Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
21 мая 2013 12:12

Тарифы глубокой заморозки

Цены за услуги ЖКХ предлагается не поднимать три года

3059

Глава Счетной палаты Сергей Степашин предложил правительству на три года заморозить тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства. О своей инициативе он сообщил на прошедшей в Санкт-Петербурге XII Конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов.

Неурегулированность ряда вопросов действующего законодательства в области ЖКХ создает риски необоснованного роста тарифов и, как следствие, социальной нестабильности в регионах, подчеркнул глава Счетной палаты.

«Учитывая непрозрачность формирования затрат в этой сфере, считаю целесообразным поставить вопрос о замораживании тарифов для населения на три года», — сказал Степашин, отметив, что уже отправил соответствующее письмо в правительство.

О том, что властям, возможно, придется вернуться к госрегулированию тарифов на услуги ЖКХ, глава контролирующего органа говорил еще в конце марта. Сейчас предложение Степашина прозвучало на фоне обнародованных ВЦИОМ результатов социологического опроса россиян, 64% которых назвали проблему ЖКХ главной проблемой, более важной даже, чем коррупция.

Насколько инициатива с заморозкой тарифов целесообразна и позволит ли ее реализация ликвидировать «черную дыру» в коммуналке? Мнения экспертов на этот счет нельзя назвать едиными.

«Начнем с того, что есть разные тарифы ЖКХ, — говорит член президиума Центрального совета „Справедливой России“ Олег Шеин, который давно занимается этой проблемой. — Есть услуги естественных монополий, где, действительно, надо наводить порядок. И предполагаю, что проверки Счетной палаты по линии „Большого Газпрома“ в этом Степашина убедили. У нас все последние годы тарифы на газ, на электроэнергию, на тепло, (спускаемые, по сути, сверху), растут темпами, существенно опережающими инфляцию. Например, в текущем году, тарифы на газ у нас вырастут на 15%. А инфляция, если верить официальным данным, запланирована в районе 6%. Но есть в ЖКХ и конкурентный рынок — это ремонт и обслуживание жилых домов, это вывоз мусора, это лифты, — где люди (по крайней мере, в городах, не будем брать малые села) сами могут выбирать ту или иную обслуживающую компанию. Здесь, наверное, говорить о госрегулировании тарифов совершенно излишне. Но в части монополий, я полагаю, предложение Степашина является вполне разумным».

«СП»: — А после трех лет заморозки на потребителя не обрушится ком резко возросших тарифов. Кто, вообще, оплатит этот «простой»?

— Я сказал свое мнение об инициативе Степашина. Но мне все же представляется, что наводить порядок в ЖКХ нужно не в том направлении. То есть, можно, конечно, говорить о контролировании тарифов. Но первое и главное: сами монополии надо опять возвращать в государственную собственность. Не должно быть частных водоканалов, частных электрических компаний, не должно быть частных тепловых компаний. Это сегмент рынка, который должен находиться в государственной собственности.

Второе — мы хорошо понимаем, что госсобственность тоже можно воровать и искусственно повышать расценки. Соответственно, здесь необходима полная финансовая прозрачность перед обществом. Не секрет ведь, что вокруг всех этих монополий, особенно «Газпрома», вертится колоссальное количество «дочерних» семейных (братских, сестринских и проч.) компаний, где далеко не по рыночным ценам, покупают комплектующие, покупают арматуру, и это, собственно, и формирует завышенные расценки по ЖКХ для населения. Необходима система открытых, прозрачных конкурсов и аукционов.

«СП»: — Правительство, как вы думаете, предложение Степашина захочет реализовать?

— Думаю, вряд ли. Дело в том, что для начала требуется принятие решения о заморозки тарифов на газ. Это то, что разогревает весь рынок. Соответствующее решение может быть принято не на уровне правительства (все мы понимаем, что у нас техническое правительство), а только на уровне президента РФ. В свете предшествующей практики я не исключаю, что президент может пойти на пересмотр темпов роста тарифов на газ. Но я совершенно не вижу ситуации, при которой Путин пошел бы по пути замораживания (тем более, долгосрочного) тарифов на газ.

«СП»: — Но, если принять во внимание последние опросы ВЦИОМ, проблема ЖКХ уже больше политическая, чем чисто экономическая. В этих условиях, президент разве не может пойти на какие-то крайние меры, чтобы избежать социального взрыва?

— Может. Но, на самом деле, никакой особой проблемы ЖКХ с точки зрения системы управления нет. Заметьте, темы ЖХК нет ни в Литве, ни в Польше, ни в Чехии. Она есть в Болгарии, по одной причине — там продали электростанции американцам, частному бизнесу, который взвинтил цены. В чем стратегия урегулирования ситуации в ЖКХ? Все просто: там, где речь идет о монополиях (тем более системы жизнеобеспечения) необходимо вернуться к государственной собственности. Но эту госсобственность сделать прозрачной, подконтрольной обществу, сделать работу по вменяемым правилам. Где возможно развитие конкуренции (ремонт домов, уборка территорий, вывоз мусора, обслуживание лифтов), ввести правила, поощряющие конкуренцию, разрушающие монополию. У нас все последние годы — минимум десять лет — делается все в прямо противоположном направлении.

Для понимания, как монополия влияет на цены, приведу конкретный пример. Вот моя родная Астраханская область… В Астрахани есть пять лифтовых компаний, во втором по величине в регионе городе Ахтубинске — одна. В Астрахани при пяти компаниях за ремонт и обслуживание одного лифта в год жители дома платят (суммарно) 36 тысяч рублей. А в Ахтубинске — 66 тысяч. И вот эта двойная, считайте, разница — это цена монополии. Это один пример. Но сказанное касается любого другого сегмента. ЖКХ сегодня — это высокорентабельная, очень прибыльная отрасль. Золотое дно. Вопрос только, кем и как оно осваивается…

Эксперт Госдумы по жилищному праву и ЖКХ Виктор Федорук, в свою очередь, развил мысль главы Счетной палаты, предложив «морозить тарифы до тех пор, пока те, кто их устанавливает, не дадут четких пояснений, на основании чего они должны вырасти именно на такой процент»:

— Понятно, если этот рост сопоставим с величиной инфляции. Иные размеры нужно объяснять. Потому что жителям, которые оплачивают эти тарифы, непонятно, почему у нас уже более 80% износа коммунальных коммуникаций. Жители аккуратно платят, в том числе и за содержание, и за ремонт, а ничего не делается. И на каком основании повышаются эти тарифы те, кто повышает, объяснить не могут. Складывается впечатление, что просто те, кто производят эти коммунальные услуги, договариваются с теми, кто устанавливает тарифы. Больше ничем объяснить не могут повышение этих тарифов.

«СП»: — Предложение Степашина реализуемо?

— Терпение народа не безгранично. Ресурсы все уже настолько исчерпаны, что, если и дальше продолжать повышать тарифы, не поясняя на основании чего и с какой целью это делается, люди окончательно перестанут доверить власти. Нужно, чтобы все это было под контролем. Вот раньше в комиссии по установлению тарифов входили депутаты, которые хоть косвенным образом, но наши с вами интересы (интересы жителей, потребителей этих услуг) представляли. Сегодня наши права при установлении тарифов никто не защищает и не собирается защищать. Вот, спасибо, Степашин пошел на это. Но я думаю, он не просто так сказал, не на «голом месте» сделал такое предложение. Наверняка, есть на то основания, подкрепленные конкретной информацией проведенных его ведомством проверок.

Между тем, специалист по тарифам ЖКХ, аудитор Игорь Леоненко назвал инициативу Степашина конъюнктурной:

— Тарифы ЖКХ очень важны с точки зрения формирования такого показателя, как валовой внутренний продукт. И тарифы ЖКХ очень сильно зависят, во-первых, от цен на газ и электроэнергию, а также от роста, например, заработной платы. Поэтому когда будут тормозить тарифы, будет масса серьезных последствий. Первое — это плохо скажется на росте ВВП. Второе — будет изменяться структура стоимости самого тарифа. То есть те, кто руководит коммунальными предприятиями, рост цен на газ, электроэнергию и заработную плату будут компенсировать за счет других каких-то затрат. Поэтому весь курс реформы ЖКХ на модернизацию и реконструкцию, будет остановлен в течение этих трех лет. Более того, предложение заморозить тарифы на три года, входит в разрез с принятым постановлением правительства о том, что у нас тарифы будут устанавливаться с 2014 года на пять лет. Здесь налицо явное противоречие, так что неясно, как можно будет реализовать предложение Степашина. Оно, на мой взгляд, исключительно конъюнктурное. Нужны исследования, нужен анализ структуры самих тарифов. Ведь по тому, как они проектируются и устанавливаются сегодня, они никак не соответствуют фактическому уровню затрат.

Фото: Илья Питалев/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня