Общество

Столичные замашки Питера

95 лет назад городу на Неве «временно» снизили статус

  
49

Вопрос о российской столице, кажется, давно закрыт. Еще в марте 1918 года. Тогда все советское правительство экстренно покинуло Петроград, переехав в Москву, подальше от границы, от линии фронта. Тогда говорили — переезд вынужденный, временный. Оказалось, на десятилетия.

Но вот нынешние власти Петербурга не хотят мириться с данным обстоятельством. Это выяснилось на днях, когда достоянием гласности стала реплика губернатора Георгия Полтавченко о том, что городу явно не хватает столичных функций. Об этом он обмолвился, коснувшись больной (не только для Питера) темы федеральных инвестиций. «Если Санкт-Петербургу делегируются столичные функции, - был лаконичен Георгий Сергеевич, — то было бы неплохо, чтобы федеральная власть инвестировала в эти функции. Мы будем в диалоге с руководством страны достигать понимания того, чтобы такие инвестиции были».

Вопрос: с чего бы это и, главное, ради чего? В одних ли потенциальных бюджетных вливаниях тут дело? Разве опыт переезда на берега Невы Конституционного суда РФ не доказал, сколь далеки культурная и научная среда города, его традиции от сугубо административных задач федеральных министерств и ведомств?

Когда в середине 2000-х кремлевская администрация во главе с Владимиром Кожиным взялась освобождать в Питере место для судей КС РФ, а потом и для их аппарата численностью в несколько сот человек, то взвыли (буквально!) тысячи горожан. Напомню, ради коттеджного городка на Крестовском острове, где блюстители Конституции разве что иногда появляются, было снесено несколько жилых домов. Собственников квартир переселили с насиженных мест в новостройки и пригородные поселки. Кто не успел к тому времени оформить собственность, чуть было вообще не остался без крыши над головой. После митингов протеста с привлечением общественности, прессы, череды судебных дел, эти несчастные получили от города комнаты в коммуналках маневренного фонда. То есть строил коттеджи Кремль, а терял землю, расселял людей город.

Там же, на Крестовском, в федеральную собственность перевели несколько га земли клинической больницы № 31. Возвели на них закрытую поликлинику и стационар для судей все того же КС РФ. Одновременно «операция с отторжением» для дачного коттеджного поселка судей прошла в пригородном поселке Комарово на берегу Финского залива, где прежде отдыхали, лечись ветераны литературы и искусства. И тут объясняться, утешать обиженных пришлось не столичным, а городским властям.

Не столь скандальным было недавнее возвращение на «историческое место» в Адмиралтейство штаба ВМФ РФ. В данном случае все ограничилось переселением в город-спутник Пушкин курсантов и преподавателей знаменитого Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, готовившего специалистов для атомного флота. И выборочным ремонтом помещений в Адмиралтействе, обошедшимся бюджету Минобороны РФ «всего-то» в несколько десятков миллионов рублей.

Но питерского градоначальника данные факты, похоже, не смущают. Он стоит на своем: «Столичные функции повысят статус Петербурга, привлекут туристов». Кстати сказать, именно непротивление (а кто-то утверждает — лоббирование) переводу в Петербург Верховного и Арбитражного судов стало одной из главных причин резкого снижения популярности Георгия Сергеевича среди горожан. О чем свидетельствуют, в частности, результаты разных опросов и рейтингов. В феврале, например, он потерял сразу 14 позиций в двадцатке самых цитируемых губернаторов-блогеров. А в опросе горожан на тему «проголосовали ли бы вы за действующего губернатора, если бы выборы проходили сейчас», Полтавченко потерял сразу 15% «своего» электората.

О грядущем переезде в Петербург Верховного и Арбитражного судов стало известно осенью прошлого года. «Утечка» из Кремля случилась преждевременно, пришлось все тому же управделами Кожину успокаивать питерскую общественность. Мол, вопрос «в стадии проработки», и т. д. Но тут подсуетился генерал-губернатор Полтавченко, оперативно проявив готовность выделить для размещения и расселения судей и сотрудников их аппаратов лучшее место в историческом центре — территорию между Биржевым и Тучковым мостами с видом на Неву, Эрмитаж, Петропавловку. Ту самую, что не один десяток лет занимал комплекс зданий Российского научного центра «Прикладная химия» — это к вопросу о нынешнем отношении в Петербурге к ученым.

А для лечения судей двух уважаемых судебных инстанций, легко согласился питерский губернатор с В. Кожиным, можно отдать лучший в городе лечебный комплекс, только что отреставрированный, с самой современной импортной аппаратурой — больницу № 31.

Чудо, что ее все-таки отстояли. Особенно если вспомнить, как один из замов Полтавченко, вице-губернатор «по социалке» Казанская, уверяла медперсонал больницы, пациентов, их родных, что переселение «только на пользу всем».

О том, что столичные функции придадут Петербургу некий «особый статус», который «привлечет к нам множество инвесторов, а также туристов со всего мира», Георгий Полтавченко говорит чуть ли не с первого своего дня на нынешнем посту.

─ Данная идея не выдерживает никакой критики, — считает Борис Вишневский, депутат городского парламента от фракции «Яблоко». — Статус Петербурга никак не зависит от прописки в нем властных структур. Это один из красивейших городов мира. Он знаменит своими архитектурными памятниками, научными традициями, культурной средой, теми писателями, художниками, учеными, полководцами, которые тут жили и творили во славу Отечества. И если мы хотим заботиться о повышении этого статуса, то надо заботиться о сохранении в нашем городе памятников истории и культуры, о развитии наук и искусств, о создании условий для реализации способностей граждан. Опыт у нас уже есть: пять лет назад в Петербург переехал уважаемый Конституционный суд РФ. И что — сильно повысился от этого питерский статус? Наш город больше уважать стали в мире? К нам приехало больше туристов? Да ничего подобного! А что касается качества конституционного правосудия, то оно с переездом в Петербург ни на йоту не изменилось.

Мне говорят, что после переезда Верховного и Арбитражного судов увеличится их независимость от власти. Да если бы степень их независимости определялась расстоянием от Москвы, я бы первый выступил за их перебазирование на Чукотку!

История с предполагаемым переездом в Петербург Верховного суда РФ вообще не очень понятна. И семи лет не прошло, как Владимир Путин торжественно открывал для него в Москве новое современное здание. Его строительство обошлось в 3 миллиарда рублей. И что теперь с ним?

Добавьте к этому общую стоимость переезда обоих судов на берега Невы (ее озвучил минувшей зимой управделами президента В. Кожин) — не менее 65 млрд. рублей. Не на что их в России потратить?

Деньги федеральные, да. А федеральный бюджет складывается (помимо прочего) разве не из наших, рядовых граждан, налогов?..

─ В передаче Петербургу части столичных функций я вижу лишь один плюс, — поделился мнением Александр Кудимов, активист «Гражданской платформы». — Он — в децентрализации власти. Но беда в том, что действующая власть способна извратить любую замечательную идею. Как это было, к примеру, с переименованием милиции в полицию. Потратили уйму денег, а что изменилось?.. И переезд к нам обоих судов, а потом и еще чего-нибудь, приведет лишь к тому, что Питер «под завязку» заполнят чиновники, весь центр будет во властных учреждениях, и придется горожанам съезжать куда подальше.

Интересное предложение у Андрея Дмитриева из «Другой России».

─ Один из пунктов в программе нашей партии предусматривает перевод столицы России в Южную Сибирь или на Дальний Восток, — говорит Андрей. — Именно там нужно начинать обустраивать властный, министерский и прочая, прочая центр страны. Специально построить для этого город, как это делается во многих странах.

Во-первых, оттуда достаточно удобно добираться что до западной российской оконечности, что до восточной. А, значит, и средств на многочисленные передвижения власть имущих будет тратиться на порядок меньше. Во-вторых, на нашу Южную Сибирь давно положили глаз китайцы, во всю пытаются сейчас там закрепиться. Не заметим, как объявят ее своей!

В-третьих, кто бывает в Москве хотя бы изредка, заметил, конечно, как она изменилась за последние десятилетия. Это какой-то бизнес-центр, а не город! Засилье чиновников и олигархов, да еще мигрантов, которые их обслуживают - вот что такое современная Москва. И это — столица России?..

«СП»: — Идея любопытная, Андрей, но ведь нереальная!

─ При нынешней власти — да. А вообще очень даже реальная. Не вечно же Путин будет президентом! 2011-й год показал, что когда россияне едины, они многое могут. Массовые митинги и марши по всей стране заставили власть считаться с людьми, пусть далеко и не все наши требования пока выполняются, но кое-чего мы все-таки добились.

«СП»: — Однако вопрос у меня к вам был о столичных функциях Петербурга…

─ Что точно нужно вернуть Петербургу, так это статус культурной столицы. А с ним — и чисто петербургский дух его жителей. И то, и другое утеряны, увы, за годы, прошедшие после развала СССР. Мы остаемся городом с областной судьбой, а не европейским центром России, как любит подчеркивать президент Путин. Какая там Европа!..

Ничего не даст городу переезд судов, уверен в этом. Кроме автомобильных пробок, от которых и так давно уже нет продыху…

Схожее мнение у Елены Бабич, руководителя движения «Санкт-Петербург — духовная столица».

─ Единственный плюс, который я вижу от «столичного статуса», так это ремонт дорог. Не будут же правительственные чиновники ездить по разбитым трассам, которые у нас сейчас преобладают!

К слову о дорогах

С начала 2000-х в течение двух лет шел ремонт Петергофского и Волхонского шоссе, это юго-запад Питера, ведущих к Константиновскому дворцу в Стрельне. Только открылось в 2003-м году движение, прошли торжества по случаю 300-летия Петербурга, как оба шоссе снова закрылись. Спустя несколько лет саммит «восьмерки» — опять ремонт, а с ним многочасовые пробки в этом направлении. Потрачены миллиарды! Результат? Асфальт местами где просел, где вспучился, яма на яме.

Теперь к саммиту «Большой двадцатки», который пройдет нынешней осенью, хотят построить «отдельную дорогу для правительственных кортежей» от аэропорта Пулково до КАД. Обойдется 7-км трасса по предварительным данным в 1,4 млрд. рублей. Вы верите, что построят действительно качественно?

Фото: РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Армен Гаспарян

Писатель, публицист

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня