Меньше одной десятой россиян имеют собственный бизнес, он дает всего 0,7% ВВП России, тогда как в развитых странах мира малый бизнес обеспечивает до половины валового продукта. У нас же сегодня только 7% граждан занимаются предпринимательской деятельностью, а остальные даже не рассматривают такую возможность. Поэтому Россия занимает 67-е место из 69-ти возможных по числу предпринимателей, создающих новые компании и руководящих ими. Об этом говорится в ежегодном национальном отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» (GEM), который представила в ТПП руководитель национальной команды GEM Ольга Верховская.
По ее словам, прошедший год вообще отличается сокращением намерений россиян открыть бизнес до 2% - такого низкого показателя нет ни только в других странах, но и в самой России не было с 2006 года. При этом весьма показательно поведение выпускников ВУЗов: если еще в 2010 году 8,5% студентов собирались открыть свой бизнес, то в 2011 году их число снизилось до 5,7%, а в прошедшем году и вовсе упало до 1%. Как показали опросы аналитиков, сейчас молодежь в основном хочет стать госчиновниками или менеджерами крупных компаний. Кстати, как констатируют аналитики, похожая ситуация была во время кризиса в 2009 году. И еще один тревожный звоночек: 20% отечественных предпринимателей — в два раза больше чем 2011 году, вообще не планировали создание новых рабочих мест.
Если же говорить о перспективе, то лишь 3,8% опрошенных россиян заявили, что собираются открыть собственный бизнес «в ближайшие три года». К примеру, в Японии и Норвегии, идущих следом за Россией по этому показателю, индекс предпринимательских намерений в 2012 году составил 5,4% и 6,7% соответственно. Но нужно учитывать, что в этих развитых странах количество бизнесменов «средней руки» и так запредельное. Ну, а для наших развивающихся коллег из БРИКС этот показатель в среднем зашкаливает за 21%, в бывших соцстранах Восточной Европы достигает 24%.
Как сообщила Верховенская, причиной такой непопулярности предпринимательства в России является «негативная оценка населением и условий для открытия бизнеса» — только 13% опрошенных оценивают их как благоприятные. Поэтому в 2012 году более 35% предпринимателей пришли в бизнес «по принуждению» — просто потому, что не имели других возможностей трудоустроиться. И столько же за счет своего бизнеса пытались поддержать семейный доход. «Таким образом, для значительной части российских предпринимателей свой бизнес — это возможность свести концы с концами», — констатирует эксперт. Поэтому вовсе неудивительно, что увеличение страховых взносов привело к закрытию большого числа фирм и фирмочек — рост ежегодных затрат даже на 20 тыс. рублей для них очень ощутим.
Однако индивидуальные предприниматели России не теряют надежду, что их обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой изменить правила налогообложения принесет результат. Но поможет ли ослабление налоговой нагрузки удержать малый бизнес от вымирания?
Поборы и наезды
Скорее всего, повышение страховых взносов стало просто поводом, а вовсе не причиной тотального бегства из бизнеса в нынешнем году 412 тыс. индивидуальных предпринимателей. Потому что проблем у малых предприятий в России и без того предостаточно, просто повышение налогов стало «последней каплей в море».
— Если в «лихие девяностые» и «крутые нулевые» главной проблемой для малого бизнеса был криминал — наезды рэкетиров и поборы за «крышу», то сейчас этот вопрос практически можно считать закрытым, — рассказал «СП» индивидуальный предприниматель, директор «Центра финансовых проблем» Максим Тимофеев. — Но вместо этого, теперь малый бизнес страдает от поборов в виде взяток, связанных с большим количеством административных барьеров, а также от наездов со стороны различных проверяющих госорганов, которые тоже, как правило, заканчиваются взятками. И все это повышает себестоимость продукции, а стоимость товаров или оказываемых населению услуг при этом практически не растет. Вот и крутись, как можешь. Поэтому повышение страховых взносов закрыло так много предприятий.
«СП»: — А можно индивидуальному предпринимателю перехватить денег в банке?
— Конечно, у них перехватишь! Я уже не говорю о каком-то долгосрочном кредите на развитие бизнеса, под который банки требуют адекватный залог или иных гарантий возврата займа, которых индивидуальный предприниматель с годовым оборотом в 300 тыс. рублей им предоставить просто не может. И про то, что процентные ставки по большинству таких видов кредитов сейчас просто запредельные, до 24% годовых — такие проценты можно отработать, только занимаясь «малым бизнесом» в области продажи наркотиков или проституцией. Но даже если у тебя случился «кассовый разрыв», то есть — расходы нужно сделать раньше, чем поступят гарантированные доходы, то и в этом случае срочно перехватить кредит на пару недель тоже бо-ольшая проблема, дольше будешь оформлять. И все это также отпугивает людей от собственного бизнеса.
«СП»: — Какие еще проблемы на первом месте?
— Еще одной важной проблемой, которая заставляет «свободных предпринимателей» закрывать бизнес, стала тотальная монополизации многих сфер отечественной экономики. Особенно это касается торговли, где крупные супер- и гипермаркеты делают мелких торговцев абсолютно неконкурентными со своими маленькими магазинчиками, не говоря уже о ларьках — их просто давят ценами, как котят. Играет роль и участие в этом процессе администрации городов, которая за взятки придумывает кучу причин, чтобы избавить эти «супер-пупер-маркеты» от конкурентов. Поэтому сейчас в крупных городах России ларьки, если еще не снесены администрацией, закрываются сами, так как не способны окупить арендную плату, и точно такая же ситуация с продуктовыми рынками. А свои овощи и фрукты фермеры теперь продают за бесценок спекулянтам, поскольку арендная плата за место для них слишком высока.
«СП»: — Интересно, а мелкий бизнес ориентируется на макропрогнозы по экономике России?
— Думаю, он их читает еще больше, чем крупный. Потому что крупным предприятиям — как большим кораблям — мелкие и средние волны без помех, а маленькую лодку индивидуального бизнеса и они могут легко опрокинуть. Замедление роста российской экономики, которое прогнозируется теперь уже и Минэкономразвития, а не только независимыми аналитиками, однозначно приведет к замедлению роста зарплат населения, следствием чего станет снижение внутреннего спроса. И предприятия малого бизнеса, которые занимаются в основном торговлей продуктами питания и промтоварами, а также оказанием услуг населению в салонах красоты, ресторанах, кафе и ремонтных мастерских, первыми испытают на своей шкуре все тяготы падения потребления.
И сколько тогда россиян могут пополнить ряды безработных, если, как прогнозируют эксперты, закроется чуть ли не половина из 4 млн ныне действующих в России малых предприятий?
Кстати, если посмотреть на бизнес-активность среди мигрантов в России, то она составляет 7,4%, по сравнению с 4% среди самих россиян. По данным аналитиков GEO, мигрантов из ближнего зарубежья, которые за последний предпринимали попытки по созданию бизнеса, было вдвое больше, чем местных предпринимателей — 5,3% против 2,4%. Получается, что проблемы открытия бизнеса в России их не пугают?
Секрет в том, что «приезжие», как правило, имеют свои источники инвестиций — в лице «земляков» из национальных диаспор. К тому же, они выбирают те сферы бизнеса, которые обеспечивают быструю окупаемость и не предполагают существенных вложений. Плюс, известная национальная предприимчивость…