Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
9 апреля 2013 10:49

Коррупцию закатали в асфальт

В России хорошие дороги только в элитных поселках

150

На фоне многомиллиардных коррупционных скандалов, сотрясающих страну в последние месяцы, хищение из казны 35 миллионов рублей может показаться мелочью, пустяком. Хотя — смотря для кого.

Для Новгородской области, далеко не самого богатого региона РФ, плановый (то есть, официальный, иным словами «приглаженный») дефицит которой на текущий год составляет 958,5 млн. рублей, цифра существенная. А если учесть, что «изъята» данная сумма была из выстраданной бюджетом сметы на ремонт «убитых» местных дорог, впору говорить об очередной крупномасштабной афере.

Именно так трактуют это хищение и сыщики Следственного комитета РФ по Новгородской области. На прошлой неделе ими было арестовано семь человек, причастных, как считают следователи, к созданию преступной группы, которая и провернула всю нехитрую операцию по присвоению государственных средств. Как сообщается, «первостепенную роль в организации данного хищения» играл Арнольд Шалмуев — вице-губернатор областной администрации.

«Фактически заместитель губернатора Новгородской области создал преступную группу, в которую вошли чиновники, предприниматели и два депутата районного уровня, один из которых, по оперативным данным, является местным „криминальным авторитетом“, — говорится в официальном пресс-релизе СК РФ. —  В результате их совместных действий крупный контракт по ремонту дорог на 357 миллионов рублей перешел к фирме „Вече“. Фирма была подконтрольна участникам группы. В настоящее время следствие установило факт хищения десяти процентов от этой суммы — 35 миллионов. Сотрудники ведомства намерены установить, как распределялись и насколько эффективно использовались фирмой „Вече“ бюджетные средства, перечисленные ей в рамках госконтракта».

За осторожными формулировками данного документа — лишь начало расследования, которое, не исключено, ещё удивит — и именами, и суммами. Уж больно лакомым оказался кусочек под названием «Дорожный фонд» с мошной в 3 миллиарда рублей. Пока же вице-губернатор Шалмуев своей вины упорно не признает, от дачи показаний категорически отказывается. Он вообще ведет себя грамотно.

Едва следователи установили его причастность к хищениям, пришли к нему с обысками в рабочий кабинет, а потом и домой, как он немедленно заболел. Был госпитализирован — сначала у себя в Великом Новгороде, затем перевезен в Петербург, в Областную больницу им. Ф.П. Гааза, подведомственную УФСИН России по Петербургу и Ленинградской области, где его и допрашивали. У 44-летнего Арнольда Александровича, как оказалось, больное сердце…

Ну, а что местные-то дороги — как на них сказалось присвоение нечистыми на руку чиновниками трех десятков выделенных на ремонт миллионов?

— А что дороги? — Не понял корреспондента «СП» один из сослуживцев Шалмуева по областной администрации (он просил не называть его имени). — Их ремонт ведется, что можем — делаем.

«СП»: — То есть, та смета в 357 млн., которую получила по целевому контракту некая фирма «Вече», была завышенной, хватило бы и меньшей суммы?

— Нет, денег нужно больше, дороги у нас в области неважные. Просто продолжаем работу по плану, уголовное дело в отношении вице-губернатора её не отменяет.

«СП»: — Вы лично хорошо знакомы с Арнольдом Шалмуевым, что он за человек?

— Не могу сказать, что хорошо его знаю. По работе да, пересекались. Специалист он опытный, кстати, экономист по образованию, есть хватка. На руководящих постах лет, кажется, двадцать, не меньше…

Подробнее о состоянии новгородских дорог удалось узнать у знакомых автомобилистов, которые регулярно ездят из Питера в этот почти родной для нас регион. Ехать часа полтора-два. Можно было бы и быстрей, если бы дороги были нормальные.

Дороги России — это вообще один сплошной анекдот и притча «во языцех». Притом, что средств на их капитальный ремонт правительство страны в последние годы не жалеет. Какой регион не возьми, практически везде дорожное хозяйство сейчас среди приоритетных при распределении субсидий.

Скажем, соседствующая с Новгородской Ленинградская область. Как раз на днях там прошло аппаратное совещание под руководством главы области Александра Дрозденко, на котором отчитывался руководитель комитета по дорожному хозяйству Алексей Львов.

По словам Львова, «в 2012 году за счет средств дорожного фонда Ленобласти выполнено работ на сумму 6, 9 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 688,31 км участков автодорог, в том числе 572 км автодорог регионального значения, 1 мост, 115 км участков автодорог местного значения. Более 90% автодорог исполнены (так в докладе — авт.) в асфальтобетонном покрытии. Также проведен ремонт 660 дворов и проездов к дворовым территориям общей площадью 506,742 тыс.кв.м. Больше всего объектов дорожного хозяйства отремонтировано в Гатчинском, Выборгском и Всеволожском районах Ленинградской области».

Можно верить. А можно — проверить. Во Всеволожском районе, благодаря его популярности у областной и городской (питерской) элиты, хорошие дороги найти можно. В основном, в коттеджных поселках. А чуть в сторону от особняков — беда, особенно в такое вот время, как сейчас, между зимой и весной, в распутицу.

В отдаленном Выборгском районе области, как говорят, в тамошней администрации, «и проезжие части, и тротуары ремонтировали, не сомневайтесь». И тут же добавляют: может быть, сделано не везде так, как хотелось бы, потому что погода, знаете ли, у нас суровая, грунт мягкий, а транспорт тяжелый…

Может, в столичном Петербурге получше? После Конституционного суда на берега Невы решено перевести также Верховный и Арбитражные суды. За трассы, по которым будут ехать на службу «важные персоны» взялись уже сейчас. Перекрыто из-за ремонта полгорода.

В центре Питера многие улицы, проспекты и площади реконструируют практически каждый год и не по одному разу. Больше всего «повезло» в этом смысле Васильевскому острову. Недавно там опять закрыли для проезда часть линий, в будни остров являет собой одну сплошную автопробку. «А что же ремонтировали здесь прошлым летом? — Недоумевают жители „Васьки“. — И как ремонтировали, если начали всё сначала?».

До этой части города проверки ещё не добрались. В отдаленном же Колпинском районе города прокурорская проверка муниципальных контрактов на ремонт дорог местного значения закончилась возбуждением уголовных дел по факту мошенничества. Установлено, что стоимость работ, в частности, в поселке Усть-Ижора была завышена на 494 тыс. 263 рублей. Необоснованное завышение стоимости, как установлено, имело место и в поселке Понтонный того же Колпинского района. Куда ушли дорожные средства устанавливается. Кто и на какие деньги будет всё же ремонтировать дороги в этих оселках, пока неясно.

— Правила приведения дорог в Петербурге в порядок такие: ямочного ремонта уже нет, а менять, в случае необходимости, верхний слой асфальта предписано контрактами подрядчикам, — сказали корреспонденту «СП» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Смольного. И после паузы пояснили:

— На каждый дорожный ремонт есть гарантия сроком пять лет. Но редко кто о ней вспоминает. Из тех фирм, что получали тендер на дорожные работы в последние пару лет, не меньше половины уже обанкротились. С кого прикажете спрашивать? Отсюда и ямы на дорогах…

То есть, деньги, и немалые, фирмы получили, асфальт кое-как, несмотря на погоду (в Петербурге ремонт дорог зимой не редкость), на мостовую кинули, и — были таковы?..

Но, может быть, не повезло только Северо-Западному федеральному округу РФ, куда входят вышеупомянутые Петербург, Новгородская область и Ленинградская, а в других российских регионах дела (в смысле дороги) намного лучше?

Возьмем Волгоград. Легендарный город. Красивый, здесь регулярно бывают высокие правительственные чины. Рядом — Волга, к которой ведут проспекты и бульвары, вдоль которой проложена набережная. До неё, правда, надо ещё суметь добраться. Это непросто, так как, по словам местных жителей, «то, что сегодня творится на дорогах Волгограда, иначе как кошмаром не назвать».

По данным местной ГИБДД, в безопасном для движения состоянии находится в городе-герое лишь 10% местных дорог и улиц.

Главной причиной тому чиновники городской и областной администраций называют «хроническое недофинансирование ремонта и содержания дорог». Между тем, в прошлом году на этот самый ремонт было выделено из бюджета около миллиарда рублей. В нынешнем уже 2 млд. 690 млн. Деньги есть, а дорог нет. Вечная российская загадка…

Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Евгений Асташенков

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня