
Алексей Навальный и Петр Офицеров признаны виновнымы в хищении путем растраты по нашумевшему делу «Кировлеса». 18 июня судья Блинов Ленинского райсуда города Кирова определил меру наказания Навальному в виде пяти лет лишения свободы в колонии общего режима, Офицерова — приговорили к четырем годам. Приговор может поставить крест на легальной политической карьере Навального. В соответствии с российским законодательством, он не сможет не только принять участие в выборах мэра Москвы, на которых накануне суда был зарегистрирован в качестве кандидата, но и не будет иметь возможности вообще баллотироваться куда-либо из-за тяжести совершенного преступления. Хотя решение Ленинского районного суда города Кирова пока нельзя назвать окончательным. Адвокаты Навального и Офицерова намерены обжаловать приговор в вышестоящих судебных инстанциях, не исключая и Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Но против Навального возбуждены еще уголовные дела по поводу хищений в «Ив Роше Восток» и Межрегиональной процессинговой компании.
Перед тем, как на Навального надели наручники, он успел написать в Twitter «Ладно. Вы тут не скучайте без меня. А главное — не бездельничайте, жаба сама себя с нефтяной трубы не скинет».
Дело о хищениях в «Кировлесе», напомним, тянется с конца 2010 года. По версии следствия, Навальный, будучи советником губернатора Кировской области, с мая по сентябрь 2009 года в сговоре с директором ООО «Вятская Лесная компания» (ВЛК) Петром Офицеровым похитил у Кировского областного государственного унитарного предприятия (КОГУП) «Кировлес» до 10 тысяч кубометров лесопродукции. Бюджету Кировской области был нанесен ущерб в размере 16 миллионов рублей.
Самое интересное, что расследование прекращалось самими следственными органами трижды за отсутствием состава преступления. Но всякий раз возобновлялось по настоянию центрального аппарата Следственного комитета. В первый раз дело было прекращено через полтора месяца после начала следствия, в феврале 2011 года. В следующий раз дело было закрыто в марте 2011-го после дополнительной проверки, инициированной из Москвы. Однако через два месяца следствие возобновилось. Но в апреле 2012 года управлением Следственного комитета по Кировской области дело было закрыто. Однако 29 мая того же года официальный представитель СК Владимир Маркин сообщил, что постановление о прекращении дела против Навального отменено. Вскоре с оппозиционера взяли подписку о невыезде. Многие наблюдатели в настойчивости центрального аппарата СК видят месть главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Навальный неоднократно писал в интернете о якобы имеющихся у Бастрыкина крупной собственности и бизнесе за рубежом.
Навальный и Офицеров своей вины не признали и постоянно заявляли о политической подоплеке уголовного преследования. Но бывший глава «Кировлеса» Вячеслав Опалев пошел на сделку со следствием и признал свою вину. В итоге он был приговорен к 4 годам условно. А вот отрицавшие свою причастность к делу Навальный и Офицеров ближайшие годы должны будут провести в колонии.
Процесс против Навального вызвал широкий общественный резонанс. Накануне приговора оппозиционер опубликовал пост в своем блоге, в котором написал, что готов к любому решению суда и призвал своих сторонников ничего не бояться и продолжать борьбу. «Ну кого они там могут посадить? Ну 20 человек, ну 50. Ну 100, если сильно постараются. Вот и весь страшенный потенциал. Понятное дело, что довольно неприятно оказаться среди этих 20−50−100, но всякое в жизни случается. Бывает, на людей и рояли падают», — обнадежил своих соратников Навальный.
На вечер 18 июля на Манежной площади в Москве намечен «народный сход» в поддержку Навального. Накануне вечером площадь была перекрыта под видом ремонтных работ. Тем не менее, в Интернете раздаются призывы в любом случае выйти в центр столицы. По мнению некоторых блогеров, заключение Навального может стать серьезным фактором современной политики.
Комментируя заключение Навального под стражу, председатель Мосгоризбиркома (МГИК) Валентин Горбунов, заявил «Интрефаксу», что тот, несмотря на вынесение обвинительного приговора, остается зарегистрированным кандидатом в мэры столицы.
Он не исключил, что Навальный примет участие в досрочных выборах мэра 8 сентября, поскольку приговор может не вступить в законную силу до единого дня голосования. По его словам, районный суд «может писать приговор 10 дней».
Горбунов рассказал, что только в случае, если областной суд оставит без изменения решение нижестоящей инстанции, приговор вступит в законную силу.
Вместе с тем он подчеркнул, что по законодательству за пять дней до дня голосования избирком не может снять кандидата с выборов.
В то же время глава предвыборного штаба оппозиционера Леонид Волков сообщил РИА «Новости», что кандидатура Навального, по предварительному решению, будет снята с выборов.
— Путин подписал себе политический приговор, — считает ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский. — По вопросу о «деле Навального» в политическом истеблишменте существует серьезный раскол. Что подтверждается высказываниями первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина или председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. В свете осуждения Алексея Навального на реальный срок они звучат очень странно и подтверждают существование элитного раскола. Целый ряд фигур явно дистанцируются от Путина. Посадка Навального только усугубит сложившуюся ситуацию. Если Владимир Путин санкционировал такое развитие событий, это является большой глупостью, которая наносит удар по его позициям. Это может ускорить его падение.
Другой политический деятель, кандидат на пост главы Подмосковья Геннадий Гудков, заявил «СП», что весь судебный процесс над Алексеем Навальным напоминал политическое судилище. Гудков высказал опасение, что взятие Навального под стражу прямо в зале суда чревато резким обострением политической ситуации. По его словам, до недавнего времени он питал надежду на адекватность властей. «Честно говоря, я до последнего полагал, что Навальному будет предоставлена отсрочка в случае принятия решения о заключении под стражу, либо условный приговор». Если бы власть приняла решение просто оштрафовать Навального или дала условный срок, это позволило бы снизить напряженность. Сегодня все СМИ и блогосфера только и говорят о «деле Навального» как о главном политическом событии. По сути дела оно определяет характер развития политической ситуации в России на ближайшие несколько лет. Дело не в Навальном. Существует т.н. «эффект суммации». Это когда накапливается чрезмерное раздражение на подсознательном уровне.
Обвинительный приговор известному оппозиционеру может стать «последней каплей» в чаше народного недовольства. Геннадий Гудков считает, что потеря властями политической адекватности представляет угрозу для страны. В такой ситуации может произойти все, что угодно. Включая гражданские волнения. Революция 1917 года тоже вызревала на протяжении длительного периода. По словам кандидата на пост губернатора Подмосковья, «мы шли с Навальным в тандеме, решение о нашем допуске к выборам принималось в Кремле». По мнению экс-депутата Госдумы власти делают все для того, чтобы Навальный стал «вторым Ельциным». Несмотря на то, что Навальный — талантливый человек, львиная доля его лидерского ореола в оппозиции — это заслуга самих властей. Превративших политика чуть ли не в «икону протестного движения».
Директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий также полагает, что приговор Навальному только усугубит положение власти:
— Она действует крайне опрометчиво. Запугать приговором оппозицию нельзя, можно только раздразнить. Но власть пытается отомстить за свое чувство отчаяния и страха, которые испытали некоторые чиновники в течение нескольких месяцев после событий в декабре 2011 года.
В этом судебном процессе я вижу очень сильный эмоциональный момент, который не может быть объяснен политическим расчетом. Здесь можно видеть чисто психологический аспект.
«СП»: — Суд был открытым для общественности. Кто-то считает вину Навального доказанной.
— Что касается самого уголовного дела, то комментировать его сложно. В истории с российскими судами вообще нельзя давать оценки, потому что в нашей реальности можно в равной степени обвинить и суд в предвзятости, и многих крупных политиков в хищениях.
«СП»: — Повлияет ли приговор Навальному на политический процесс?
— Сейчас мы видим нарастание протеста. Причем это можно наблюдать и в провинции, и в столице. Даже в среде тех, кто ранее подозрительно или негативно относились к Болотной. Процесс Навального дает либеральной оппозиции возможность опять оказаться в тренде.
Для власти самое опасное, если социальный протест соединится с либеральным протестом в столицах, и они будут не противостоять друг другу, а подпитывать один другой. До сих пор власти удавалось избежать этой угрозы. Сейчас мы видим хронологическое совпадение повышения тарифов ЖКХ, разгрома Академии наук, массовых увольнений вследствие вступления России в ВТО. Репрессии против оппозиции дают либеральной оппозиции обрести второе дыхание, возможность опереться на массовое недовольство.
«СП»: — Некоторые в интернете пишут о спаде протеста…
— Я не думаю, что всё обойдется. Общество дошло до такой точки, что остановить протест невозможно. Но думать, что сейчас в один момент всё взлетит на воздух и взорвется Кремль, тоже очень наивно. Однако в течение лета и осени будут приходить новости о нарастании протеста. Акции станут более массовыми и агрессивными.
Соратник Алексея Навального по оппозиционному движению, писатель Дмитрий Быков полагает, что судебный вердикт в отношении известного политического деятеля является показателем огромного страха перед Навальным и его единомышленниками. Потому что с несерьезным противником так не поступают.
«СП»: — То есть разговоры о том, что Навальный не пользуется поддержкой широких слоев, несостоятельны?
— Именно так. Власть, таким образом, сама опровергла спекуляции на тему о том, что «Навальный — это кукольная фигура, которая прошла свой пик популярности». Эти тезисы разбиваются о совершенно абсурдный с рациональной точки зрения приговор. Он явно продиктован паническим ужасом перед личностью этого человека.
«СП»: — Так или иначе, правящему классу удалось нейтрализовать Навального на поле легальной публичной политики.
— Я бы не торопился с выводами. Популярность Навального в ближайшее время (до завершения обжалования приговора) вырастет в разы. Любой конспиролог сказал бы, что Кремль уже определил этого политика в качестве единственного преемника. Во всяком случае, для его раскрутки власти делают больше, чем для всех остальных вместе взятых. Я не занимаюсь гаданием «на кофейной гуще», но судя по реакции властей шансы Навального на предстоящих выборах мэра Москвы исключительно высоки. Повторюсь, по отношению к несерьезному противнику такой сценарий с очевидным пристрастным приговором разыгрывать не будут. Значит, Навальный пугает нашу правящую элиту гораздо больше, чем мы думали.
Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский заявил, что дело «Кировлеса» «не стоит выеденного яйца». С другой стороны, его исход был совершенно предсказуем. «Мои многочисленные друзья знают, что именно такой прогноз насчет 5 лет тюрьмы я и делал. С одной стороны Владимир Путин считает, что любой человек, который системно критикует его за коррупцию в ближайшем окружении, сам должен быть кристально чист. А если это не так, то это должно быть ему явно продемонстрировано. Во-вторых, сама логика работы следственных органов, прокуратуры и суда не изменилась со сталинских времен. Если человеку предъявлено обвинение, то он должен сесть. Нельзя допустить, чтобы человек взошел на ступени суда и сказал, что его не смогли посадить».
«СП»: — Какие еще цели преследует этот вердикт?
— Я считаю, что он противоречит объективным интересам власти. Власти было выгоднее оправдать Навального или дать ему условный срок. Но в данном случае субъективное важнее объективного. Органы обязаны были «дожать» эту историю и они это сделали «по-пацански». Это оказалось важнее конкретных политических интересов.
«СП»: — Насколько вырастет политический потенциал Навального после этого решения?
— Надеюсь, что Навальный не станет «вторым Ельциным». Поскольку именно Ельцин породил ту политическую систему, в которой мы живем. Где есть возможность посадить Навального без каких-бы то ни было внятных причин к тому. Что касается «второго Ходорковского», то он может им стать. Но может стать и «вторым Манделой». В том случае, если его потенциал будет полностью раскрыт. Весьма символично, что его арестовали в день 95-летия Нельсона Манделы. Тут уже все зависит от самого Навального и от того, насколько тот окажется стойким в тюрьме.
Член Координационного совета оппозиции от русского национального движения Константин Крылов напоминает, что в ходе «болотного процесса» Навальный еще не был ярко выраженным лидером. Хотя бы потому, что на самых первых митингах его не было (он тогда сидел за проведение акции на Чистых прудах). Сейчас идет т.н. «патореакция». Не было случаев в истории, когда после оппозиционных выступлений она бы не шла. Власть начинает мстить за свой страх, закручивать гайки и показывать свою силу.
«СП»: — Это можно считать рациональной реакцией?
— Она одновременно рациональная и иррациональная. С одной стороны, власть понимает, что она должна показывать свою силу, а не растерянность. С другой — довольно большую роль здесь играют обычные человеческие чувства. Например, желание отомстить. У нас в руководстве сейчас самый худший вариант. Не харизматическая, а бывшая харизматическая личность. Если бы у власти с самого начала находился непопулярный диктатор, он научился бы с этим жить. У Путина ситуация хуже. Он знает, что его когда-то любили, а потом разлюбили. Это ужасное эмоциональное переживание, которое на него, конечно же давит.
«СП»: — Какими будут последствия процесса Навального?
— Дав реальный срок Навальному, Россия оказывается в определенной категории стран, где главный оппозиционер сидит. Это напоминает ЮАР времен Манделы. Такая ситуация для власти крайне нежелательна. При этом посадка означает, что вся оппозиция начинает вертеться вокруг фигуры Навального. К нему обращены все надежды, а он в тюрьме. В свое время была удачная посадка Ходорковского и, видимо, этот прием показался нашей власти беспроигрышным. Но Навальный — это совсем не Ходорковский.
Депутат Госдумы от фракции КПРФ Анатолий Локоть не ожидает, что жесткий судебный вердикт по делу Навального приведет к политическим потрясениям. В целом исход этого процесса был логически предрешен заранее. «Как депутат я представляю Новосибирскую область. Для местных жителей история с Навальным происходит где-то далеко и ее нюансы не очень понятны». По мнению политика, Болотная выдохлась. Если и будет поднята шумиха, то больше в блогосфере и СМИ. Участие Навального в московской избирательной кампании более любопытно. Особенно поведение Собянина, который делится голосами муниципальных депутатов. Это популистский шаг, призванный заручиться поддержкой либерально настроенной части московского электората.
«СП»: — Многие эксперты недоумевают, зачем властям потребовалось окружать Навального «ореолом мученика». У вас есть ответ на этот вопрос?
— Действительно, на Руси издавна любили и ценили мучеников. Но с либеральной стороны Навальный, если и «мученик», то уже № 2. Первый давно сидит. Хотя в отличие от ситуации с Ходорковским политическая подоплека этого дела более очевидна. С другой стороны, Навальный, по моему мнению, на мученика не тянет. Есть информация о том, что это, скорее, «продукт противоборства» разных кланов и «кремлевских башен».
Во время стихийных выступлений в Москве в четверг вечером, стало известно, что гособвинение обжаловало арест Алексея Навального и Петра Офицерова как необоснованный. Генпрокуратура заявила, что до вступления приговора в силу оппозиционер может находиться под подпиской о невыезде. Апелляция назначена на пятницу, 19 июля. Об этом сообщило агентство ИТАР-ТАСС.
Фото: Илья Питалев/ РИА Новости