Эти необычайно теплые майские дни для определенной части российского населения отмечены тревожным эмоциональным возбуждением и повышенными интеллектуальными нагрузками.
Речь о студентах, защищающих дипломные работы, и их научных руководителях. У вузовских педагогов голова идет кругом. Нерадивых дипломников приходится подгонять, а с толковыми — еще труднее: надо помочь им довести работы до блеска, чтобы оставить оппонентам меньше поводов для придирок. Встречи, звонки, имейлы, поправки и уточнения — с утра до вечера. Будет этому конец?
Будет. Скоро эта радостная мука останется в прошлом. Дипломные работы как таковые практически отменены. Высшее образование, как известно, сжимается до четырехлетнего цикла и именуется бакалавриатом. Те, кто продолжит обучение в двухлетней магистратуре, станут писать магистерские диссертации. Что ж, так во всем мире, так было и в досоветской России. Но что же с бакалаврами? Ведь не каждый из них захочет доучиваться, да и получить «бюджетное» (то бишь бесплатное) место в магистратуре будет нелегко.
Обучение в бакалавриате будет давать как бы высшее образование. «Как бы» — еще и потому, что у бакалавра не будет за плечами опыта написания большой самостоятельной работы. Вместо дипломного сочинения, тема которого выбиралась за год, для завершения которого отводился целый семестр последнего, пятого курса — приходит ВКР.
Расшифровываю: выпускная квалификационная работа бакалавра. На нее специального учебного времени не выделяется. Она будет писаться, что называется, между делом.
После того, как наша страна присоединилась к болонскому процессу в области высшего образования, обратного хода у нас нет. Это вам не случай с синтетическим плащом «болонья», который, как саранча, в 1960-е годы заполонил СССР, а потом навсегда был благополучно забыт. Но стоит подумать о том, как отразится новая система на качестве и уровне личностного развития студентов.
Естественно, я говорю прежде всего о гуманитарном образовании, к коему сам профессионально причастен. Дипломная работа в ее традиционном виде требовала от автора основательного погружения в конкретный предмет, помогала студенту стать начинающим экспертом в определенной сфере, а не шустрым болтуном на любые темы.
И еще она давала возможность научиться писать. Как все люди делятся на умеющих и не умеющих плавать, так все они делятся на владеющих и не владеющих письменной речью. Научиться плавать можно только в воде. Овладеть навыками полноценной письменной речи можно только в процессе сочинения большого текста. Вот уже собран материал, продумана концепция, а у студента не пишется. Тут и надо ему объяснить, что это нормально, что совершенно естественно помучиться, посходить с ума от бессилия, после чего вдруг неожиданно пойдет. Слова двинутся навстречу мыслям, язык подключится как соавтор. Ну и, конечно, придется потом переписывать, улучшать текст. Другого способа научиться писать не существует в природе.
И не заменят его никакие интерактивные методы, новейшие изобретения — такие, как «лекция вдвоем». Комично звучит, не правда ли? А так ведь теперь совершенно всерьез именуется новый педагогический жанр, когда одну лекцию читают сразу два специалиста в разных областях. Сам русский язык сопротивляется сомнительной новинке. Как и уродливым выражениям типа «компетентностный подход». Бюрократы от образования, плохо владеющие «русским письменным», делают всё, чтобы передать свое неумение следующим поколениям.
Не случайно все-таки слово «диплом» в разговорной речи означало не только документ о высшем образовании, но и сам текст дипломного сочинения. Много раз слышал я от дельных и честных журналистов признания вроде: «Диплом у меня был о Цветаевой». Да, такой выпускник никогда не скажет, что пресса — это только бизнес, что журналист обязан работать «на дядю». Он не станет участвовать в производстве зомбирующего мусора, помня цветаевское:
Газет — читай: клевет,
Газет — читай: растрат,
Что ни столбец — навет,
Что ни абзац — отврат…
Была в российском быту одна характерная особенность, одна занятная примета. Человека с высшим образованием можно было опознать в толпе по физиономии. На лице его имелся некоторый отпечаток умственных усилий, в том числе и предпринятых в процессе написания дипломной работы.
Если этот отпечаток сойдет на нет — грош цена всем новейшим учебно-методическим ухищрениям, всем болонским системам и «компетентностным» подходам.
Автор — прозаик, критик, профессор МГУ
Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости