Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
18 мая 2013 11:11

Реквием по диплому

Владимир Новиков о старом и новом в высшем образовании

7347

Эти необычайно теплые майские дни для определенной части российского населения отмечены тревожным эмоциональным возбуждением и повышенными интеллектуальными нагрузками.

Речь о студентах, защищающих дипломные работы, и их научных руководителях. У вузовских педагогов голова идет кругом. Нерадивых дипломников приходится подгонять, а с толковыми — еще труднее: надо помочь им довести работы до блеска, чтобы оставить оппонентам меньше поводов для придирок. Встречи, звонки, имейлы, поправки и уточнения — с утра до вечера. Будет этому конец?

Будет. Скоро эта радостная мука останется в прошлом. Дипломные работы как таковые практически отменены. Высшее образование, как известно, сжимается до четырехлетнего цикла и именуется бакалавриатом. Те, кто продолжит обучение в двухлетней магистратуре, станут писать магистерские диссертации. Что ж, так во всем мире, так было и в досоветской России. Но что же с бакалаврами? Ведь не каждый из них захочет доучиваться, да и получить «бюджетное» (то бишь бесплатное) место в магистратуре будет нелегко.

Обучение в бакалавриате будет давать как бы высшее образование. «Как бы» — еще и потому, что у бакалавра не будет за плечами опыта написания большой самостоятельной работы. Вместо дипломного сочинения, тема которого выбиралась за год, для завершения которого отводился целый семестр последнего, пятого курса — приходит ВКР.

Расшифровываю: выпускная квалификационная работа бакалавра. На нее специального учебного времени не выделяется. Она будет писаться, что называется, между делом.

После того, как наша страна присоединилась к болонскому процессу в области высшего образования, обратного хода у нас нет. Это вам не случай с синтетическим плащом «болонья», который, как саранча, в 1960-е годы заполонил СССР, а потом навсегда был благополучно забыт. Но стоит подумать о том, как отразится новая система на качестве и уровне личностного развития студентов.

Естественно, я говорю прежде всего о гуманитарном образовании, к коему сам профессионально причастен. Дипломная работа в ее традиционном виде требовала от автора основательного погружения в конкретный предмет, помогала студенту стать начинающим экспертом в определенной сфере, а не шустрым болтуном на любые темы.

И еще она давала возможность научиться писать. Как все люди делятся на умеющих и не умеющих плавать, так все они делятся на владеющих и не владеющих письменной речью. Научиться плавать можно только в воде. Овладеть навыками полноценной письменной речи можно только в процессе сочинения большого текста. Вот уже собран материал, продумана концепция, а у студента не пишется. Тут и надо ему объяснить, что это нормально, что совершенно естественно помучиться, посходить с ума от бессилия, после чего вдруг неожиданно пойдет. Слова двинутся навстречу мыслям, язык подключится как соавтор. Ну и, конечно, придется потом переписывать, улучшать текст. Другого способа научиться писать не существует в природе.

И не заменят его никакие интерактивные методы, новейшие изобретения — такие, как «лекция вдвоем». Комично звучит, не правда ли? А так ведь теперь совершенно всерьез именуется новый педагогический жанр, когда одну лекцию читают сразу два специалиста в разных областях. Сам русский язык сопротивляется сомнительной новинке. Как и уродливым выражениям типа «компетентностный подход». Бюрократы от образования, плохо владеющие «русским письменным», делают всё, чтобы передать свое неумение следующим поколениям.

Не случайно все-таки слово «диплом» в разговорной речи означало не только документ о высшем образовании, но и сам текст дипломного сочинения. Много раз слышал я от дельных и честных журналистов признания вроде: «Диплом у меня был о Цветаевой». Да, такой выпускник никогда не скажет, что пресса — это только бизнес, что журналист обязан работать «на дядю». Он не станет участвовать в производстве зомбирующего мусора, помня цветаевское:

Газет — читай: клевет,

Газет — читай: растрат,

Что ни столбец — навет,

Что ни абзац — отврат…

Была в российском быту одна характерная особенность, одна занятная примета. Человека с высшим образованием можно было опознать в толпе по физиономии. На лице его имелся некоторый отпечаток умственных усилий, в том числе и предпринятых в процессе написания дипломной работы.

Если этот отпечаток сойдет на нет — грош цена всем новейшим учебно-методическим ухищрениям, всем болонским системам и «компетентностным» подходам.

Автор — прозаик, критик, профессор МГУ

Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня