С 1 августа вступает в силу «антипиратский закон», который даёт возможность для запрета любых неугодных ресурсов. С этого дня для блокировки сайта будет достаточно того факта, что на нём оказалась ссылка на «незаконный» ресурс. Даже в том случае, если эта ссылка находилась всего лишь в чьём-либо комментарии на форуме.
Официальной причиной для спешного принятия закона была апелляция к необходимости поднять национальное искусство, которому, дескать, крайне мешает высокий уровень пиратства в стране. До сих пор владельцы сайта должны были удалять нелегальные копии фильмов или музыкальных композиций добровольно либо по решению суда. При этом фактически известно только о двух таких судебных исках, и оба были возбуждены против социальной сети «ВКонтакте». Если ВГТРК иск по поводу двух своих фильмов проиграла, то музыкальная компания Gala Records аналогичный иск выиграла.
По новому закону, продюсерам ничего не надо доказывать через суд и заставлять интернет-компании удалять ссылки. Теперь вся эта головная боль ложится на самих провайдеров, которые вынуждены будут постоянно внимательно мониторить свой сайт, включая форумы. Если там появится нежелательнй контент, то Роскомнадзор может заблокировать весь ресурс как минимум на 15 дней. Понятно, что этим открывается простор для атаки со стороны недобросовестных конкурентов. Им будет достаточно подбросить нехорошую ссылочку на «недружественный» сайт, и конкурент будет иметь очень серьёзную головную боль перед Роскомнадзором и паралич сайта минимум на полмесяца, что сулит ему немалые убытки.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Google» Россия Марина Жунич считает: «Помимо того, что закон создаёт почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных конкурентов-заявителей и не даёт права другой стороне оспорить предъявленные обвинения, он устанавливает технически невыполнимые требования. Провайдеры должны обнаружить контрафакт на ресурсе, имея в распоряжении один лишь сетевой адрес, на котором могут находиться сотни и тысячи сайтов и страниц».
Против законопроекта, вводящего цензуру в интернете, выступили такие корифеи Сети, как Mail.ru Group, Яндекс, «Афиша-Рамблер-СУП», Google Россия, OZON.RU, Wikipedia. Правообладатели уже составили «чёрный список» пиратских сайтов и передали его в Роскомнадзор. После 1 августа эти ресурсы станут первыми в очередь на блокировку. В списке оказался и крупнейший торрент Rutracker, и социальная сеть «ВКонтакте».
"Пиратская партия России", поддержанная левыми внесистемными организациями «Левый Фронт» и «Российское социалистическое движение», организовала 28 июля митинг протеста под музыку «Декларации независимости Киберпространства». Выступления перемежались мини-концертами. Символично, что митинг состоялся у скульптурной композиции в честь революционеров 1905 года. Новый «антипиратский» закон вызвал настоящую протестную революцию в среде айтишников и просто современной молодёжи.
Исполнительный директор «Ассоциации интернет-издателей» Владимир Харитонов заявил: «Этот закон вовсе не про кинематографистов, музыкантов или писателей. Он написан для тех, кто скупил права у авторов и будут продавать их в розницу. Первыми жертвами закона станут социальные сети и файлохранилища. Дал ссылку — в бан. Дал ссылку на ссылку — в бан. Закон — вовсе не про авторское право, он про свободу».
Лидер «Пиратской партии России» Павел Рассудов призвал пользователей интернета не покупать медиаконтент и не ходить в кинотеатры. По его словам, около 2000 сайтов в знак протеста выключат свои серверы 1 августа. В беседе с корреспондентом «СП» Рассудов отметил, что противники закона уже собрали на сайте Российской общественной инициативы около 50 тысяч подписей за его отмену. Как известно, органы федеральной власти будут обязаны рассмотреть предложение в том случае, если петиция наберёт 100 тысяч подписей.
«СП»: — Почему именно сейчас возникла потребность в «антипиратском» законе?
— Потребность в регулировании интернета возникла после арабской весны и протестной зимы 2011 года, когда люди организовывались с помощью социальных сетей, координировали свои действия. Это напугало власти России, и появился закон о блокировке сайтов под предлогом защиты детей от вредной информации. Теперь список информации, за которую будут блокировать сайты, будет только увеличиваться — видео, тексты, фото, аудио, программы. Власть не понимает, что причина революций — не в интернете. Винить твиттер в революции — все равно, что утверждать, что революцию 1917 года организовал телеграф. Причины революций — в несменяемости власти и неудовлетворённостью уровнем жизни.
«СП»: — Какие вы видите опасности для интернет-сообщества в связи с его вступлением в силу?
— Любые блокировки сайтов без разбирательства в суде, а только по подозрению в нарушении авторских прав суть скрытая цензура. Теперь преступными будут даже ссылки на «пиратские сайты». Сначала заблокируют сайт, на котором есть фильм, потом сайт, на котором есть ссылка на сайт, а затем все сайты, которые ссылались на этот сайт. Если включать этот механизм по полной — это реальная угроза связанности всего интернета. А если нет, значит, это будет выборочное отстреливание неугодных сайтов.
«СП»: — Власть говорит, что закон нужен для защиты творческой интеллигенции, которую, дескать, пираты обрекают на нищету. Что вы можете возразить по этому поводу?
— Данный закон не предполагает бюджетной нагрузки, в законе об этом прямо говорится. Это значит, что на культуру не будет потрачено ни единого рубля. Нельзя заниматься «культуркой», не тратя на это денег. Поэтому этот закон с точки зрения поддержки отечественной культуры — чистой воды пиар. Если хотели бы развивать тот же отечественный кинематограф — надо было бы, например, строить в маленьких городах кинотеатры.
«СП»: — Будет ли реально работать «антипиратский» закон?
— Начнётся лишь хаотическое выключение сайтов. Вместе с нарушителями будут блокироваться невиновные сайты, которые находятся на том же IP-шнике. При этом сайты, которые намерены нарушать авторские права, продолжат это делать, они уже закупили большое количество доменов и станут быстро менять IP-адреса.
«СП»: — Реальна ли опасность того, что этот закон позволит закрывать оппозиционные политические сайты, ведь достаточно будет поставить на форум коммент с торрентом, чтобы создать для этого легальный повод?
— Да, такая опасность существует. Например, я недавно видел сайт-форум, посвященный разоблачению магов, колдунов и прочих шарлатанов, который был полностью забит детским порно и продажей наркотиков. Для меня очевидно, что таким образом шаманы просто хотят по закону о защите детей от вредной инфы заблокировать сайт, который им не угоден. Таким же образом может быть использован и новый антипиратский закон.
То же опасение, выступая на митинге, высказал и активист «Левого Фронта» Александр Шубин:
— Совсем не случайно, что одновременно с интернетом под ударом оказались академические институты, идёт восстановление монархической символики, клерикализация, судебный произвол против борцов за гражданские права. Почему Госдума напала и на Википедию, и на учёных? Потому что идёт наступление на интеллект России. Правящая каста мечтает об архаических временах, когда холопы кланяются вслед проезжающему барину, а не ругаются, заслышав его мигалку.
«СП»: — То есть вы видите политическую подоплёку в принятии данного закона?
— Конечно, ведь интернет-пользователи не молятся на священное право частной собственности. Интернет опасен для власти, потому что здесь можно получить полную информацию о репрессиях, фальсификациях, наступлении на социальные права. Для власти опасен современный человек, который не верит в низкие темпы инфляции, в успехи президента и правительства, потому что он черпает информацию не по «Первому каналу», а из интернета и серьезной научной литературы, которая становится благодаря ему более доступной. Как автор таких книг, я могу подтвердить — мы, авторы, не заинтересованы в преследовании интернет-пользователей за то, что они распространяют нашу интеллектуальную продукцию.
«СП»: — И что ж теперь делать сторонникам свободного интернета?
— Интернету объявлена война. Как под формальными предлогами запрещают митинги и задерживают активистов, теперь будут закрывать сайты. Можно не сомневаться: интернет ответит новой критикой режима по всем вопросам: и социальным, и политическим. Мы все: и интернет-пользователи, и борцы за права человека, и жертвы наступления на социальные права — оказались по одну сторону колючей проволоки многочисленных репрессивных законов.
Член Комитета Государственной думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Илья Пономарёв выступал в ходе парламентского обсуждения против нового закона. В беседе с корреспондентом «СП» он предположил, что его принятие вызвано «лоббистскими усилиями Никиты Михалкова, который продавил его у Путина исключительно ради своих интересов»:
— На самом деле закон будет сильно мешать интернет-бизнесу. Во всём мире сейчас активно разрабатывается защита веб-сервисов. В айфонах и «андроидах» есть механизм продажи лицензионного контента. При этом деньги берутся не за сам контент, а за возможность его просмотра, то есть за услугу. Такова мировая тенденция, а нынешний закон идёт против неё.
«СП»: — Но ведь власть говорит, что он защищает творческую интеллигенцию…
— Этот закон не за авторов, а в пользу зарабатывающих на них богатых посредников. Не для тех, кто придумывает новое, кто творит, а для тех, кто продаёт их творчество.