Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
30 марта 2009 16:45

Американский «Хищник» может слететь с конвейера

Если США не рискнет торговать своим «самолетом пятого поколения» F-22, например, с Израилем

18

Министерство обороны Израиля пристально следит за обсуждениями в Конгрессе военного бюджета США на 2010-й год, пишет в понедельник, 30 марта, израильская газета The Jerusalem Post. Вполне возможно, считают, израильские военные, что растущие потребности армии Соединенных Штатов ($534 миллиарда) вынудят Конгресс снять запрет на продажи в другие государства новейшего реактивного истребитель F-22 Раптор.

Будущее F-22 туманно

Израильские ВВС, пишет The Jerusalem Post, давно питают интерес к единственному в мире самолету пятого поколения, но удовлетворить его не могут из-за существующего запрета на экспорт машины. Известно также, что и Япония с Австралией не прочь купить самолет, созданный по технологии «стелс».

Однако будущее F-22 весьма туманно, поскольку чиновники в правительстве Обамы недавно намекнули, что Пентагон может вообще остановить конвейер из-за высокой стоимости самолетов — $150 миллионов. Тем более, запрошенные Министерством обороны США у Конгресса 532 миллиарда долларов могут быть существенно урезаны.

И все же сотрудники Министерства обороны Израиля считают, что существует возможность «удержать программу на плаву». Для этого Конгресс США должен разрешить продажу продвинутого самолета зарубежным странам, таким как Израиль.

— Если это случится, мы будем рассмотрим возможность покупки F-22, — сказал военный источник The Jerusalem Post. — Чтобы сдерживать врага и выигрывать конфликты, у нас должен быть лучший в мире самолет.

Эти Рапторы некуда девать

Между тем, как на днях сообщило американское издание The Wall Street Journal, Военно-воздушные силы США снизили цифру необходимого им количества F-22. Так, начальник штаба ВВС генерал Нортон Шварц заявил журналистам на минувшей неделе:

— Авиации необходимо меньше 381 единиц такого истребителя.

Раньше представители ВВС упорно настаивали именно на таком количестве. Теперь же к заказанным 183 истребителям хотели бы получить еще хотя бы 60. Но и эта цифра вызывает в Пентагоне большие споры. Одни считают, что истребитель малоэффективен в текущих военных конфликтах, таких как иракский и афганский, и считают, что нужно сосредоточиться на закупках более актуального вооружения. Другие считают, что потребность в обновление авиационного парка существует и ее необходимо решать.

В это же время корпорация Lockheed Martin считает, что один F-22 способен заменить два F-15, этим отчасти и оправдывается его высокая стоимость, и начала бурную агитацию за необходимость закупок самолетов. Даже открыла сайт «Сохраним рабочие места производителей Raptor» (Preserve Raptor Jobs).

Зайдя на этот сайт, корреспондент «Свободной прессы» прочитал следующее:

«Я убедительно прошу членов Конгресса и новое правительства предпринять непосредственное участие в создании фондов и продолжении производства самого продвинутого истребителя в мире, «Хищника F-22». Необходимо сохранить поточную линии этой образцовой космической программы, которая не требует никаких дополнительных долларов налогоплательщика… Производство этого самолета находится в опасности, а с ним — больше 95 000 американских рабочих мест… Министерство обороны отсрочило решение относительно продолжения производства Хищника. Чтобы продолжить производство и продвинуть нашу национальную военную стратегию, требуется, чтобы Конгресс сделал следующие шаги:

1) Убедить новое правительство в необходимости финансирование и приобретения для Минобороны США 20 самолетов, по минимальной стоимости в 10 миллионов долларов;

2) Убедить новое правительство сохранить единственную эксплуатационную 5-ую поточную линию с полным финансированием производства F-22″.

Далее следует призыв голосовать за эти два пункта программы.

Удар под дых

Чудо самолетостроения и вершина конструкторской и технологической мысли американцев грохнулось в четверг, 26 марта, в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base в пустыне Мохаве.

Самое парадоксальное, что погиб пилот этого суперсамолета. Более того до сих пор никто не может ответить на вопрос: почему он погиб? Впрочем, как пишет корреспондент АП, человек, управлявший машиной — его звали Дэвид Кули — был далеко не молод, в нынешнем году ему должно было исполниться 50 лет, из которых 21 год он провел за штурвалом военных истребителей разных моделей. Последние пять лет он работал летчиком — испытателем главной корпорации-подрядчика Lockheed Martin.

Вполне возможно, что столь высоковозрастный пилот во время полета просто потерял сознание.

На следующий день после падения, Сэм Гризли, представитель Lockheed Martin Aeronautics Co., заявил журналистам, что расследованием причин займется специальная комиссия, и что никакой дополнительной информации сообщаться не будет. Он добавил, что Воздушные силы предупредили жителей близлежащих к месту катастрофы поселков, чтобы они не приближались к обломкам разбившегося самолета, поскольку там могут находиться опасные для их здоровья вещества.

«Невидимка» обошлась американцам в 65 миллиардов

Между тем, как пишет АП, разбившаяся невидимка F-22 стоила 140 миллионов долларов и создавался в основном для воздушных боев, вся программа по созданию F-22 обошлась американцам в 65 миллиардов долларов. При этом, другой американский истребитель F-35, является более универсальным и менее дорогостоящим — «всего» 80 миллионов за самолет.

Это была вторая катастрофа самолета пятого поколения. В декабре 2004 года на авиационной базе ВВС США Nellis в Неваде во время испытаний разбился первый. Тогда на долгое время испытания были приостановлены. Они возобновились только после тщательного анализа причин катастрофы. Комиссия дала заключение, что «уверена в проекте» и испытания можно продолжать. Пилот в том крушении вовремя покинул кабину и остался жив.

…Сейчас министерство обороны Израиля ведет переговоры с американской стороной о покупке 25 многоцелевых истребителей F-35 Lightning II. Израильские пилоты уже посетили США и «полетали» на авиасимуляторе. Как пишет The Jerusalem Post, они «вернулись в Израиль с хорошими впечатлениями». Однако, по словам собеседника газеты, если экспорт F-22 все же разрешат, израильтяне отложат покупку F-35.


Из досье «СП»:

Исследования по программе создания перспективного тактического истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter) были начаты в середине 70-х годов. В них участвовали все семь ведущих американских авиационных фирм. Министерство обороны США по результатам демонстрационных летных испытаний, состоявшихся в начале 90-х, выбрало в качестве базового варианта для полномасштабной разработки самолет F-22 фирмы Локхид, первый полет которого состоялся в сентября 1990 года.

Новый самолет, получивший наименование предназначался главным образом для завоевания превосходства в воздухе. Его основными особенностями являются сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня