Для патриотического воспитания государство решило использовать все возможные площадки. Так, на популярном рок-фестивале «Нашествие» в этом году молодежь сможет не только услышать песни в исполнении известных артистов, но и посмотреть демонстрационные выступления десантников. Насколько такая пропаганда эффективна, и не носит ли она казенный характер?
Традиционно рок-фестиваль «Нашествие» был некоей зоной свободы для подрастающего поколения. Танцы под дождем, палатки, шашлыки на углях, свободное общение… И всё это под зажигательные ритмы. Никакой идеологической направленности. Русский рок всегда славился тем, что говорил о неких больших смыслах. О любви и предательстве, о жизни и смерти, о простых человеческих радостях и метаниях неприкаянной души. Каждый находил ответы на свои вопросы. В этом и была свобода.
В этом году, видимо, государство решило, что поток мыслей молодежи надо направить в правильное русло. Как сообщают СМИ, «в соответствии с решением министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу в период с 5 по 7 июля 2013 года в рамках мультиформатного фестиваля «Нашествие» пройдет военно-патриотическая акция «Вместе мы — сила!»
С этой целью будут задействованы танк Т-90, бронетранспортер БТР-82А, самоходная артиллерийская установка Мста-С, боевые машины десанта БМД-2 и БМД-4, самоходная противотанковая пушка 2С25, артиллерийская установка 2С9. Над полем фестиваля проревут самолеты Су-27 и МиГ-29, вертолеты Ми-28 и Ка-52. А потом десантируются бойцы ВДВ, а разведчики проведут мастер-классы по маскировке и выживанию в условиях дикой природы.
Как сказано в сообщении, акция проводится «в целях патриотического воспитания молодежи, продвижения традиций вооруженной защиты Отечества, а также повышения информированности граждан о деятельности Вооруженных сил Российской Федерации».
Безусловно, молодежь надо воспитывать в патриотическом духе. Да и о родной армии граждане должны знать намного больше. Но вот стоит ли такими методами учить «любить Родину» на рок-фестивале?
Нельзя не заметить, что в последнее время как по мановению волшебной палочки тема патриотического воспитания навязчиво зазвучала отовсюду. Даже на популярных развлекательных сайтах. Между фото девушкек в бикини то и дело появляются статьи о том, какое оружие поступает на вооружение российской армии. У каждой фотографии автомата или боевой машины обычно стоит надпись вроде «оснащение ВС России новой техникой должно завершиться уже к 2015 году» или «наша страна готова к войне с самыми сильными армиями мира».
Сегодня фактически ни один популярный сайт не обходится без вкраплений с разъяснениями, почему надо поддерживать российскую власть, какие смутьяны оппозиционеры, насколько быстро развивается наша страна наперекор всем кризисам. Добрались в этом году и до «Нашествия».
Правда, нельзя не заметить, что запрос на патриотизм есть и в обществе. Но на настоящий, не казенный. Так, по данным МВД, в народных гуляниях на День Победы в этом году в Москве участвовало более двух миллионов человек. Молодые девушки и ребята покупали цветы и дарили их ветеранам, пели у Большого театра фронтовые песни, которые, оказывается, хорошо знают.
Какова суть нынешней государственной пропаганды патриотизма, какие плоды она принесет? С этим вопросом мы обратились к экспертам.
Ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский:
— Замысел Шойгу привлечь ВДВ к «Нашествию» понятен. Особенно с учетом возникающих с призывом трудностей. Служба в армии сейчас не пользуется популярностью. Но никакими массовками на рок-фестивалях не заставить людей бежать записываться в солдаты. Решение должно быть другим: сделать армию профессиональной и превратить профессию военнослужащего в престижную. Это достигается другими средствами. Нужны хорошее материальное обеспечение, перспективы получения образования, жилья. А так — обычная пропагандистская затея.
«СП»: — Правильно ли пронизывать патриотической пропагандой любые площадки?
— Патриотизм — это тонкое чувство. Оно закладывается в раннем детстве, когда человек изучает свой язык, культуру. Вдалбливание здесь неуместно. Оно, скорее, вызывает отторжение. Мы всё это проходили в советские времена.
Сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков:
— К сожалению, у нас эта составляющая воспитания граждан утеряна за последние 20 лет. Мы растили или антипатриотов, или индефферентных к теме патриотизма людей. Сейчас пытаются показывать ВДВ на фестивалях. Думаю, что рок року рознь. Где звучит хорошая музыка, там участникам было бы интересно посмотреть и на военную технику. А есть фестивали, после которых остаются только использованные шприцы от наркотиков. Всё-таки, танки лучше шприцов. Главное, чтобы не было перебора.
Я много общаюсь с военно-патриотическими клубами. Существует огромный пласт патриотически настроенной молодежи. Но ее тошнит от многих проявлений нынешней жизни. В том числе, от субкультур западного гедонизма. Почему бы этих ребят не собрать в одну патриотическую субкультуру? Со своими музыкой, героями, стилем и так далее? И на фестива3ле такой молодежи выступление ВДВ прошло бы на «ура». Мы сами проводили лагеря для своих ребят на несколько дней для 400−500 человек. Там выступление ВДВ было бы уместным. Всё хорошо для своей аудитории.
«СП»: — Что вы подразумеваете под понятием «перебор»?
— Подход к воспитанию патриота должен быть разносторонним. Это музыка, кино, Интернет. Это поддержка и формирование субкультур. Я удивляюсь, почему наш «патриотический бизнес», в существовании которого я сильно сомневаюсь, сегодня финансирует что угодно, кроме того, что надо. А надо формировать патриотов. Нас 20 лет отучали любить Родину, убеждали, что главное в жизни — вовремя смыться из России. Пичкали искаженной историей. Но как говорил Мао Дзэдун, чтобы распрямить — надо перегнуть. Вот мы сейчас и будем наблюдать перегибы. Сейчас взялись воспитывать патриотов. Будут делать это не совсем умело. Но придется еще долго платить за два десятилетия безвременья.
Директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов:
— Наиболее эффективная пропаганда ненавязчива. Она не призывает к чему-то непосредственно, но формирует контексты восприятия тех или иных событий. Демонстрации боевых средств ложатся в традиционный ритуал. Как отечественного опыта, так и зарубежного. И адресуются они не столько к патриотизму, сколько к естественным инстинктам мужчин. Они могут быть вполне эффективны.
Патриотическое воспитание может осуществляться двумя способами. Оно может идти вместо некоторых базовых функций государства по социализации молодежи. А может — вместе, как дополнение к деятельности государства. Всё зависит от этих «вместо» или «вместе». Если «вместо», то патриотическое воспитание может иметь обратный эффект. Это вопрос эффективности государства.
Но есть и другая проблема. В обществе чувствуется атмосфера творческого культурного кризиса. И это не проблема государства. Да, государство должно сформировать некий патриотический заказ. Скажем, для кино. Но вот почему заказ воплощается в виде произведений низкого качества, низкого художественного уровня? Это, скорее, проблема общества, а не государства.
Поэт Всеволод Емелин:
— Я не вижу ничего страшного в демонстрации техники на рок-фестивале. Кому интересно — пусть смотрят. В школе долгое время не было начальной военной подготовки, многие вырастают, а ни разу не держали в руках автомат, не видели вживую БТР. Это всё нормальные мужские игры, как та же рок-музыка.
А если говорить в общем, то я застал патриотическое воспитание в брежневском Советском Союзе. Всё дело было поставлено очень незамысловато, топорно. Сейчас мы видим повторение тех методов. Когда тебе в лоб долбят, какая у нас замечательная армия. В этом, в принципе, нет ничего плохого. Но сейчас время великого пиара, политтехнологий, имиджмейкеров. Они, видимо, не работают на Министерство обороны, а больше на правительство, губернаторов, олигархов. Я бы советовал их привлечь и Министерству оборону, чтобы пропаганда была похитрее. Чтобы были не только постеры «Слава России!» или «Броня крепка и танки наши быстры».
«СП»: — А не произойдет ли отторжения государственной пропаганды? Может, стоит воспитывать молодежь на примерах поэтов и музыкантов?
— Это кому как больше нравится. Кому-то важнее оборонная мощь, кому-то — поэты и музыканты. Я не хочу говорить, что армия это плохо. Министерство обороны, тем более, получает деньги на пропаганду. Просто делают ее не очень умело. Хотя и в США долбят о величии Америки. И не меньше, чем у нас.
Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин