую…
— Что касается пенсий, у нас еще в 90-х годах усилиями КПРФ появился закон об обязательном их повышении в соответствии с официальной инфляцией. Поэтому когда власть широко пиарит свои «социальные достижения», надо понимать, что очередная прибавка пенсионерам — это не ее добрая воля, а требование закона.
Между тем, когда на весах лежит лояльность тех чиновников, от которых очень многое зависит, особенно во времена политических кризисов, власть не скупится на расходы. Да и репутационные потери от задабривания чиновников будут для нее минимальными. Понятно, что в СМИ, на которые ориентируется социально зависимый электорат, информация о резком повышении зарплат чиновникам точно не попадет. Она станет известна лишь узкому кругу политизированной интеренет-общественности. Информационное поле, по большому счету, власть держит под контролем и может модерировать мнение населения о себе. Принципиального отличия от того, что было и 5, и 10 лет назад, я тут не вижу. Разве что власть, в связи с появлением интернета, вынуждена вести себя чуть более осторожно.
— Стоит отметить, что мировая экономика сейчас находится в предкризисной фазе, — говорит доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ, справедливоросс Максим Чирков. — Поэтому сами собой напрашиваются параллели с другими странами. В Европе многие государства переходят на режим экономии. В том числе в сфере трат на госслужащих. Достаточно вспомнить тот минимализм представительских расходов, который демонстрирует Франсуа Оланд. Он же, кстати, борется за социальную справедливость, пытаясь выжать побольше доходов из богатых. У нас же всё наоборот. Россию вдруг захотели сделать мировым финансовым центром. И поэтому к нам срочно понадобилось звать самых дорогостоящих менеджеров из Европы. Под красивыми лозунгами идет разбазаривание бюджетных средств.
То же и с зарплатами чиновников. Если посмотреть статистику по Москве — доходы госслужащих в Правительстве России и Администрации президента и до очередного повышения превосходили среднюю зарплату по столице. Поэтому такие траты на содержание госаппарата вызывают недоумение, как минимум. В первую очередь, надо было повысить зарплаты медицинским работникам в госучереждениях, работникам детских садов, учителям.
«СП»: — Почему власть у нас не боится, что резкое повышение зарплат чиновникам вызовет недовольство в обществе?
— В России вертикаль власти выстроена таким образом, что чиновники мало зависят от того, что думают о них люди «внизу». Им важнее мнение начальника. Кроме того, в России очень закрытая информация о том, сколько получают госслужащие. На сайтах министерств и ведомств бесполезно искать информацию на эту тему. Это специально делается, чтобы не раздражать людей. Представьте реакцию человека из региона с зарплатой в 10 тысяч рублей, который зайдет на сайт министерства и увидит, что не у самого крупного чиновника доход в 10 раз больше, чем у него.
Это политика скрытия доходов ведется на государственном уровне. Вот у первых лиц государства — у них зарплаты подчеркнуто небольшие. Ведь их, кроме прочего, всегда сравнивают с зарплатами руководителей других стран.
И даже в интернете, где море информации на все темы, конкретных цифр о зарплатах чиновников не так много.
«СП»: — А как в этом смысле, «у них», в Европе?
— Там информация о доходах чиновников в большей степени открыта. В любом случае разница между доходом чиновников и остального населения не столь вызывающая.
Политолог Павел Святенков не видит ничего крамольного в самом факте чиновничьего благоденствия.
— Высокие зарплаты чиновникам — это нормально. Нищий чиновник неизбежно начинает воровать. Любая реформа госаппарата должна начинаться с повышения зарплат госслужащим. У чиновника не должно быть отговорки, что ему платят «три рубля», и он вынужден брать взятки.
Но в ответ на такие зарплаты обществу неплохо бы потребовать повышения качества работы от чиновников. А вот этого как раз не происходит. И пресловутая коррупция никуда не исчезает. Главным образом потому, что реальных чисток, удаления всяческих лоббистов, агентов специальных интересов, и просто воров не происходит.
«СП»: — Зарплаты чиновникам повышались уже не раз. Они теперь официально получают деньги, на которые вполне можно «прожить». Особенно если сравнить их доходы со средними по регионам. Почему же эта мера не подействовала?
— Рыба гниет с головы. Наиболее опасная для страны коррупция сосредоточена в высшем управленческом аппарате. Для чиновников, входящих в него, такой антикоррупционной меры, как высокие зарплаты, недостаточно. Ведь при тех денежных потоках, которые они контролируют, всегда есть соблазн прикарманить миллиард-другой. На Западе высший слой бюрократии контролируют парламент, партии, общество. У нас эти механизмы не действуют или действуют недостаточно. Мы все знаем, что ни партия власти, ни Госдума не являются самостоятельными силами в политической жизни страны.
Между тем, оправдывая резкое повышение зарплат чиновникам администрации президента и работникам аппарата кабинета министров, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков поспешил заявить 12 марта о том, что одновременно был «сокращен перечень льгот» для этих госслужащих. Например, «исчезла целая категория льготных цен для использования сотрудниками разных домов отдыха, санаториев и других объектов».
Впрочем, что-то подсказывает, что оставшийся у чиновников «список льгот» по-прежнему весьма обширен. Почему бы, кстати, этот список не опубликовать? Что скрывать, если все по-честному?
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Алпаткин