В Краснодаре, похоже, нашли новую жертву закона об иностранных агентах. Ею стал известный на Кубани ученый и общественный деятель, директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра (ЮРРЦ)Михаил Валентинович Савва. 12 апреля сотрудники краевого управления ФСБ провели обыск в доме Михаила Саввы и задержали его. Возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Суд определил меру пресечения в виде содержания под стражей в изоляторе сроком на два месяца.
По версии следствия, Михаил Савва, «действуя с корыстной целью, разработал схему хищения принадлежащих Российской Федерации денежных средств в размере 366 000 рублей». Как считают следователи, Савва подал в администрацию Краснодарского края заявку на получение гранта с целью провести исследование «Потенциал социализации мигрантов в Краснодарском крае», а потом просто присвоил полученные средства вместе с сообщниками.
Самое интересное, что исследование было выполнено, и этот факт никем не оспаривается. Но, оказывается, произведено оно было не на полученные деньги, а на какие-то другие.
Как считают многие наблюдатели, истинная причина ареста Михаила Саввы кроется в том, что ЮРРЦ получал гранты от зарубежных фондов. Как рассказала СМИ жена ученого, во время обыска в доме сотрудники ФСБ интересовались именно зарубежными контактами мужа и изъяли даже старую открытку, которую подарил Савве китайский аспирант в 1987 году.
В день задержания знакомые Саввы провели перед зданием УФСБ серию одиночных пикетов. Их задержали и вскоре отпустили без предъявления обвинений. Сейчас в Краснодаре планируется большой митинг в поддержку ученого.
Михаил Савва помимо работы в ЮРРЦ преподавал в Кубанском государственном университете. Он доктор политических наук, профессор. Долгое время был членом Общественного совета при губернаторе Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, входил в общественный совет при краевом УВД. Он хорошо известен в регионе как человек, не боящийся открыто говорить о недостатках в работе чиновников. При этом никогда не был оппозиционером. Обвинение и арест повергли в шок многих знакомых Саввы.
«За его порядочность в плане финансовых средств могу поручаться. Дело поддержки НКО вел скромно и без политизации. Ребята в СК и ФСБ, видимо, имеют установку давить всех, кто пытается чего-то возражать обыскам и изъятиям. Тем самым бьют по вполне лояльным гражданам, делая из них уже упертых критиков власти и ситуации в стране. Тем временем ненавистники России потирают от удовольствия руки и не только. Когда и кого будем призывать к ответу за этот антироссийский маразм?» — написал в своем Фейсбуке директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. Эту запись скопировали себе на страницу десятки человек. В основном, сотрудники и студенты Кубанского госуниверситета, научные сотрудники академических институтов.
— Для самого Михаила Валентиновича выглядит странным сам факт того, что ФСБ заинтересовалась достаточно мелким делом по поводу одного из социологических исследований, — рассказала «СП» жена арестованного профессора Елена Савва. — Он полагает, и я с ним согласна, что данное дело — лишь повод для дальнейших проверок и выстраивания новых обвинений, которые, вероятно, будут более абсурдными и более страшными.
Я следила за многими резонансными делами, поэтому не верю в отечественную правовую систему. И я знаю, что пострадать могут люди, обладающие намного большими возможностями для своей защиты, чем мой муж. Михаил Валентинович же типичный интеллигент, профессор регионального университета. У меня сейчас надежда только на общественность, хотя и она слабая. Опыт последних лет показывает, что власть не намерена вести диалог с обществом. Судьба моего мужа это подтверждает. Он всегда выступал за диалог власти и общества, и теперь в тюрьме. Хотя он никогда не участвовал в акциях протеста.
«СП»: — На ваш взгляд, с чем вообще связано обвинение?
— Михаил Валентинович своими весьма и весьма умеренными действиями строго в рамках закона постоянно заставлял краевые власти шевелиться. Самая удачная акция, которую он провел, была 2 года назад. Летом постоянно выключали свет. Представители энергетической компании заявляли, что это нормально, если температура воздуха выше 30 градусов. Муж тогда справедливо написал, что летом на Кубани всегда была жара, даже при царе, и это не есть какая-то экстренная ситуация. Он показал жителям Краснодара форму, по которой надо писать жалобы в администрацию города. В итоге, срочно был проведен кабель, и у нас сейчас со светом проблем нет. Это единственная массовая акция, которая была проведена Михаилом Валентиновичем. Другие его действия были более спокойные, но коэффициент полезного действия у них всегда был высоким.
Он пользовался авторитетом у самых разных людей. От радикальных либералов до коммунистов. И мне кажется, что для нашей власти очень важно его дискредитировать. Показать, что человек, проводивший на Кубани антикоррупционные форумы, сам оказался мошенником.
Тем более власть обозначила, из кого она будет лепить внутреннего врага. Это НКО с зарубежным финансированием. В период массовых протестов 2011−12 годов организации имели передышку, к акциям они отношения не имели. Как только протесты спали, власть стала искать врагов.
Я не склонна думать о совпадении начала кампании по выявлению иностранных агентов и ареста Михаила Валентиновича. Так может думать только совсем наивный человек.
— На мой взгляд, оснований для задержания Саввы нет, — говорит директор Южного регионального ресурсного центра Татьяна Лыскина. — Проверки у нас начались еще 14 марта. Тогда сотрудники ФСБ изъяли некоторые документы и компьютеры. Тогда нам говорили о возможном хищении бюджетных средств, без указания виновных. На словах даже выходило, что проверяют администрацию края.
Что касается этого гранта, то мы его реализовали точно в срок, без каких-либо нареканий со стороны заказчика, то есть администрации края. Потом у нас была рядовая прокурорская проверка. Никогда никаких претензий к нам не было. Потом ФСБ заинтересовалась нами, но не нашла никаких нарушений. Поэтому задержание Саввы для нас стало неожиданностью.
«СП»: — Случившееся может быть связано с иностранным финансированием вашей организации?
— Мы были зарегистрированы в 1996 году, и с тех пор получали деньги из-за рубежа. Мы регулярно отчитывались перед всеми контролирующими российскими органами. Нет ни одного человека, который бы спросил, на какие деньги мы живем, и ему бы не ответили. Наоборот, мы всегда указывали организации, которые нас поддерживают. Мы всегда работали легально.
Никогда наши программы не носили политического характера. Мы занимались только развитием некоммерческих организаций и повышением гражданской активности в плане умения отстаивать свои права.
Мы не пошли регистрироваться как иностранный агент, потому что закон предусматривает занятие политикой. Ее у нас никогда не было. Но сейчас идет кампания по дискредитации НКО. Выявить иностранных агентов сложно, и решили прицепиться к нам. Это, конечно, мое предположение.
«СП»: — Что полезного за годы существования принес ваш центр обществу?
— Мы первые на Юге России стали говорить о проектном подходе к организации деятельности НКО. Фактически, мы работали как управленцы для организаций. Они научились планировать свою деятельность и добиваться результатов. Мы работали с самыми разными НКО. С ветеранскими, экологическими, молодежными. Никакого особого уклона у нас не было.
«СП»: — Во время обысков вам задавали вопросы о политике?
— Нет, таких вопросов не задавали. Спрашивали только о грантах.
Первыми, кто смог пообщаться с задержанным Михаилом Саввой стали члены Общественного совета при системе исполнения наказания по Краснодарскому краю. Член совета Татьяна Рудакова считает всю ситуацию абсурдом:
— До суда мы успели пообщаться с Михаилом Валентиновичем. Он рассказал, что вначале его прятали на территории управления ФСБ, а потом увезли в ИВС. Мы его искали по всему городу.
«СП»: — Как вам кажется, почему его задержали?
— Мы думаем, что краевые власти решили отчитаться за выполнение закона об иностранных агентах. Мол, смотрите, начались посадки, да еще с таких крупных фигур. Другой подоплеки я не вижу. Да, у центра Саввы было иностранное финансирование. Но есть специальный список зарубежных фондов, которым разрешено работать на территории России. Общественники предпочитают не подавать на российские гранты, чтобы не быть обвиненным в нецелевом использовании средств. Проблемы у центра Саввы начались именно после того, как они выиграли российский грант. Оказывается, они не имели права получать госсредства, так как имели задолженность перед налоговой в 4 рубля. Они потом погасили эту задолженность, но Савву обвинили в мошенничестве. Знал, мол, о задолженности, а грант взял. Грантодатель, то есть администрация края, претензий не предъявляет.
Заместитель председателя Общественного совета при губернаторе Кубани Валентина Макарова тоже не разделяет мнение следствия:
— Михаила Валентиновича я знаю с 1999 года. Я бы охарактеризовала его так же, как и многие в его окружении. Как очень порядочного, честного человека и высококвалифицированного специалиста. К нему можно обратиться за консультацией по любому вопросу, и он всегда готов помочь. Это очень открытый человек.
«СП»: — Почему же, на ваш взгляд, им заинтересовались в ФСБ и даже посадили в тюрьму?
— Мне кажется, что это связано с проверками НКО. У центра, где работает Михаил Савва, программы не были политическими. Они были социальными, были направлены на информирование граждан, но никак не были связаны с политикой. Поэтому я сейчас нахожусь в шоковом состоянии. Причин задержания никто не знает.
Кто-то говорит, что он с кем-то мог поругаться. Но он абсолютно неконфликтный человек. И он всегда всех учил, что надо идти в ногу с реформами. Он говорил, что надо поддерживать власть, что принимаются очень хорошие законы, и их надо выполнять. Что надо заставлять чиновников их выполнять. Он никогда не говорил что-то против власти. Поэтому мне сложно понять, что случилось.
Неужели всему причиной то исследование? Утверждают, что его не было. Но я была на оглашении его итогов. Результаты были серьезными. Я верю, что всё-таки докопаются до истины. Честный человек не должен находиться в тюрьме…
Фото: ФедералПресс