Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
30 мая 2013 15:30

Минобраз: деньги за души

Новый порядок финансирования ВУЗов может привести к коллапсу высшего образования

5118

Высшие учебные заведения в России может постигнуть судьба закрытых сельских школ. В повестке дня заседания правительства на 30 мая стоит вопрос о переходе к подушевому финансированию ВУЗов. По мнению кабинета министров, это позволит сделать систему высшего образования в стране более эффективной. Правда, преподаватели так не считают. На 31 мая и 1 июня ряд профсоюзных организаций работников народного просвещения собираются провести по всей стране акции протеста.

В материалах к заседанию правительства говорится: «Переход на нормативно-подушевое финансирование позволит осуществлять финансовое обеспечение этих организаций на основе расчёта прозрачных единых нормативных затрат на оказание государственных услуг с учётом региональной и отраслевой специфики. Таким образом, создаются условия для выбора наиболее эффективного поставщика государственных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формируются рыночные механизмы оказания государственных услуг для юридических и физических лиц». Звучит весьма туманно. Но опыт перехода на подушевое финансирование средних школ заставляет задуматься о будущем и высшего образования.

Когда финансирование школ поставили в зависимость от числа учеников, в России закрылись многие сельские школы. На такой шаг не решались даже при президенте Ельцине. Даже в «лихие 90-е» у государственных мужей было понимание, что для села с разрушенным хозяйством школа это последний остаток цивилизации. Что даже если в школу ходит всего три человека, то есть смысл платить зарплату учителям и физики, и химии, и литературы, и биологии. В эпоху стабильности решили иначе. Наверное, неслучайно некоторые наши политики высказывались в том духе, что большое число ученых людей есть только основа для всяких недовольств и революций.

Сейчас опыт школ хотят перенести на ВУЗы. К чему это может привести? Во-первых, возникает вопрос, как можно финансировать институты, исходя из численности студентов, а не из их профиля. Так, для гуманитарных специальностей нужны аудитории и библиотеки, а для технических — еще и дорогостоящие научные лаборатории. Во-вторых, количество студентов вовсе не означает высокое качество образования. Сейчас в России есть всяческие «заборостроительные» институты, где число учащихся в несколько раз больше, чем в МГУ или в Физтехе. В-третьих, как обеспечить качественное обучение, если при новой системе выгодно будет иметь как можно меньше преподавателей. К примеру, в МГТУ им. Баумана сегодня насчитывается 18 тыс. студентов и 4500 преподавателей. А вот в РГТЭУ соотношение другое. Так, на факультете менеджмента на 2200 студентов приходится 85 преподавателей. Диплом какого из этих двух заведений ценится выше, знают все. Но к 2014 году правительство планирует еще сократить до 30% вузовских работников. Видимо, чтобы при новой системе финансирования они могли жить зажиточно.

Правда, несмотря на долго обсуждаемые реформы, зарплаты школьных учителей и преподавателей остаются низкими. Не помогли даже «майские» указы президента.

— Правительство пытается снизить нагрузку на бюджет и поэтому идет на всякие разные ухищрения, — говорит председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Но в России на образование и так выделяется меньше средств, чем в развитых странах. У нас на эту сферу идет менее 2% ВВП, а в некоторых государствах — 7% и даже 10. Подушевое финансирование уже серьезно ударило по общему среднему образованию. Я предполагаю, что ситуация будет похожей и с высшей школой.

Правительство провозгласило курс на сокращение числа ВУЗов и повышение качества образования. Наши чиновники взялись за сокращение, но почему-то позабыли про качество.

«СП»: — Подушевое финансирование не может вызвать дисбаланса в развитии институтов?

— Перекосы будут, и они вызовут серьезные проблемы. Как правило, ВУЗы с большим количеством учащихся это «шарашкины конторы». Там многие преподаватели работают параллельно в других ВУЗах и пытаются заработать побольше денег. А есть ВУЗы с хорошей научной базой и жестким отбором преподавателей. Поэтому с одной линейкой ко всем подходить нельзя. Но поймут ли это наши чиновники, большой вопрос.

По мнению эксперта Всероссийского фонда образования Олега Сергеева, новая реформа не только снизит качество обучения, но и приведет к полному несоответствию между ВУЗами и экономикой страны:

— Система подушевого финансирования уже привела к развалу сельских школ. Сейчас никто не знает, как их восстановить. Подушевое финансирование ВУЗов ударит по техническим специальностям. Там небольшой набор и дорогое оборудование. Зато у нас будет много юристов и экономистов, которые потом не смогут найти себе работу. Но гуманитарные столичные институты будут стараться набрать себе побольше студентов по результатам ЕГЭ. Провинциальные ВУЗы просто загнутся.

«СП»: — Экономике нужно такое количество гуманитариев со столичными дипломами?

— Дипломы могут быть любые. Но в реальности студентов некому учить. Некоторые институты имеют много студентов, но преподавателей там почти нет. Поэтому придумывают то дистанционное образование, то заочное. Но о хорошем уровне такого обучения говорить сложно.

«СП»: — В то же время число бюджетных мест сокращается.

— При подушевом финансировании трудно будет обучать и тех, кто платит деньги. Ведь всё равно нужны преподаватели, нужны помещения.

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов уверен, что защитить просвещение в России могут только сами граждане:

— Нынешнее состояние сферы образования такое, что пора выходить на улицы протестовать. Уже с 1 сентября мы можем столкнуться с новой реальностью. Бюджетные места в ВУЗах будут значительно сокращены. Мы знаем о недавней истории с тотальным сокращение бюджетных мест на философском факультете РГГУ. После протестов нам удалось частично отменить это решение. Но это, пожалуй, единственный пример успешной борьбы. А процесс этот идет по всей стране. К примеру, в Петербурге в художественной академии им. Штиглица на всех факультетах вдвое сократили число бюджетных мест. И совершенно непонятно, чем мотивирует свои решения Министерство образования. При этом, до сих пор не выполнены «майские» указы президента о доведении зарплат преподавателей и учителей до средней по регионам. В реальности люди получают меньше вдвое или на треть.

«СП»: — Чем может обернуться инициатива перевести на подушевое финансирование ВУЗы?

— Подушевое финансирование становится единственной формой обеспечения государством вообще всех социальных учреждений. Это уже реальность сегодняшнего дня. Чиновники нам говорят, что всё-таки будут учитывать профиль заведения, его потребности в оборудовании. Но при реализации бюрократическая система предпочитает исходить из некоего усредненного показателя. Главный порок подушевого финансирования состоит в том, что исходят не из потребностей учреждения, а из имеющихся ресурсов. То есть если студента можно на пять рублей выучить кое-как, то его будут учить кое-как. Мы уже видим результаты этой системы на примере районных школ, больниц, библиотек, центров детского творчества.

«СП»: — Чем можно объяснить, что при всей очевидности ситуации на акции протеста выходит совсем немного людей?

— Дело в том, что тот же 83-й закон вступает в силу не сразу, а постепенно. Я бы сказал, что собаке рубят хвост по частям. ФЗ-83 предполагает постепенную коммерциализацию учебных заведений через их перевод в статус автономных организаций. Этот процесс только начался. Пока в стране немного примеров такого перехода. Кое-где некоторые музыкальные школы стали автономными учреждениями, это вызвало резкое повышение стоимости обучения. Это вызвало локальные протесты, но не по всей стране.

С другой стороны, при переходе к автономным учреждениям государство слагает с себя ответственность. Организациям предлагают зарабатывать на учениках. А система в школах построена таким образом, что зарплата учителя зависит от начальства. И люди сто раз подумают, стоит ли им выходить на митинг. Но это надо преодолевать. Люди только сами смогут отстоять своим права.

Чтобы перестать сотрясать общество спорами о реформах образование, поэт Всеволод Емелин дает иронический «вредный совет» отказаться от него вовсе:

— Может и впрямь нам не нужно образование. Британские и американские университеты по уровню обучения мы всё равно догнать не сможем, какие бы реформы не проводили. Так зачем тогда суетиться? Да, великая страна имеет великую науку. В Советском Союзе чего только не было, вплоть до школ востоковедения и всего на свете. А сейчас наша страна уже не великая и, как мне кажется, уже вряд ли такой будет. Зачем тогда вкладывать деньги в образование? Чтобы, к примеру, МГУ в мировом рейтинге с какого-нибудь 100-го места переместился на 97-е? Кому от этого станет легче?

«СП»: — Разве нет опасности, что необразованные люди выйдут на «большую дорогу»?

— Я не вижу связи между уровнем бандитизма и образованностью. Да и в бандиты идти сейчас не выгодно. Молодые люди скорее предпочтут профессию полицейских. По-моему, все эти академии управления и госслужбы функционируют отлично. Государству же не нужны сегодня всякие физики-ядерщики, астрофизики, геофизики, японисты, китаисты. Стране нужны чиновники и силовики. Их вполне могут обеспечить наши ВУЗы. И люди прекрасно знают, где им будет хорошо. А хорошо им будет, если они станут полицейскими или столоначальниками в каких-нибудь департаментах. А если человек будет мучиться над ядерной физикой, то неизвестно, что его ждет в нашей стране. То есть даже если мы будем давать молодежи хорошее фундаментальное образование, то это мы будем просто поставлять кадры для заграницы.

Последние новости
Цитаты
Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Сергей Левченко

Экс-губернатор Иркутской области, член Президиума ЦК КПРФ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня