Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
18 июня 2013 12:34

Графомания у власти

Владимир Новиков о «новом» думском гимне

4399

Они с непроницаемыми лицами этот текст прослушали. То есть не выслушали, а пропустили мимо ушей. Стояли и думали каждый о своем — скорее всего, о предстоящих летних каникулах. Или о том, как скрыть свои богатства.

Между тем строки, которые доносились до ушей депутатов, трудно воспринять нейтрально. Естественная на них реакция — смех. Или слезы.

Речь о литературно-музыкальном произведении, которое исполнил в Государственной думе Иосиф Кобзон. Музыка Александра Глазунова, слова Николая Соколова. Написано в 1906 году и называлось «Избранникам русского народа». Современниками воспринято как явная неудача и композитора, и стихотворца. В качестве гимна тогдашней Думы сочинение не состоялось и было забыто на сто с лишком лет, пока не понадобилось официозу для своего пиара.

Депутаты смолчали. Но народ не безмолствовал. И в прессе, и в блогах появилась ехидная и аргументированная критика. Разные мнения высказаны о мелодии гимна. Кто-то слышит в ней сходство со старой песней «Дойчланд, Дойчланд юбер аллес». Кто-то считает, что музычка недурна, но Кобзон своим исполнением испортил глазуновский «ля-мажор».

Посмотрим на качество стихотворного текста. Тут перед нами классический случай клинической графомании. И спорить с таким диагнозом может только беспринципный циник или, как сказал бы Булгаков, человек девственный. То есть невинный в литературном отношении.

Безвкусица шибает в нос с первых строк:

Вам, избранникам народа,

Русь челом бьёт до земли!

Вольной волюшки желанной

Вы нам знамя принесли.

Ударное слово «бьёт» поставлено там, где по ритму четырехстопного хорея должен быть безударный слог. Получается какофония. И по смыслу: «бить челом» — означает просить, а не кланяться в знак почтения и уважения. По логике парламентаризма избиратели делегируют депутатам полномочия, дают наказы. А не справятся — так и отозвать могут. Челобитье здесь решительно не при чем.

Далее идут довольно пустые призывы к «обновленью» и «жизни новой». Очень это похоже на нынешнее безответственное манипулирование словом «инновация»:

Долг священный, долг высокий

Шлёт вас Родина свершить —

Путь широкий обновленья

Ей открыть и освятить.


Знаньем, правдою засеять

Света ждавшие поля.

Да воспрянет к жизни новой

Днесь свободная земля!

Нет, это не «наивность». Автор образован, владеет славянизмами — вроде слова «днесь». Но вставляет его в строку так, что сразу видно: этому стихотворцу медведь на ухо сильно наступил.

В 1906 году русская поэзия переживала не худшие времена. И настоящие патриоты писали совсем иначе, открывая в самом слове «Русь» бездну музыки:

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

А. Блок

Николай Матвеевич Соколов — не из блоковской России. Писал много и плохо в разных жанрах. Работал цензором. Был нелюбим и прогрессистами, и консерваторами. Дважды был женат, причем первый брак оказался расторгнут «по причине нарушения мужем супружеской верности». Умер в 1908 году в возрасте сорока восьми лет, отравившись уксусной эссенцией.

Бесславная судьба графомана по натуре.

Графоманы — это люди, занимающиеся делом, к которому они природно неспособны. Понятие графомании в наше время расширяется, становится символом некомпетентости и профессиональной непригодности.

Вирусом графомании заражена наука. У нас сейчас началось преследование диссертантов-плагиаторов, а есть ведь еще и великое множество графоманских диссертаций, имитирующих научную форму и лишенных какого бы то ни было содержания. Свой вклад в эту графоманию вносят некоторые депутаты.

Существуют и графоманы от политики. Не стихи дурные пишут, а нелепые законопроекты. Непрерывно выступают с шумными, но бессмысленными инициативами. Например, выдвигают на первый план проблемы аномальной сексуальности в стране с деградирующей экономикой и бедствующим населением.

Скверный, неумный и бездарный человек Николай Матвеевич Соколов не смог соткать поэтическое знамя российского парламентаризма в 1906 году. Но ему неожиданно повезло в двадцать первом веке.

Автор — прозаик, критик, профессор МГУ

Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня