Они с непроницаемыми лицами этот текст прослушали. То есть не выслушали, а пропустили мимо ушей. Стояли и думали каждый о своем — скорее всего, о предстоящих летних каникулах. Или о том, как скрыть свои богатства.
Между тем строки, которые доносились до ушей депутатов, трудно воспринять нейтрально. Естественная на них реакция — смех. Или слезы.
Речь о литературно-музыкальном произведении, которое исполнил в Государственной думе Иосиф Кобзон. Музыка Александра Глазунова, слова Николая Соколова. Написано в 1906 году и называлось «Избранникам русского народа». Современниками воспринято как явная неудача и композитора, и стихотворца. В качестве гимна тогдашней Думы сочинение не состоялось и было забыто на сто с лишком лет, пока не понадобилось официозу для своего пиара.
Депутаты смолчали. Но народ не безмолствовал. И в прессе, и в блогах появилась ехидная и аргументированная критика. Разные мнения высказаны о мелодии гимна. Кто-то слышит в ней сходство со старой песней «Дойчланд, Дойчланд юбер аллес». Кто-то считает, что музычка недурна, но Кобзон своим исполнением испортил глазуновский «ля-мажор».
Посмотрим на качество стихотворного текста. Тут перед нами классический случай клинической графомании. И спорить с таким диагнозом может только беспринципный циник или, как сказал бы Булгаков, человек девственный. То есть невинный в литературном отношении.
Безвкусица шибает в нос с первых строк:
Вам, избранникам народа,
Русь челом бьёт до земли!
Вольной волюшки желанной
Вы нам знамя принесли.
Ударное слово «бьёт» поставлено там, где по ритму четырехстопного хорея должен быть безударный слог. Получается какофония. И по смыслу: «бить челом» — означает просить, а не кланяться в знак почтения и уважения. По логике парламентаризма избиратели делегируют депутатам полномочия, дают наказы. А не справятся — так и отозвать могут. Челобитье здесь решительно не при чем.
Далее идут довольно пустые призывы к «обновленью» и «жизни новой». Очень это похоже на нынешнее безответственное манипулирование словом «инновация»:
Долг священный, долг высокий
Шлёт вас Родина свершить —
Путь широкий обновленья
Ей открыть и освятить.
Знаньем, правдою засеять
Света ждавшие поля.
Да воспрянет к жизни новой
Днесь свободная земля!
Нет, это не «наивность». Автор образован, владеет славянизмами — вроде слова «днесь». Но вставляет его в строку так, что сразу видно: этому стихотворцу медведь на ухо сильно наступил.
В 1906 году русская поэзия переживала не худшие времена. И настоящие патриоты писали совсем иначе, открывая в самом слове «Русь» бездну музыки:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
А. Блок
Николай Матвеевич Соколов — не из блоковской России. Писал много и плохо в разных жанрах. Работал цензором. Был нелюбим и прогрессистами, и консерваторами. Дважды был женат, причем первый брак оказался расторгнут «по причине нарушения мужем супружеской верности». Умер в 1908 году в возрасте сорока восьми лет, отравившись уксусной эссенцией.
Бесславная судьба графомана по натуре.
Графоманы — это люди, занимающиеся делом, к которому они природно неспособны. Понятие графомании в наше время расширяется, становится символом некомпетентости и профессиональной непригодности.
Вирусом графомании заражена наука. У нас сейчас началось преследование диссертантов-плагиаторов, а есть ведь еще и великое множество графоманских диссертаций, имитирующих научную форму и лишенных какого бы то ни было содержания. Свой вклад в эту графоманию вносят некоторые депутаты.
Существуют и графоманы от политики. Не стихи дурные пишут, а нелепые законопроекты. Непрерывно выступают с шумными, но бессмысленными инициативами. Например, выдвигают на первый план проблемы аномальной сексуальности в стране с деградирующей экономикой и бедствующим населением.
Скверный, неумный и бездарный человек Николай Матвеевич Соколов не смог соткать поэтическое знамя российского парламентаризма в 1906 году. Но ему неожиданно повезло в двадцать первом веке.
Автор — прозаик, критик, профессор МГУ
Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости