Вопрос поставки ЗРК С-300 Сирии пока повис в воздухе. С одной стороны, было заявление сирийского президента Асада, что «соглашения с Россией будут выполнены, а часть из них уже выполнена в недавнем прошлом», которое было странным образом истолковано так, что Россия якобы уже поставила системы в Сирию. С другой — российские СМИ тут же опровергли информацию о поставках ЗРК в Сирию.
Еще одним поводом для острых дискуссий стало недавнее заявление Владимира Путина о готовности России отправить свой миротворческий контингент под флагом ООН на линию разделения израильских и сирийских войск на Голанских высотах. Чуть позже, министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью американскому каналу CBS весьма двусмысленно заявил: «Не думаю, что у нас (РФ и США) есть какая-либо разница в стратегическом подходе по ситуации в Сирии или по ситуации в любой другой стране. Мы хотим, чтобы во всех странах была стабильность, процветание, демократия с системой, отражающей современные реальности международных законов, но также и отражающие традиции в обществе». Одновременно Лавров сказал, что сирийские боевики уже активно сами применяли системы ПВО в Эль-Кусейре.
Активно следят за ситуацией и в Израиле. После того, как премьер страны Натаньяху не смог, видимо, убедить российское руководство не поставлять в Сирию С-300, последовало заявление министра обороны Израиля Моше Яалома, что «Израиль будет знать, как действовать» в случае, если поставка комплексов все же состоится.
Многие израильские издания сегодня пишут о том, что армия страны способна будет справиться с С-300. К тому же, Израиль обладает богатым опытом решения подобных проблем.
В ходе многочисленных израильско-арабских конфликтов во время «холодной» войны Израиль в свое время применил несколько сценариев борьбы с системами ПВО советского производства.
Первый сценарий — Захват ЗРК и переправка его в Израиль. В ходе войны «на истощение» египетские силы ПВО получили советские ЗРК С-75. Для выдачи целеуказания этим комплексам использовались локаторы дальнего обнаружения П-12 «Енисей» (дальность обнаружения целей — до 250 км, высота обнаружения — до 25 км). Три вертолёта с израильскими десантниками на борту скрытно перелетели линию фронта и сели в шести километрах от станции. В ходе скоротечного боя охрана станции была уничтожена. Затем израильские десантники осуществили демонтаж станции и на внешней подвеске двух тяжелых вертолетов СН-53 перевезли в Израиль. Вместе со станцией был захвачен в плен и похищен её расчёт.
Второй опробованный сценарий — сухопутная операция по уничтожению ЗРК и обслуживающего персонала тоже во время войны «на истощение». Господству в воздухе израильской авиации мешали советские ЗРК, стоявшие на вооружении египетской армии. Тогда 9 сентября 1969 года десантная группа израильской армии на 3 десантных кораблях ВМФ скрытно пересекла Суэцкий залив и прошлась по тылам противника на глубину в 50 км. Там находились десятки позиций ЗРК и РЛС.
Третий сценарий был опробован в июне 1982 года. В начале операции Израиль использовал ложные цели «Шимшон», которые на экране РЛС создают отметку полноразмерного самолёта. Потом, пеленгуя работающие сирийские РЛС, удавалось наносить точечные удары.
Четвертый сценарий — активная радиоэлектронная борьба. Был опробован Израилем всего несколько лет назад. В полночь 6 сентября 2007 года, 10 истребителей-бомбардировщиков F-15I взлетели с авиабазы в Израиле и направились в сторону Сирии. Целью атаки был ядерный реактор. И только когда выполнившие боевую задачу израильские самолеты уже покинули сирийское воздушное пространство, сработали сирийские ПВО. Издание The Sunday Times пишет: «Израильские ВВС использовали сложную систему радиоэлектронной войны, которая управлялась с борта реактивных самолетов F-15I и специального самолета для ведения радиоэлектронной войны, находившегося в Средиземноморье во время атаки на возможный ядерный объект». По данным британского еженедельника, эта «особо секретная система» подавления вражеской ПВО использовалась впервые. Зарубежные эксперты отмечают, что операция была тщательно спланирована, и израильтянам удалось заглушить два радара на территории Сирии.
Пятый сценарий — диверсия. Такие действия Израиль, возможно, применял на территории Ирана последние годы. К примеру, 11 декабря 2011 года взрыв причинил значительный ущерб новейшему заводу металлоконструкций в Язде. Согласно подозрениям, на нем изготавливались центрифуги. О важности объекта свидетельствует тот факт, что его открывал лично президент Ирана. В конце ноября 2011-го произошел взрыв на расположенном в Исфахане комбинате по обогащению урана.12 ноября 2011 года на военном объекте возле деревни Бигдане в 40 километрах к юго-западу от Тегерана прогремел мощный взрыв, в результате которого погиб генерал-майор Хасан Техрани Могаддам и еще двадцать офицеров Корпусов стражей исламской революции. По официальной версии, произошел несчастный случай при разгрузке боеприпасов, по другим данным, при испытаниях взорвалась межконтинентальная ракета. В случайности этого взрыва также можно усомниться.
Возможно, что Израиль решит использовать подобные варианты применения силы и в случае, если С-300 всё-таки поступит на вооружение Сирии. Правда, как говорит генерал-лейтенант, бывший в 2000−08-х годах начальников зенитно-ракетных войск ВВС России Александр Горьков, сейчас многие из вышеперечисленных сценариев маловероятны:
— Аналогов комплексам С-300 нет. Мы проводили различные испытания на полигонах, которые показали, что подавить систему не удается. Один ЗРК подавить можно, если бросить на него все силы. Но если будет создана солидная группировка из нескольких ЗРК, то подавить систему невозможно.
«СП»: — Возможно ли уничтожить комплексы на земле в результате диверсии?
— По опыту того же Египта в 1960−70-е годы, удавалось прикрывать систему и на земле. Каждый ЗРК брался в круговую оборону, чтобы можно было пресечь диверсию. Охранять, конечно, необходимо.
«СП»: — Возможно ли подавить РЛС комплекса радиотехническими средствами?
— Некоторые помехи можно поставить, но они будут неэффективны. Есть технические средства отстройки-перестройки, различные автокомпенсаторы помех. К тому же есть специальные радиоэлектронные режимы, которые позволяют комплексу открывать огонь в условиях сильного радиоэлектронного противодействия.
Тем не менее, как отмечает израильский политолог Исраэль Шамир, общество в Израиле морально готово сегодня даже к войне с Сирией, а возможные поставки С-300 страха у людей не вызывают:
— В публикациях израильской прессы о возможных поставках С-300 в Сирию выделяются две идеи. Первая — у Израиля есть достойный ответ, но необходимо подождать. Вторая — Россия побоится завести ракеты, ее можно взять «на слабо», мы русским вломим, и они смогут продать свои ракеты только на металлолом. К тому же, всем интересно посмотреть, что будет дальше и чем всё может закончиться.
«СП»: — Получается, в обществе преобладает несколько авантюрный настрой?
— Да, на такую тяжелую ситуацию люди смотрят скорее с любопытством.
«СП»: — Ракетные комплексы — это оборонительное оружие. Израильское общество готовят к мысли о возможности напасть на другую страну?
— Общество в Израиле всегда готово напасть. Есть только раскол между теми, кто считает необходимым напасть сейчас, и теми, кто более разумным полагает напасть завтра. В этом состоит главный раздел общества. Среди израильтян желание кому-нибудь «вломить» традиционно очень сильное. Это довольна странная вещь, которая не всем понятна.
«СП»: — Многие простые люди в Израиле часто испытывают неприятности, связанные с периодическими нападениями ХАМАС. Жить в постоянном напряжении, бежать в подвалы после звука сирен не очень приятно.
— Неприятности испытывают только на границе с Газой. Преувеличивать опасность не стоит. Но тем, что где-то на границе воет сирена, достигается национальная сплоченность перед общим врагом. Для власти это не так плохо.
По поводу конфликта в Сирии уже военные не высказывают в израильских СМИ никаких опасений. Дескать, переживем. Страха нет. А что произойдет, когда появятся С-300, всем интересно. Это интересно и для Израиля, и для США.
«СП»: — В связи с ситуацией вокруг С-300, не пытаются ли в обществе разжигать антироссийских настроений? Кстати, в Израиле живет немало русскоязычных, многие имеют в РФ родственников.
— В Израиле никогда и не было пророссийских настроений. Очень острых антироссийских мнений тоже нет, но и сильных чувств по отношению к России не испытывали. Кстати, к русскоязычным евреям тоже никогда не было особо теплого отношения. Израильское общество очень фрагментировано, живут общинами. И как раз для их взаимодействия нужна внешняя угроза. Без нее общины могут перерезать друг другу глотку.
Но специальной антироссийской истерии в прессе нет. Все пишут о том, что Россия не пойдет на обострение. А если пойдет, то получит страшный «облом» и успокоится. Говорят даже, что если бы Израиль разбомбил поставляемое оружие прямо на русских кораблях, то это бы испортило отношения между странами, а если это сделать на территории Сирии, то никто особо не будет возвышать голос.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Владимир Сотников полагает, что хоть сам вопрос о поставках С-300 в Сирию нельзя считать окончательно решенным, это не изменит серьезно положение в регионе:
— Сергей Лавров уже озвучил, что нет разногласий с США по будущему политическому устройству Сирии. На самотек ситуация не пойдет: в этом конфликте слишком много внешних игроков. Но что касается поставок С-300, то предсказать ситуацию сложно. Сначала сирийские власти вроде заявили, что поставки уже были, потом от нас последовало опровержение. На мой взгляд, поступление комплексов будет зависеть от ситуации внутри Сирии. Сейчас мы видим успешные операции правительственных войск против оппозиционеров. Одновременно появилась информация, что в США не определились, будут ли поставлять оружие повстанцам.
Но заявление Лаврова об отсутствии разногласий указывает на имеющиеся договоренности по Сирии. По крайней мере, есть консенсус в вопросе проведения конференции в Женеве. Я надеюсь, что она состоится. Пожалуй, конференция — это последний шанс решить тяжелейший внутренний сирийский конфликт мирным путем.
Поставки С-300 будут зависеть именно от внутренней ситуации. Если оппозиция получит оружие, в том числе комплексы ПВО, чтобы сбивать правительственные самолеты, то Россия будет поставлять ракетные комплексы. Тем более что мы имеем право это делать: никто легитимности Башара Асада не лишал, его войска подчиняются признанной власти.
«СП»: — Каких действий можно ждать от Израиля в случае начала поставок?
— Израиль не хочет, чтобы комплексы ПВО оказались у Сирии. Вполне понятно, почему израильтяне начинают говорить о том, что ранее они успешно справлялись с системами нашего производства. Но раньше были другие комплексы, сейчас они совершеннее.
Стоит учитывать тот факт, что С-300 — оружие строго оборонительное. Комплексы неприменимы для нападения. Думаю, что Израиль тоже будет смотреть на ситуацию и выжидать. Пока не создается впечатление, что в Израиле хотят свержения Асада и установления власти джихадистов. Ведь в боях с правительственными войсками сражаются хорошо подготовленные подразделения Аль-Каиды. По-моему, не в интересах Израиля подталкивать ситуацию к хаосу.
Фото: Валерий Мельников/ РИА Новости