Общество

Столичные замашки Питера

95 лет назад городу на Неве «временно» снизили статус

  
58

Вопрос о российской столице, кажется, давно закрыт. Еще в марте 1918 года. Тогда все советское правительство экстренно покинуло Петроград, переехав в Москву, подальше от границы, от линии фронта. Тогда говорили — переезд вынужденный, временный. Оказалось, на десятилетия.

Но вот нынешние власти Петербурга не хотят мириться с данным обстоятельством. Это выяснилось на днях, когда достоянием гласности стала реплика губернатора Георгия Полтавченко о том, что городу явно не хватает столичных функций. Об этом он обмолвился, коснувшись больной (не только для Питера) темы федеральных инвестиций. «Если Санкт-Петербургу делегируются столичные функции, - был лаконичен Георгий Сергеевич, — то было бы неплохо, чтобы федеральная власть инвестировала в эти функции. Мы будем в диалоге с руководством страны достигать понимания того, чтобы такие инвестиции были».

Вопрос: с чего бы это и, главное, ради чего? В одних ли потенциальных бюджетных вливаниях тут дело? Разве опыт переезда на берега Невы Конституционного суда РФ не доказал, сколь далеки культурная и научная среда города, его традиции от сугубо административных задач федеральных министерств и ведомств?

Когда в середине 2000-х кремлевская администрация во главе с Владимиром Кожиным взялась освобождать в Питере место для судей КС РФ, а потом и для их аппарата численностью в несколько сот человек, то взвыли (буквально!) тысячи горожан. Напомню, ради коттеджного городка на Крестовском острове, где блюстители Конституции разве что иногда появляются, было снесено несколько жилых домов. Собственников квартир переселили с насиженных мест в новостройки и пригородные поселки. Кто не успел к тому времени оформить собственность, чуть было вообще не остался без крыши над головой. После митингов протеста с привлечением общественности, прессы, череды судебных дел, эти несчастные получили от города комнаты в коммуналках маневренного фонда. То есть строил коттеджи Кремль, а терял землю, расселял людей город.

Там же, на Крестовском, в федеральную собственность перевели несколько га земли клинической больницы № 31. Возвели на них закрытую поликлинику и стационар для судей все того же КС РФ. Одновременно «операция с отторжением» для дачного коттеджного поселка судей прошла в пригородном поселке Комарово на берегу Финского залива, где прежде отдыхали, лечись ветераны литературы и искусства. И тут объясняться, утешать обиженных пришлось не столичным, а городским властям.

Не столь скандальным было недавнее возвращение на «историческое место» в Адмиралтейство штаба ВМФ РФ. В данном случае все ограничилось переселением в город-спутник Пушкин курсантов и преподавателей знаменитого Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, готовившего специалистов для атомного флота. И выборочным ремонтом помещений в Адмиралтействе, обошедшимся бюджету Минобороны РФ «всего-то» в несколько десятков миллионов рублей.

Но питерского градоначальника данные факты, похоже, не смущают. Он стоит на своем: «Столичные функции повысят статус Петербурга, привлекут туристов». Кстати сказать, именно непротивление (а кто-то утверждает — лоббирование) переводу в Петербург Верховного и Арбитражного судов стало одной из главных причин резкого снижения популярности Георгия Сергеевича среди горожан. О чем свидетельствуют, в частности, результаты разных опросов и рейтингов. В феврале, например, он потерял сразу 14 позиций в двадцатке самых цитируемых губернаторов-блогеров. А в опросе горожан на тему «проголосовали ли бы вы за действующего губернатора, если бы выборы проходили сейчас», Полтавченко потерял сразу 15% «своего» электората.

О грядущем переезде в Петербург Верховного и Арбитражного судов стало известно осенью прошлого года. «Утечка» из Кремля случилась преждевременно, пришлось все тому же управделами Кожину успокаивать питерскую общественность. Мол, вопрос «в стадии проработки», и т. д. Но тут подсуетился генерал-губернатор Полтавченко, оперативно проявив готовность выделить для размещения и расселения судей и сотрудников их аппаратов лучшее место в историческом центре — территорию между Биржевым и Тучковым мостами с видом на Неву, Эрмитаж, Петропавловку. Ту самую, что не один десяток лет занимал комплекс зданий Российского научного центра «Прикладная химия» — это к вопросу о нынешнем отношении в Петербурге к ученым.

А для лечения судей двух уважаемых судебных инстанций, легко согласился питерский губернатор с В. Кожиным, можно отдать лучший в городе лечебный комплекс, только что отреставрированный, с самой современной импортной аппаратурой — больницу № 31.

Чудо, что ее все-таки отстояли. Особенно если вспомнить, как один из замов Полтавченко, вице-губернатор «по социалке» Казанская, уверяла медперсонал больницы, пациентов, их родных, что переселение «только на пользу всем».

О том, что столичные функции придадут Петербургу некий «особый статус», который «привлечет к нам множество инвесторов, а также туристов со всего мира», Георгий Полтавченко говорит чуть ли не с первого своего дня на нынешнем посту.

─ Данная идея не выдерживает никакой критики, — считает Борис Вишневский, депутат городского парламента от фракции «Яблоко». — Статус Петербурга никак не зависит от прописки в нем властных структур. Это один из красивейших городов мира. Он знаменит своими архитектурными памятниками, научными традициями, культурной средой, теми писателями, художниками, учеными, полководцами, которые тут жили и творили во славу Отечества. И если мы хотим заботиться о повышении этого статуса, то надо заботиться о сохранении в нашем городе памятников истории и культуры, о развитии наук и искусств, о создании условий для реализации способностей граждан. Опыт у нас уже есть: пять лет назад в Петербург переехал уважаемый Конституционный суд РФ. И что — сильно повысился от этого питерский статус? Наш город больше уважать стали в мире? К нам приехало больше туристов? Да ничего подобного! А что касается качества конституционного правосудия, то оно с переездом в Петербург ни на йоту не изменилось.

Мне говорят, что после переезда Верховного и Арбитражного судов увеличится их независимость от власти. Да если бы степень их независимости определялась расстоянием от Москвы, я бы первый выступил за их перебазирование на Чукотку!

История с предполагаемым переездом в Петербург Верховного суда РФ вообще не очень понятна. И семи лет не прошло, как Владимир Путин торжественно открывал для него в Москве новое современное здание. Его строительство обошлось в 3 миллиарда рублей. И что теперь с ним?

Добавьте к этому общую стоимость переезда обоих судов на берега Невы (ее озвучил минувшей зимой управделами президента В. Кожин) — не менее 65 млрд. рублей. Не на что их в России потратить?

Деньги федеральные, да. А федеральный бюджет складывается (помимо прочего) разве не из наших, рядовых граждан, налогов?..

─ В передаче Петербургу части столичных функций я вижу лишь один плюс, — поделился мнением Александр Кудимов, активист «Гражданской платформы». — Он — в децентрализации власти. Но беда в том, что действующая власть способна извратить любую замечательную идею. Как это было, к примеру, с переименованием милиции в полицию. Потратили уйму денег, а что изменилось?.. И переезд к нам обоих судов, а потом и еще чего-нибудь, приведет лишь к тому, что Питер «под завязку» заполнят чиновники, весь центр будет во властных учреждениях, и придется горожанам съезжать куда подальше.

Интересное предложение у Андрея Дмитриева из «Другой России».

─ Один из пунктов в программе нашей партии предусматривает перевод столицы России в Южную Сибирь или на Дальний Восток, — говорит Андрей. — Именно там нужно начинать обустраивать властный, министерский и прочая, прочая центр страны. Специально построить для этого город, как это делается во многих странах.

Во-первых, оттуда достаточно удобно добираться что до западной российской оконечности, что до восточной. А, значит, и средств на многочисленные передвижения власть имущих будет тратиться на порядок меньше. Во-вторых, на нашу Южную Сибирь давно положили глаз китайцы, во всю пытаются сейчас там закрепиться. Не заметим, как объявят ее своей!

В-третьих, кто бывает в Москве хотя бы изредка, заметил, конечно, как она изменилась за последние десятилетия. Это какой-то бизнес-центр, а не город! Засилье чиновников и олигархов, да еще мигрантов, которые их обслуживают - вот что такое современная Москва. И это — столица России?..

«СП»: — Идея любопытная, Андрей, но ведь нереальная!

─ При нынешней власти — да. А вообще очень даже реальная. Не вечно же Путин будет президентом! 2011-й год показал, что когда россияне едины, они многое могут. Массовые митинги и марши по всей стране заставили власть считаться с людьми, пусть далеко и не все наши требования пока выполняются, но кое-чего мы все-таки добились.

«СП»: — Однако вопрос у меня к вам был о столичных функциях Петербурга…

─ Что точно нужно вернуть Петербургу, так это статус культурной столицы. А с ним — и чисто петербургский дух его жителей. И то, и другое утеряны, увы, за годы, прошедшие после развала СССР. Мы остаемся городом с областной судьбой, а не европейским центром России, как любит подчеркивать президент Путин. Какая там Европа!..

Ничего не даст городу переезд судов, уверен в этом. Кроме автомобильных пробок, от которых и так давно уже нет продыху…

Схожее мнение у Елены Бабич, руководителя движения «Санкт-Петербург — духовная столица».

─ Единственный плюс, который я вижу от «столичного статуса», так это ремонт дорог. Не будут же правительственные чиновники ездить по разбитым трассам, которые у нас сейчас преобладают!

К слову о дорогах

С начала 2000-х в течение двух лет шел ремонт Петергофского и Волхонского шоссе, это юго-запад Питера, ведущих к Константиновскому дворцу в Стрельне. Только открылось в 2003-м году движение, прошли торжества по случаю 300-летия Петербурга, как оба шоссе снова закрылись. Спустя несколько лет саммит «восьмерки» — опять ремонт, а с ним многочасовые пробки в этом направлении. Потрачены миллиарды! Результат? Асфальт местами где просел, где вспучился, яма на яме.

Теперь к саммиту «Большой двадцатки», который пройдет нынешней осенью, хотят построить «отдельную дорогу для правительственных кортежей» от аэропорта Пулково до КАД. Обойдется 7-км трасса по предварительным данным в 1,4 млрд. рублей. Вы верите, что построят действительно качественно?

Фото: РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня