
21 апреля на Суворовской площади столицы прошел митинг численностью около 800 человек. Треть участников акции специально приехала в Москву из Прихоперья, чтобы в непосредственной близости к центру принятия решений прокричать свое «Нет никелю на Хопре!».
Рядом с театром Советской армии выстроилось несколько автобусов с воронежскими номерами, на аренду которых собирались несколькими прихоперскими городами и поселками: Новохоперском, Борисоглебском, Урюпинском, Елань-Колено. Приехав к восьми утра, черноземные экологические активисты и местное казачество превратили незамитингованную еще Суворовскую площадь в подобие нового «Оккупай-Абая». Казаки, кто при параде, а кто пока в шлепанцах, расставляли аппаратуру, вешали баннеры, девушки раздавали прохожим листовки.
К полудню начали. На митинг были приглашены ведущие российские экологи. Которые, несмотря на опасения, не испугались разнообразной казачьей формы и прямо с тачанки с пулеметом обратились к собравшимся. Академик Алексей Яблоков заявил, что добыча никеля в центре России, в регионе с плодороднейшим черноземом и, сложившейся системой землепользования, при условиях единодушного протеста местного населения — недопустима. На этой неделе академик направил открытое письмо президенту России и губернатору Воронежской области с рекомендацией пересмотреть решение о строительстве шахт и ГОКа в Воронежской области. Представитель Института водных проблем РАН Юрий Медовар напомнил о крайне сложной гидрогеологической ситуации в районе месторождений, связанной с залеганием концентрированных йодо-бромных рассолов над рудными телами. Утечка такой воды вызовет осолонение почв, а также испортит питьевые источники. При этом Юрий Медовар передал собравшимся позицию директора Института водных проблем РАН В.И.Данилова-Данильяна, уверенного в том, что разработка Еланского и Елкинского месторождений в Прихоперье принесет серьезный вред региону.
Митинг проходил не только в Москве. В Воронеже около двух тысяч собравшихся проголосовали за резолюцию митинга с достаточно резкой формулировкой: о праве на акции гражданского неповиновения — голодовки, забастовки и бессрочные пикеты, которые могут последовать уже в ближайшее время, если будут продолжаться работы на месторождениях.
Также в этот день в 35 городах мира прошли акции поддержки экоактивистов Черноземья. География оказалась очень широкой: пикетчики фотографировались в Женеве на фоне здания ООН, в Берлине на фоне банка Юникредит, работающего с лицензиатом воронежского никеля — УГМК, есть фотографии на берегу озера Байкал и среди хижин в Бангладеш.
В Москве все закончилось мирно. Никто не остался в палатках на площади и не пошел на Кремль. Пока еще есть у местных жителей надежда остаться в поле правовом, не идя в прямом смысле в поля. Они добиваются добровольного решения верховной власти об отмене намерений добывать цветные металлы в Черноземье, также не исключают, что смогут доказать свою правоту в суде или на местном референдуме по Новохоперскому району.
В конце митинга на Суворовской площади академик Яблоков сказал, что, если такой масштаб протестов продержится еще несколько месяцев, стоит ожидать отмены решения о добыче никеля в Черноземье.
А пока жители Прихоперья решили, что если властям нужен никель, то они соберут столовые ложки, содержащие этот металл, и отправят их в правительство. С московского митинга уже был передан первый ящик.
Фото автора