О небольшом городке Пикалево, что в глубинке Ленинградской области, большая наша страна узнала в одночасье в 2008-м. Местные жители организовали тогда акцию протеста, перекрыв движение по стратегической автомагистрали, связывающей Север России с её столицей. Владимир Путин, в то время премьер-министр, лично приезжал в это Богом забытое место, чтобы разобраться, помочь людям.
Тогда — как будто бы разобрался. Сегодня Пикалево вновь бурлит. На одном из предприятий прежде единого производственного комплекса «БазэлЦемент — Пикалево», людям с задержкой выдают зарплату. Не выплатили за февраль премию, которая составляет тут основу заработка, и объявили о грядущем массовом сокращении рабочих.
Между тем, этот самый «Базэл» вместе с «Пикалево цемент» и «Пикалево сода» — производства градообразующие. Самого этого городка в 192 км от Петербурга с населением чуть более 20 тысяч человек не было бы, не появись тут вскоре после Великой Отечественной войны глиноземный комбинат. Места вокруг богаты глиной — грех было бы не использовать!
К слову, в советские годы Пикалево слыл настоящим «островком коммунизма». Создав производство, правительство делало все возможное, чтобы поселившиеся здесь люди ни в чем не нуждались.
— Мы действительно жили, как при коммунизме, — сказала «СП» Софья Семенова. Сколько лет городу, столько она в нем и живет. Работала на комбинате. Сейчас пенсионерка. — Все сотрудники «Глинозема», едва начав работать на комбинате, получали от государства добротное жилье. А к нему ещё и небольшой надел земли. Хочешь — выращивай овощи-фрукты, хочешь — сажай цветы. Именно у нас ещё в 1970-е годы появились первые в стране гипермаркеты, наполненные разнообразной снедью. Никакого дефицита в стране повального дефицита! Теперь в это трудно, конечно, поверить. Потому что в последнее годы мы тут едва сводим концы с концами. Купить вроде и есть что, да не на что. Кто может — уезжает из города в поисках лучшей доли. Нам с мужем, как и нашему сыну с женой и малолетним ребенком ехать некуда.
«СП»: — Ваш сын работает, Софья Владимировна? Где и кем?
— И сын, и невестка работают на «БазэлЦементе». Сын считался до недавнего времени одним из лучших в своем деле. Но после того, как вместе с товарищами принял участи в собрании коллектива, выразившего протест против задержки зарплаты, его из числа лучших «вывели». Я ему говорила: лучше не встревай, уволят ведь, как тогда будем жить? У нас с мужем пенсия небольшая, на всех не хватит. Ответил, что не может бросить товарищей…
«СП»: — А есть им что терять? Насколько велика зарплата у рабочих предприятия, принадлежащего миллиардеру Олегу Дерипаске?
— Не зарплата, а слезы — 13 тысяч рублей. К ней «прилагалась», как правило, ещё премия в размере от 50 до 100% оклада. Но вот в феврале её никому из сотрудников не выдали — ни рабочим, ни инженерам, ни служащим. А цены у нас в магазинах, в частности, — в продуктовых, как в Москве. Всё ведь привозное.
Посетовала в разговоре с журналистом пенсионерка Семенова, что не удалось в свое время её сыну Валерию устроиться, как хотел, на «Пикалево цемент» или «Пикалево соду». Оба эти предприятия, «отпочковавшиеся» во время развала Союза в три независимых производства, сумели мало-помалу выправить свои дела. На первом, принадлежащем «Евроцементгруппе», сокращений давно нет. Сотрудники хоть и «не жируют», но вполне довольны и условиями труда, и зарплатой. Второе не так давно вошло в состав «Фосфоагро», переживает сейчас модернизацию.
И только приобретенный некогда, как говорят, «по бросовой цене» вездесущим Дерипаской «БазэлЦемент», влачит жалкое существование.
— Одни беды у нас от этого Дерипаски, — категорична Светлана Л., продавец одной из частных торговых палаток города. О ситуации на заводе она знает от мужа Владимира. В 2008 году тот попал под массовые сокращения. Молодая семья с грудным ребенком «загибалась» от нужды. После приезда в город Владимира Путина и подписания по его «настойчивой просьбе» владельцем неких обязательств, на производство вернули сокращенных рабочих. Чтобы затем, после того, как все затихнет, вновь выгнать на улицу.
— За такие издевательства над людьми владельца «Базэла» надо нещадно наказывать, — уверена Светлана. — Но, похоже, никого в нашем российском правительстве это не волнует. Путин решил, что одного его слова достаточно, чтобы всякие там дерипаски начали послушно все выполнять. Да им нет дела до его указов. Они же — собственники!..
Ещё одно мнение — мастера Елены Малакановой.
— Я в данный момент на работе, при исполнении, долго говорить не могу, — извинилась Елена. Вместе с мужем они отдали предприятию более 20 лет жизни каждый. — Что сказать? Зарплату нам пока ещё выдают. Премию за февраль не выплатили, потому что не выполнен план. Выполнить же его было не в наших силах. Причины тому — и износ оборудования, и человеческий фактор.
Уточнила у неё, что (точнее, кто) за «фактор»? Собеседница дала понять, что все дело в руководстве, которое вопреки давним обещаниям так и не начало модернизацию. А работать по старинке нынче уже нельзя.
Бьет тревогу и профсоюз «Базэла» во главе со Светланой Антроповой. Эта энергичная женщина немало делала и делает для товарищей по работе. Мой звонок застал её во время подготовки к общему собранию коллектива.
— Сегодня будем все вместе обсуждать ситуацию на заводе, принимать решение, — говорит Светлана Дмитриевна. — Дальше терпеть уже нельзя. К июню руководство грозит массовыми сокращениями рабочих. Мол, все равно план не выполняем, да и спрос на нашу продукцию якобы упал. А то, что причина всему — ошибки наших руководителей, откровенное наплевательство на предприятие со стороны Дерипаски, признаться не хотят.
«СП»: — Какова сейчас численность рабочих и служащих на предприятии?
— Сейчас около 2300 человек. Почти на тысячу меньше, чем было в 2008 году, когда Владимир Путин приезжал к нам, пообещал личный контроль за ситуацией в Пикалево. Первое время он, может, и следил. А потом, уверена, забыл про нас и думать. Ещё несколько месяцев назад я телеграфировала в правительство РФ о нестабильной ситуации на «Базэле». И что в ответ? Тишина. Власти Ленобласти говорят: переезжайте в другие города и регионы, где есть работа. Такое впечатление, что чиновники с Луны прилетели, понятия не имеют о нас, землянах из российской глубинки. Ну, куда мы поедем от своего дома, с детьми? Где нас ждут? Что, сразу дадут на новом месте и работу, и жилье? Лично у меня, как и у большинства пикалевцев, вся родня здесь, ехать некуда. Тут хотя бы огородик у каждого, полученный ещё в советское время. Худо-бедно прокормиться можно.
«СП»: — Года два или три назад правительство Ленинградской области, помнится, торжественно приняло документ, именуемый «О мерах поддержки пикалевского комплекса». Согласно ему, в нынешнем году вашему предприятию должна быть предоставлена субсидия в 120 миллионов рублей. Как компенсация затрат на доставку из Мурманской области необходимого для производства нефелинового концентрата. Получили?
— Получили пока одни обещания… К тому же, это недостаточная сумма. Требуется не менее 450 миллионов. Весь ужас ситуации в том, что снижения объемов производства нет. Производство растет. И при этом люди оказываются лишними. Руководство надеется таким образом сэкономить, распределив нагрузку на оставшихся работников. Но дополнительные нагрузки на оставшихся работников, согласно Трудовому кодексу, должны соответствующим образом оплачиваться. Однако этого толком не делается.
«СП»: — А что с датским контрактом, который был заключен при непосредственном участии Путина, и предусматривает модернизацию вашего производственного комплекса?
— Такой договор действительно был подписан весной 2011 года. Он выполняется, но очень неспешно. Насколько я знаю, в США недавно прошли успешные испытания новых печей. Теперь на них нужно получить соответствующие документы, затем найти деньги для доставки в Россию, в Пикалево… Не знаю, при нашей ли ещё жизни случится эта самая модернизация.
В общем, пока надежда все та же — на Путина. В точности со старой отечественной поговоркой: вот приедет барин, барин и рассудит…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Асмолов