Как заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, в 2014 году Россия намерена начать поставки вооружений в Киргизию. Сумма контракта оценивается в беспрецедентную для малочисленной армии этой страны сумму — более 1,1 миллиарда долларов. Впятеро меньше получит Таджикистан.
Возникновение межграничных конфликтов между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, как и недавнее решение Ташкента о выходе из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), дают основание предположить возможный скорый раскол Средней Азии. Ситуация может усугубиться после вывода международных коалиционных сил из Афганистана.
Впрочем, ситуация в регионе и сейчас не выглядит простой. Здесь вовсю идет процесс формирования блоков государств, ориентированных на разные мировые державы. США хотят видеть Узбекистан в качестве плацдарма для распространения своего влияния. Ташкент с каждым годом наращивает военную мощь. Вашингтон пообещал: после вывода американских войск из Афганистана Узбекистану должна достаться немалая часть их вооружения.
С другой стороны, усиливается противостояние между Узбекистаном и его соседями: Киргизией и Таджикистаном. Всего один эпизод из множества: на этой неделе Бишкек заявил, что узбекские пограничники убили четырех граждан Киргизии и еще троих ранили. Вице-премьер киргизского правительства Токон Мамытов даже предложил переселить жителей приграничных сел вглубь своей страны. В то же время Душанбе обвинил узбеков в краже из приграничных сел своих пяти пастухов, двух тысяч овец и более 40 коров.
К сожалению, приграничными конфликтами и обвинениями в краже скота противостояние с Узбекистаном не ограничивается. Ранее президент Узбекистана Ислам Каримов открыто заявил, что не исключает войны с Таджикистаном в случае, если последний не будет согласовывать с Ташкентом планы по строительству ГЭС. По подсчетам специалистов, Узбекистан в этом случае потеряет немалое количество водных ресурсов и значительную часть плодородных земель.
Не стоит забывать, что ранее Каримов принял решение о выходе его страны из ОДКБ, где она состояла вместе с другими среднеазиатскими республиками.
На этом фоне решение России о поставке оружия Таджикистану и Киргизии выглядит вполне логичным. Таджикистан должен получить вооружений на сумму около 200 миллионов долларов. Контракт с Киргизией оценивается, как уже сказано, в 1,1 миллиарда долларов. Сегодня армия этой страны насчитывает всего 15 тысяч человек. Сложно представить, какой степенью технической оснащенности будет обладать это маленькое войско после того, как наша страна отгрузит ему вертолеты, боевые машины пехоты, танки, артиллерийские системы, минометы и стрелковое оружие на целый миллиард!
Недавно правительство Киргизии окончательно решило выдворить со своей территории американскую военно-воздушную базу «Манас». Почти одновременно, в 2012 году, Россия договорилась о том, что срок пребывания подобной ее базы в киргизском городе Кант будет продлен до 2032 года. На этом фоне нормально выглядит списание Москвой долга Бишкеку на полмиллиарда долларов.
Кстати, вряд ли российскому бюджету придется тратиться на переоснащение киргизской армии. Несмотря на то, что сумма контракта в 1,1 млрд. долларов значительна, скорее всего, РФ осуществит киргизам поставки «из наличия». То есть, отгрузят законсервированную технику, давно стоящую на приколе по многочисленным базам хранения вооружений где-нибудь за Уралом.
Как говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, наши усилия не будут напрасными:
— Раскол между среднеазиатскими республиками очевиден. Он продолжается с самого момента распада Советского Союза и связан именно с геополитической ориентацией государств. Американская активность в Средней Азии была долгие годы односторонней: Россия вела себя там пассивно. Естественно, многие среднеазиатские республики переориентировались с Москвы на США.
Сейчас очень сложно возвращаться в регион. Речь идет о необходимости вытеснить США, которые туда уже зашли.
В настоящий момент мы видим, как за Киргизию разворачивается самая настоящая геополитическая битва. Мы чуть было не потеряли эту страну. И каждая попытка Москвы вернуть свое влияние заканчивалась очередной «цветной» революцией. Новый контракт на поставку оружия, списание долгов — это косвенная плата России за посулы киргизского руководства поставить точку в вопросе вывода американской военной базы «Манас» со своей территории. Нам остается сейчас только уповать на политическую волю президента Киргизии в деле выдворения американцев.
Необходимо отодвинуть США на юг, подальше от наших границ. Чем дальше американские базы будут от наших границ, тем спокойней. Поэтому вопрос о восстановлении нашего влияния в Киргизии совсем не праздный.
«СП»: — Есть ли возможность сгладить имеющиеся противоречия между среднеазиатскими государствами и вернуть республики в орбиту нашего влияния?
— Проблемы с экономикой и безопасностью возникают у тех стран, которые становятся союзниками США. Те республики, которые выбирают в качестве главного партнера Россию, могут обеспечить себе и безопасность, и относительную экономическую стабильность.
США наращивает свое влияние в мире традиционным инструментарием: через дестабилизацию обстановки. Поэтому республики, которые хотят сотрудничать с Америкой, должны быть готовы к любым сценариям.
На мой взгляд, ситуация на постсоветском пространстве наладится, когда все бывшие республики вернутся в орбиту влияния России. Да, суверенитет режимов в этих странах уже сложился. Но речь идет больше о синхронизации усилий по выстраиванию стабильной обстановки. В наших республиках должны понять, что только евразийский проект обеспечит им нормальное существование. А вот атлантический проект им ничего не даст кроме хаоса.
Если Россия сможет вернуть влияние в Средней Азии, то для нашей страны откроется возможность двинуться дальше на юг с целью складывания новых союзов и блоков, к построению многополярного мира.
Востоковед Дмитрий Верхотуров считает конфликт между среднеазиатскими республиками маловероятным, так как Узбекистан вряд ли захочет тесно сотрудничать с Америкой :
— В нынешней ситуации нам остается только наращивать мощь армий государств Средней Азии в рамках ОДКБ. Это будет необходимо после вывода коалиционных войск из Афганистана. Возможно, надо будет оказывать военную помощь и армии афганцев. Что касается суммы контракта на поставку вооружений в Киргизию, то она выглядит очень большой. Киргизская армия небольшая, сложно представить, как ее можно вооружить на миллиард долларов. Раньше таких крупных поставок оружия в регион не было, обычно исчислялись суммой в 200−300 миллионов долларов.
«СП»: — Насколько вероятно, что Средняя Азия расколется по принципу геополитических ориентиров?
— Узбекистан не согласен с той ролью, которую ему хотят предоставить США. Америка хочет видеть это государство гарантом стабильности в Афганистане, готова даже предоставить оружие. Но Ислам Каримов не принял такое предложение. После него он поехал в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Быть гарантом безопасности в Афганистане очень сложно. Это большие затраты и большие риски, возможные людские потери. Поэтому считаю противостояние среднеазиатских республик маловероятным. Вообще, трудно говорить о расколе региона. Речь больше о некоторых нюансах во взаимоотношениях среднеазиатских государств с Россией или США.
«СП»: — Некоторые эксперты видят причины отказа Каримова от тесного сотрудничества с США в том, что они поддерживают радикальных исламистов, с которыми в Узбекистане ведут жесткую борьбу.
— Это не так. Дело в том, что вся внешняя политика Каримова построена на торге. Это касается и американцев, и европейцев, и россиян. Он торговался и будет торговаться. Это не хорошо, не плохо — это просто реальность.
«СП»: — Недавно Каримов открыто сказал о возможной войне, если Таджикистан не будет согласовывать с Узбекистаном строительство ГЭС и уровень воды в Амударье понизится.
— Узбекистану надо вспомнить время, когда проблема решалась просто и мирно. Была договоренность, и Узбекистан поставлял Таджикистану газ, а взамен получал воду и электроэнергию. Но в Ташкенте потом от этого отказались. Там захотели «живых» денег за газ. Теперь встает вопрос, что им, видите ли, нужна вода… При этом никакие интересы Таджикистана в расчет не берутся. Ситуацию можно воспринимать как нагнетание обстановки в чистом виде.
«СП»: — Нагнетание обстановки могут использовать в своих интересах американцы?
— Вряд ли. Американцы сейчас заняты другим: им бы из Афганистана выбраться без серьезных потерь.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин