18+
пятница, 26 мая
Общество

На подлодке «Нерпа» затевают евроремонт

Для восстановления печально известной субмарины просят миллиард рублей и даже больше

  
6

В понедельник, 6 апреля, губернатор Амурской области Виктор Ишаев неожиданно вспомнил об атомной субмарине «Нерпа». Напомним, 8 ноября прошлого года во время судовых испытаний в Японском море на АПЛ «Нерпа» произошла страшная авария, унесшая жизни 20 человек. В основном это были гражданские специалисты и создатели АПЛ — сотрудники Амурского судостроительного завода (АСЗ), судоремонтного завода «Восток» — владивостокского филиала АСЗ, где строилась «Нерпа», а также инженеры оборонных предприятий-разработчиков Москвы и Санкт-Петербурга.

Возвратившись из московской командировки глава области собрал пресс-конференцию и заявил, что Амурскому заводу для полного восстановления «Нерпы» после аварии понадобится больше миллиарда рублей. Правда, Ишаев пояснил:

— Эта сумма предварительная и нужна для того, чтобы вернуть АПЛ в рабочее исходное состояние.

И добавил:

— Минобороны РФ не собирается удерживать (с завода. — Авт.) эти деньги, оно идет навстречу, но там требуется совместная работа, чтобы каждую копеечку подтвердить.

Много это или мало?

Ответить на подобный вопрос нелегко, ввиду его засекреченности. Но можно предположить. Мы связались с известным подводником Игорем КУРДИНЫМ, капитаном первого ранга в отставке, ныне возглавляющим Клуб подводников Санкт-Петербурга и задали вопрос:

«СП»: — На восстановление «Нерпы» потребуется более миллиарда рублей, заявил Виктор Ишаев на пресс-конференции в Хабаровске. На ваш взгляд, эта цифра адекватна?

— Не уверен. Хотя я не специалист и не экономист, но мне кажется, на такие деньги можно построить еще одну подводную лодку. Думаю, это голословное заявление губернатора, они ничем не обоснованно.

«СП»: — Сколько может стоить строительство подобной лодки?

— Я вам сейчас назову точную цифру. Лет 10 назад я написал в соавторстве с американцами книгу, посвященную расследованию катастрофы АПЛ К-219, которой я командовал. Книга называется «Враждебные воды». Когда я собирал для нее материалы, будучи еще военным, командиром, то в одном архиве обнаружил акт, в котором была указана точная стоимость К-219 на тот момент (1987-й год). Так вот, стоимость субмарины была — 58 миллионов советских рублей, без учета спецоружия. В те годы, если помните, доллар официально в СССР стоил 87 копеек, хотя, я понимаю, что истинную его стоимость не знал никто.

«СП»: — К-219 и «Нерпа» лодки одного класса?

— К-219 — ракетный подводный крейсер, несший на борту 16 баллистических ракет, а «Нерпа» — многоцелевая лодка. По водоизмещению, вооружению они в целом сопоставимы.

Поэтому, думаю, что столь ответственным людям, как губернатор области, нужно ответственно называть цифры. Я только что разговаривал с человеком с НПО «Аврора», которое разрабатывало противопожарную систему ЛОХ для «Нерпы» и которая сработала на «Нерпе» несанкционированно, его реакция была очень удивленной: «Губернатор что — обалдел?»

Кстати, в прошлом году наш питерский Клуб подводников писал президенту заявку на получение грантов в один миллион рублей. Все было строго обоснованно, мы составили точную смету расходов и т. п. Конечно, можно было бы тоже сказать: дайте нам миллиард! Словом, прежде чем говорить, нужно думать и считать. Я уверен, смета ремонта подлодок — не губернаторское дело. Да, завод находится на территории Амурской области, ну и что? Губернатор говорит, что деньги требуются для возмещения урон, нанесенного аварией. Что это значит? Может, он хочет раздать деньги семьям погибших и пострадавших на «Нерпе»?

"СП": — Вряд ли. Губернатор дословно сказал: «Эта сумма предварительная и нужна для того, чтобы вернуть АПЛ в рабочее исходное состояние…». Но ведь пострадали только люди, а лодка никак не пострадала?

— Нет, она не пострадала, ее отсеки провентилировали и все. Возможно, нужно заменить аппаратуру, которая подвела? Но для замены всего ЛОХа миллиард — астрономическая сумма.

«Нерпа» стоит у пирса в Больших Камнях

Напомним, следствие установило, что люди погибли в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения «ЛОХ» (лодочная объемная химическая), которая пустила в отсеки лодки ядовитый фреон. В запуске ЛОХа обвиняют матроса-контрактника Дмитрия Гробова (УК часть 3 статья 109 УК РФ — причинение смерти по неосторожности двум или более лицам).

Руководство Амурского судостроительного завода кроме того винит поставщиков токсичного фреона, закачанного в систему пожаротушения. Кто-то неизвестный на две трети разбавил фреон ядовитым веществом — тетрахлорэтиленом, хотя должен был — малотоксичным тетрафтордибромэтаном.

Директор предприятия «Восток» — филиала АСЗ, находящегося в поселке Большой Камень близ Владивостока, Геннадий Багин сразу после аварии говорил журналистам, что этот ядовитый фреон для «Нерпы» закупили у неизвестного производителя через посредников.

Кроме того Багин заявил, что некоторые узлы ЛОХа требуют серьезной доработки.

— В частности, будет усовершенствован «Молибден» — большая общекорабельная система управления. В особенности — пульт, активирующий систему пожаротушения ЛОХ, — сказал Багин. — Пульты включения ЛОХ в каждом отсеке подлодки должны иметь надежные средства блокировки, проще говоря, «защиту от дураков»… А там была открытая сенсорная панель, без защиты, даже без традиционного стеклышка, которое надо разбить, прежде чем ввести необходимую для запуска ЛОХ комбинацию клавиш. А на Центральном пульте управления не видно, что кто-то в одном из отсеков экспериментирует с сенсорной панелью. Это конструкторская недоработка. Ее необходимо исправлять…

Называлась еще одна причина: разработчик пульта для «Нерпы» скончался за несколько месяцев до испытаний, и систему настраивали уже без него.

«Эти дурацкие кнопки нажимал матрос…»

— Задача любого расследования аварии — не столько в выявлении «стрелочника», сколько в выяснении ее причин и предотвращении будущих аварий, — уверен старый морской волк, председатель Питерского Клуба подводников Игорь Курдин. — Насколько мне известно, результаты расследования по «Нерпе» еще не оглашены и что-то говорить — преждевременно. Но та информация, которая мне известна, указывает все же на пресловутый человеческий фактор. На подлодке много чего есть для защиты от дурака, но абсолютной защиты от дурака быть не может в принципе. В данной аварии у каждого своя вина — от главкома, конструктора и до тех, кто находился в лодке во время аварии. Но на острие пирамиды всегда один человек. В данном случае — матрос, который допустил грубую и непростительную ошибку. Но ведь на борту находились люди, которые обязаны были контролировать матроса? Они не проконтролировали. В итоге — эти дурацкие кнопки нажимал матрос.

Индусы не отказываются от «Нерпы»

В настоящее время «Нерпа» пришвартована в приморском городке Большой Камень, где расположена испытательная база АСЗ — завод «Восток».

В конце февраля 2009 года начальник пресс-службы Амурского судостроительного завода Марина Радаева заявила, что ходовые испытания «Нерпы» могут начаться уже в марте и завершиться к концу этого года.

— Контрактные сроки по этой лодке очень жесткие, — сказала она. — Год сдачи корабля — конец 2010. Но руководство АСЗ выступило с инициативой ускорить работы и завершить их к концу 2009 года, чтобы, в каком-то смысле, реабилитироваться перед заказчиком.

Она добавила, что инициатива завершить испытания АПЛ к концу 2009 года обсуждаются и с индийской стороной, которой «Нерпа» будет передана в аренду. По словам Радаевой, специалисты оценивают состояние подлодки после аварии, а также обсуждают планы относительно продолжения испытаний субмарины в море.

В конце февраля на судоремонтном заводе «Восток» побывала индийская делегация, которая провела совещание с российскими специалистов и возложила цветы к могилам погибших заводчан.

Матрос Гробовой ушел в несознанку

В конце марта 2009 года руководитель Военного управления Следственного комитета при прокуратуре России генерал-лейтенант Александр Сорочкин сообщил журналистам, что большинство следственных действий по уголовному делу, связанному с гибелью 20 человек на «Нерпе», завершены.

— Как показала судмедэкспертиза, он вменяемый человек, характеризующийся излишней любознательностью, — сказал Сорочкин. — Причиной гибели людей на лодке стало несанкционированное срабатывание системы пожаротушения.

Обвинение предъявлено матросу Гробову, который, как считают следователи, несанкционированно привел в действие систему пожаротушения, так как решил посмотреть, как действует пункт управления. Но матрос отказывается давать показания.

В конце ноябре 2008 года, сразу после аварии, глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин заявил, что следственные органы, ведущие расследование по происшествию на АПЛ «Нерпа», не намерены «сваливать» вину на одного человека — подозреваемого в запуске системы пожаротушения матроса. Глава СКП подчеркнул, что следствие не отказывается рассматривать и другие версии, в числе которых он назвал и техническую неисправность.

На фото:

1. АПЛ с баллистическими ракетами Delta III (слева) и многоцелевая АПЛ Akula (справа) в бухте поселка Большой Камень под Владивостоком;

2. Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в поселке Большой Камень под Владивостоком.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня