Общество

«Нашествие» казенных патриотов

Государство принялось всюду навязчиво учить граждан как правильно любить Родину

  
4686

Для патриотического воспитания государство решило использовать все возможные площадки. Так, на популярном рок-фестивале «Нашествие» в этом году молодежь сможет не только услышать песни в исполнении известных артистов, но и посмотреть демонстрационные выступления десантников. Насколько такая пропаганда эффективна, и не носит ли она казенный характер?

Традиционно рок-фестиваль «Нашествие» был некоей зоной свободы для подрастающего поколения. Танцы под дождем, палатки, шашлыки на углях, свободное общение… И всё это под зажигательные ритмы. Никакой идеологической направленности. Русский рок всегда славился тем, что говорил о неких больших смыслах. О любви и предательстве, о жизни и смерти, о простых человеческих радостях и метаниях неприкаянной души. Каждый находил ответы на свои вопросы. В этом и была свобода.

В этом году, видимо, государство решило, что поток мыслей молодежи надо направить в правильное русло. Как сообщают СМИ, «в соответствии с решением министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу в период с 5 по 7 июля 2013 года в рамках мультиформатного фестиваля «Нашествие» пройдет военно-патриотическая акция «Вместе мы — сила!»

С этой целью будут задействованы танк Т-90, бронетранспортер БТР-82А, самоходная артиллерийская установка Мста-С, боевые машины десанта БМД-2 и БМД-4, самоходная противотанковая пушка 2С25, артиллерийская установка 2С9. Над полем фестиваля проревут самолеты Су-27 и МиГ-29, вертолеты Ми-28 и Ка-52. А потом десантируются бойцы ВДВ, а разведчики проведут мастер-классы по маскировке и выживанию в условиях дикой природы.

Как сказано в сообщении, акция проводится «в целях патриотического воспитания молодежи, продвижения традиций вооруженной защиты Отечества, а также повышения информированности граждан о деятельности Вооруженных сил Российской Федерации».

Безусловно, молодежь надо воспитывать в патриотическом духе. Да и о родной армии граждане должны знать намного больше. Но вот стоит ли такими методами учить «любить Родину» на рок-фестивале?

Нельзя не заметить, что в последнее время как по мановению волшебной палочки тема патриотического воспитания навязчиво зазвучала отовсюду. Даже на популярных развлекательных сайтах. Между фото девушкек в бикини то и дело появляются статьи о том, какое оружие поступает на вооружение российской армии. У каждой фотографии автомата или боевой машины обычно стоит надпись вроде «оснащение ВС России новой техникой должно завершиться уже к 2015 году» или «наша страна готова к войне с самыми сильными армиями мира».

Сегодня фактически ни один популярный сайт не обходится без вкраплений с разъяснениями, почему надо поддерживать российскую власть, какие смутьяны оппозиционеры, насколько быстро развивается наша страна наперекор всем кризисам. Добрались в этом году и до «Нашествия».

Правда, нельзя не заметить, что запрос на патриотизм есть и в обществе. Но на настоящий, не казенный. Так, по данным МВД, в народных гуляниях на День Победы в этом году в Москве участвовало более двух миллионов человек. Молодые девушки и ребята покупали цветы и дарили их ветеранам, пели у Большого театра фронтовые песни, которые, оказывается, хорошо знают.

Какова суть нынешней государственной пропаганды патриотизма, какие плоды она принесет? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский:

— Замысел Шойгу привлечь ВДВ к «Нашествию» понятен. Особенно с учетом возникающих с призывом трудностей. Служба в армии сейчас не пользуется популярностью. Но никакими массовками на рок-фестивалях не заставить людей бежать записываться в солдаты. Решение должно быть другим: сделать армию профессиональной и превратить профессию военнослужащего в престижную. Это достигается другими средствами. Нужны хорошее материальное обеспечение, перспективы получения образования, жилья. А так — обычная пропагандистская затея.

«СП»: — Правильно ли пронизывать патриотической пропагандой любые площадки?

— Патриотизм — это тонкое чувство. Оно закладывается в раннем детстве, когда человек изучает свой язык, культуру. Вдалбливание здесь неуместно. Оно, скорее, вызывает отторжение. Мы всё это проходили в советские времена.

Сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков:

— К сожалению, у нас эта составляющая воспитания граждан утеряна за последние 20 лет. Мы растили или антипатриотов, или индефферентных к теме патриотизма людей. Сейчас пытаются показывать ВДВ на фестивалях. Думаю, что рок року рознь. Где звучит хорошая музыка, там участникам было бы интересно посмотреть и на военную технику. А есть фестивали, после которых остаются только использованные шприцы от наркотиков. Всё-таки, танки лучше шприцов. Главное, чтобы не было перебора.

Я много общаюсь с военно-патриотическими клубами. Существует огромный пласт патриотически настроенной молодежи. Но ее тошнит от многих проявлений нынешней жизни. В том числе, от субкультур западного гедонизма. Почему бы этих ребят не собрать в одну патриотическую субкультуру? Со своими музыкой, героями, стилем и так далее? И на фестива3ле такой молодежи выступление ВДВ прошло бы на «ура». Мы сами проводили лагеря для своих ребят на несколько дней для 400−500 человек. Там выступление ВДВ было бы уместным. Всё хорошо для своей аудитории.

«СП»: — Что вы подразумеваете под понятием «перебор»?

— Подход к воспитанию патриота должен быть разносторонним. Это музыка, кино, Интернет. Это поддержка и формирование субкультур. Я удивляюсь, почему наш «патриотический бизнес», в существовании которого я сильно сомневаюсь, сегодня финансирует что угодно, кроме того, что надо. А надо формировать патриотов. Нас 20 лет отучали любить Родину, убеждали, что главное в жизни — вовремя смыться из России. Пичкали искаженной историей. Но как говорил Мао Дзэдун, чтобы распрямить — надо перегнуть. Вот мы сейчас и будем наблюдать перегибы. Сейчас взялись воспитывать патриотов. Будут делать это не совсем умело. Но придется еще долго платить за два десятилетия безвременья.

Директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов:

— Наиболее эффективная пропаганда ненавязчива. Она не призывает к чему-то непосредственно, но формирует контексты восприятия тех или иных событий. Демонстрации боевых средств ложатся в традиционный ритуал. Как отечественного опыта, так и зарубежного. И адресуются они не столько к патриотизму, сколько к естественным инстинктам мужчин. Они могут быть вполне эффективны.

Патриотическое воспитание может осуществляться двумя способами. Оно может идти вместо некоторых базовых функций государства по социализации молодежи. А может — вместе, как дополнение к деятельности государства. Всё зависит от этих «вместо» или «вместе». Если «вместо», то патриотическое воспитание может иметь обратный эффект. Это вопрос эффективности государства.

Но есть и другая проблема. В обществе чувствуется атмосфера творческого культурного кризиса. И это не проблема государства. Да, государство должно сформировать некий патриотический заказ. Скажем, для кино. Но вот почему заказ воплощается в виде произведений низкого качества, низкого художественного уровня? Это, скорее, проблема общества, а не государства.

Поэт Всеволод Емелин:

— Я не вижу ничего страшного в демонстрации техники на рок-фестивале. Кому интересно — пусть смотрят. В школе долгое время не было начальной военной подготовки, многие вырастают, а ни разу не держали в руках автомат, не видели вживую БТР. Это всё нормальные мужские игры, как та же рок-музыка.

А если говорить в общем, то я застал патриотическое воспитание в брежневском Советском Союзе. Всё дело было поставлено очень незамысловато, топорно. Сейчас мы видим повторение тех методов. Когда тебе в лоб долбят, какая у нас замечательная армия. В этом, в принципе, нет ничего плохого. Но сейчас время великого пиара, политтехнологий, имиджмейкеров. Они, видимо, не работают на Министерство обороны, а больше на правительство, губернаторов, олигархов. Я бы советовал их привлечь и Министерству оборону, чтобы пропаганда была похитрее. Чтобы были не только постеры «Слава России!» или «Броня крепка и танки наши быстры».

«СП»: — А не произойдет ли отторжения государственной пропаганды? Может, стоит воспитывать молодежь на примерах поэтов и музыкантов?

— Это кому как больше нравится. Кому-то важнее оборонная мощь, кому-то — поэты и музыканты. Я не хочу говорить, что армия это плохо. Министерство обороны, тем более, получает деньги на пропаганду. Просто делают ее не очень умело. Хотя и в США долбят о величии Америки. И не меньше, чем у нас.

Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня