Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
16 июля 2013 10:57

На дне

Что искал Владимир Путин в пучине Финского залива?

13431

Президент России в понедельник ушел на дно. В прямом смысле! В течение получаса пребывал Владимир Путин в Финском заливе на глубине 60 метров. Там, где вот уже 144 года покоятся останки отечественного парусного фрегата «Олег».

Погружение главы государства проходило в режиме строгой секретности. До вечера понедельника о готовящемся покорении им глубин не было даже намека. А о том, что близ острова Гогланд «что-то намечается», можно было лишь догадываться. Например, по кружившим над ним с конца прошлой недели вертолетам. Да военным кораблям, вставшим недалеко на рейде. Как теперь говорят жители Кронштадта, откуда и пришли корабли, «все у нас забеспокоились — уж не конфликт ли какой с соседями из Суоми? В мире сейчас так неспокойно!»…

Сам Гогланд, расположенный практически на границе с Финляндией (40 км от финского города Котка и 180 км от Петербурга), в это лето облюбовали молодые археологи из экспедиции Русского географического общества (РГО). Как раз к ним, как выяснилось, и прибыл Владимир Путин. Не так давно глава государства, возглавляющий также Попечительский совет РГО, вручил грант на реализацию совместного проекта Географического общества и Института истории материальной культуры РАН «Морская слава России».

Главная цель проекта — поиск затонувших кораблей. Как удалось понять, речь идет в основном о старинных кораблях. Увлеченные этим делом люди говорят, что дело стоящее: немало артефактов и много драгоценностей хранят лежащие на дне фрегаты, каравеллы, бригантины, шхуны. Никто, правда, их не видел, это в основном предположения, но все-таки…

В общем, грант выдан, экспедиция организована, президент решил проконтролировать ход работ — такова основная версия понедельничной поездки В.В.Путина на Гогланд. Зачем понадобилось ещё и на дно морское спускаться?.. Для этого, к слову, на остров оперативно был доставлен новый подводный аппарат «Си-эксплорер-5». В него и спустился Владимир Владимирович, радостно махнув рукой окружающим — мол, не волнуйтесь, нагуляюсь, вернусь!

Вернулся очень довольным. Рассказал ожидавшим на причале, что в деталях рассмотрел старый фрегат, «он лежит на правом боку, действительно, состояние его отличное, очень хорошо читается название корабля». Поинтересовался у членов полевой экспедиции: «Будете поднимать?». В ответ услышал: вряд ли, он может от старости просто рассыпаться при подъеме, а вот его части, содержимое его трюмов, в частности, фарфоровую посуду, произведенную на знаменитом Корниловском заводе, и резную мебель постепенно из воды достаём. Со временем их планируется передать в музеи.

Тут впору задаться вопросом: если с кораблем всё уже понятно, и выяснить это председателю Попечительского совета РГО можно было, наверное, не выходя из своего кремлевского кабинета, зачем тогда он приезжал на Гогланд? С какой целью погружался на большую глубину у скального острова, заставив сотни людей в течение нескольких дней круглосуточно «мониторить» в целях безопасности акваторию, сам остров, площадью 21 кв. км, и даже морское дно в районе затонувшего «Олега»?

Зачем вообще он, руководитель большой и очень непростой страны, регулярно куда-то погружается, на чем-то взлетает, устраивает автогонки по пересеченной местности?

«Такое впечатление, — ответил Радомир Аникин, капитан 1-го ранга в отставке, не одно десятилетие отслуживший на Северном флоте, — что у гаранта нашей Конституции нет других дел кроме как знакомства с программой Географического общества».

Его коллега — подводник Георгий Майзулин с Балтфлота, был ещё более краток: «С нетерпением жду от президента свежих амфор!» (намек на плавание Путина с аквалангом в Таманском заливе в 2011 году, результатом которого стали две старинные амфоры, чудесным образом найденные президентом на сто раз изученном исследователями дне залива).

─ Лично у меня такое ощущение, что господину Путину очень хочется войти в историю незаурядной масштабной личностью, — сказал «СП» Андрей Дмитриев, лидер петербургского отделения «Другой России». — Для этого он пытается показать себя и сильным, и смелым, этаким Джеймсом Бондом от политики. Вспоминаю его натренированный торс во время путешествия в Туву несколько лет назад. Пресс-служба президента без устали вбрасывала соответствующие фото и видеоролики в интернет и на страницы правительственных СМИ. И что — лучше жить от этого стали тувинцы? Все проблемы их сразу разрешились?

«СП»: — Демонстрация крепкого здоровья главы государства в принципе имеет определенное значение в нашем неспокойном мире. Особенно если вспомнить предшественника Путина на этом посту, советских лидеров 80-х годов прошлого века…

─ Мы в «Другой России» сравниваем с сильными лидерами. К числу которых относим в первую очередь Иосифа Сталина. Он за всю свою жизнь за границей бывал считанное число раз. К спорту был, скажем так, спокоен. Не отличался статностью и силой. Авторитет же его в собственной стране и во всем мире был безусловный. Я не говорю сейчас о репрессиях, это другая тема. Я о том, что не такие вот показательные заплывы и полеты делают лидеру имя. А то, как живут люди в его стране, о чем мечтают, какие у них проблемы, численность этих проблем. От того, что Путин посидел как-то за штурвалом реактивного самолета или погрузился на дно Байкала, его авторитет точно не вырос. Не работает это!

Схожая точка зрения у профессионального социолога, научного сотрудника Петербургского социологического института РАН Якова Костюковского.

─ На протяжении многих лет нашей страной руководили весьма пожилые и очень нездоровые люди, — говорит Яков Викторович. — Исключение разве что Михаил Горбачев, но он и недолго был у власти по сравнению с Ельциным, с тем же Путиным. На их фоне Владимир Путин просто Геракл! В свои «немного за 60» он демонстрирует прекрасную спортивную форму, крепкое здоровье. Похвально! Есть чему позавидовать рядовому российскому мужчине.

С другой стороны, все эти экстремальные для непрофессионала полеты и погружения не могут не вызвать удивления. Как социолог-психолог я вижу в этой страсти проявление некой психологической компенсаторности. Кем был наш президент до вхождения во власть? Разведчиком. Работа эта связана с немалым риском, при этом участвовать в погонях, перестрелках, смене места жительства не приходилось. Напротив, служба во внешней разведке требовала от него полного спокойствия, по крайней мере, визуального. Вот и накопилось, видимо, с избытком адреналина!

«СП»: — В вашем институте проводились ли какие-либо исследования, опросы — что думают люди о пристрастии главы государства к рискованным затеям?

─ Официальных опросов и исследований не было. Но я общался на эту тему со многими коллегами и знакомыми. Девяносто девять процентов из них откровенно смеются. Кто-то не на шутку встревожен: а вдруг грохнется наш президент с мотодельтоплана, или батискаф с ним не всплывет — что тогда? Техника ведь непредсказуема, никакой секьюрити не спасет. Получается, демонстрируя свою крутость, руководитель страны о самой стране особенно не думает? К чему этот риск, что и кому он хочет им доказать — непонятно.

Категоричен и как принято у моряков, прям, в своей точке зрения писатель-маринист Александр Покровский:

─ По поводу очередного путинского погружения мои друзья-подводники шутят: ну, сейчас он найдет там сокровища… Вообще, мероприятие это дорогое — несколько вертолетов все время летают над местом, где находится батискаф с президентом на борту, и продолжается это не те полчаса, что он любуется фрегатом, а как минимум, я слышал, неделю. Обеспечивают и боевые корабли — это тоже деньги. Большие. Даже очень-очень большие.

Не хватает В. В. П. адреналина? Наверное. Тянет под воду? Ну, так на подводной лодке можно сходить в «автономку» — 90 суток сплошного адреналина.

Что это решает? Ничего. Насколько важно? То, что нашли фрегат «Олег» — здорово. Но это вопрос специалистов — чего ж перебивать у них хлеб?

Важно, чтоб об этом все говорили, обсуждали? Может быть. Отвлечение от проблем? И это, видимо, тоже.

Справка «СП»

Парусно-винтовой фрегат «Олег» — один из самых больших (и, в сущности, последних) образцов российского парусного кораблестроения. На этой серии фрегатов закончилась эпоха деревянных парусников с заряжающимися из ствола орудиями. В 1869 году при выполнении сложных маневров «Олег» столкнулся с другим кораблем и затонул между островами Гогланд и Соммерс на глубине около 60 метров. Десять лет назад его обнаружили исследователи Русского географического общества.

Фото: сайт Президента России

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Всеволод Шимов

Политолог

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня