1 апреля — крайний срок для подачи деклараций о доходах высших чиновников. Личный пример, как водится, подали президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. «Президент и все высокопоставленные сотрудники его администрации подготовили и подали декларации», — заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Премьер-министр и весь кабинет министров подали декларации о доходах за 2012 год», — тотчас отрапортовала пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Также подали декларации члены Совета Федерации (СФ) и депутаты Госдумы.
В открытом доступе все эти документы появятся к середине апреля. «Этот вопрос держится под особым контролем, в установленный срок декларации будут опубликованы», — заверил россиян господин Песков. Губернаторы имеют фору в месяц — они подают декларации до 30 апреля.
Декларационная кампания-2013 обещает стать громкой. Впервые государственные мужи отчитываются не только о доходах, но и расходах (если сумма сделки, совершенной после 1 января 2012 года, превышает их доходы за последние три года). Причем о расходах не только своих, но и жен и несовершеннолетних детей. К слову сказать, в следующем году правила игры станут еще более жесткими. Чиновникам, возможно, придется отказаться от зарубежных счетов и активов — соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении.
Понятно, куда дует ветер — Кремль старается набрать очки на борьбе с коррупцией. Но опыт последних скандалов в Думе и Совфеде показывает, что борьба власти с властью носит характер показухи. Высшие чиновники, равно как депутаты и сенаторы от партии власти, в реальности владеющие огромными состояниями, в декларациях, как один, предстают сирыми и неимущими. А Кремль делает вид, что в упор не замечает этого противоречия.
Можно предположить, что и в новых декларациях представители элиты вряд ли отразят всю свою зарубежную недвижимость, и правдиво расскажут о расходах. Например, по словам члена комиссии СФ Вячеслава Новикова, те сенаторы, у кого расходы за 2012 год не превысили сумму доходов за последние три года, указывают, что никаких расходов у них не было — и точка. Это значит, что Кремлю в его борьбе с коррупционной гидрой по-прежнему важно, чтобы был шум, но уважаемые люди не пострадали.
— У проверяющих органов нет специальных навыков работы с новыми декларациями, — предупреждает директор центра антикоррупционных исследований Transparency International Russia Елена Панфилова. — Нельзя сказать, чтобы качественно и полноценно проверялись даже прежние декларации о доходах и имуществе. Поэтому трудно ожидать, что сейчас ситуация кардинально изменится. Можно предположить, что будет произведена выборочная проверка новых деклараций. Но чтобы контроль заработал, от власти потребуются серьезные моральные усилия — проверять-то ей придется саму себя.
«СП»: — В декларациях по расходам нужно указывать лишь сделки, сумма которых превышает трехлетний доход декларанта и членов его семьи, прочие допустимо игнорировать. Это лазейка, чтобы остаться в тени?
— К обсуждаемой норме можно предъявить много претензий. Например, почему в список подлежащего декларированию имущества не включены предметы роскоши. Но что сделано, то сделано.
На наш взгляд, все должно быть по-другому. По большому счету, не требовалось вводить специальные декларации о расходах — если бы удалось выстроить нормальную систему контроля над декларациями о доходах и имуществе. Посудите сами: если у чиновника или депутата появляется какое-то крупное имущество (стоимость которого сопоставима с его трехлетним доходом), он в любом случае обязан внести его в декларацию об имуществе. Нормальная проверка, из года в год, имущественных деклараций могла бы легко выявить несоответствия между доходами и расходами чиновника или депутата. Но, повторюсь, Кремль избрал для контроля другой путь.
«СП»: — Можно ли сказать, что этот путь — популистский ход?
— Это попытка построить максимально «вегетарианскую» систему контроля чиновников. Власть занялась этим строительством весной-летом 2012 года — в ответ на требования общественности обеспечить больший контроль должностных лиц. Это если не популизм, то балансирование между «вегетарианством» и целесообразностью.
«СП»: — То есть, «уважаемые люди» при таком раскладе не будут затронуты?
— «Уважаемые люди» всегда найдут способ оказаться в стороне. На них антикоррупционные законы в России не распространялись, и не будут распространяться…
— Предложение ввести декларации о расходах впервые прозвучало во время избирательной кампании Владимира Путина, — говорит заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Декларации ввели вместо того, чтобы ратифицировать, наконец, статью 20 Конвенции ООН против коррупции, которая позволяет гарантированно привлечь к уголовной ответственности любого чиновника, расходы которого превышают официально задекларированные им доходы (см. досье ниже).
Иными словами, при условии ратификации 20-й статьи любой чиновник с официальной зарплатой в 30−50 тысяч рублей, живущий в шикарном трехэтажном особняке и разъезжающий на Bentley, будет вынужден документально подтвердить законность своих расходов. В противном случае он рискует оказаться на скамье подсудимых и получить реальный срок лишения свободы.
Но вместо ратификации Путин предложил декларировать — сугубо добровольно, заметим! — особо крупные расходы.
По сути, его предложение — фиговый листок для небедных членов «Единой России». В нашей стране сегодня нет правовых механизмов, позволяющих контролировать доходы и расходы, которые задекларировали чиновники, сенаторы и «единороссы». Не говоря уже о доходах и расходах, которые в декларации не попали. Нет органа, который будет эту информацию отслеживать, нет юридической нормы, которая бы позволила подключить к проверкам налоговую инспекцию или прокуратуру. А раз нет нормы — и проверять высших чиновников никто не станет.
Это самый настоящий, неприкрытый популизм. Его задача — отвести поток народного возмущения от колоссального расхищения бюджетных средств околовластными структурами. Реальной коррупции от введения новых деклараций не станет меньше ни на йоту…
«Пострадают лишь те чиновники и депутаты, кто проявляет неблагонадежность, либо не востребованы», — убежден вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
— Некоторые неудобства чиновникам декларации о расходах доставят, — говорит Макаркин. — Им придется тщательнее прятать сделки, которые они хотели бы скрыть от внимания общественности. Придется проводить часть расходов через родственников, которые не относятся к категории близких. Другими словами, элемент напряга во всем этом присутствует.
Но есть и другой — ключевой — момент. Решать, кто виноват, а кто нет, все равно будет российская власть. И критерием для этого будет политическая принадлежность фигуранта и его полезности для власти. Если человек незаменим в глазах Кремля, он даже в случае выявлений крупных нарушений отделается легким испугом.
Из досье «СП»
"Статья 20. Незаконное обогащение
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".
Фото: ИТАР-ТАСС/ MAGPHOTO