Ведомство Геннадия Онищенко готовится провести первую масштабную проверку российских геев и ночных бабочек на ВИЧ. Инициатором исследования, запланированного, как пишут «Известия», на будущий год, стал подконтрольный Роспотребнадзору Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
Как рассказал изданию руководитель Центра академик РАМН Вадим Покровский, до сих пор исследования на распространение ВИЧ среди «мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ) и женщин, занимающихся коммерческим сексом» были эпизодическими и проводились в основном НКО.
«К сожалению, из-за этого мы очень плохо представляем себе, какова распространенность ВИЧ среди данных социальных групп, — пояснил „СП“ старший научный сотрудник Центра, эпидемиолог Олег Юрин. — Вопрос этот мало изучен, надо признать. Вместе с тем он очень важный, потому что люди из этих групп чаще всего поражаются ВИЧ-инфекцией».
Предполагается, что для федерального проекта сделают выборку наподобие той, что используется в соцопросах, и распределят тестирование по регионам. Собирать результаты анализов доверят окружным центрам Роспотребнадзора. Финансовая составляющая всех работ может потянуть на несколько миллионов долларов.
Но есть ли необходимость в подобном исследовании? И как выявить эти группы риска? А, главное, как уговорить этих людей стать участниками подобного тестирования? Учитывая, что после принятия закона о запрете на пропаганду гомосексуализма, который вступил в силу в прошлом месяце, многие из них вряд ли захотят раскрывать подробности своей личной жизни, опасаясь огласки и репрессий.
«Отлавливать и заставлять насильно сдавать тесты никто никого не будет, — уверен председатель Координационного совета ВОО «Объединение людей, живущих с ВИЧ» Владимир Маяновский. — Наше законодательство не позволяет человека принудить к этому. Но необходимость в подобном исследовании, безусловно, есть, потому что именно в этих группах идет скрытая эпидемия. Их надо в первую очередь тестировать, чтобы выявлять тех, кто живет с ВИЧ. И это уже давно пора было сделать.
«СП»: — Но как их уговорить?
— У нас достаточно много общественных организаций, которые давно работают с такими целевыми аудиториями. У них есть выходы, они могут замотивировать — проблем здесь не вижу. То есть, в основном на первом этапе это будут, конечно, не государственные структуры — у государства просто нет механизмов для выхода на такие группы. Покровский и сам говорит, что для сбора проб нужно обращаться в ЛГБТ-организации (ЛГБТ — общественно-политическое движение лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров).
«СП»: — Всегда ли тест на ВИЧ — добровольный?
— По сути, да. Обязательный забор крови на ВИЧ-инфекцию берется, если женщина встает на учет по беременности в женскую консультацию. В некоторых регионах есть распоряжение при первом попадании в стационар пациентам тоже делать анализ на ВИЧ-инфекцию, на гепатит и на сифилис. Заставить человека, если он не хочет, нельзя.
«СП»: — Тогда насколько такое исследование будет объективно?
— Во-первых, у общественных организаций есть достаточно много механизмов, мотивировать этих людей, чтобы они все-таки прошли медобследование. Что получится? Допустим, в том или ином регионе есть какое-то оценочное количество мужчин, которые предпочитают секс с мужчинами. Из них будет обследован какой-то процент — те, которые согласятся. И процент выявленных среди них ВИЧ-носителей как раз и будет показывать, образно говоря, «среднюю температуру по больнице». То есть, мы хотя бы примерно сможем представлять себе количество пораженных ВИЧ-инфекцией в этих уязвимых группах. Да, это неполные данные. Для того чтобы получить точные цифры, нам надо знать, сколько у нас людей в этих группах и протестировать их всех. В принципе, это не в одной стране мира сделать нереально.
«СП»: — А какую практическую ценность будет иметь этот проект?
— Будет уменьшать распространенность ВИЧ-инфекции. Потому что человек после того как узнает, что он носитель вируса, особенно, если у него уже поздняя стадия, как правило, начинает получать лечение. Лечение тоже снижает риск передачи, если оно идет удачно. А многие люди просто, может быть, захотят изменить свой образ жизни. Все это в перспективе ведет к снижению процента поражаемости.
«СП»: — Кто особенно рискует оказаться инфицированным?
— По конкретным социальным группам есть только оценочные цифры, к сожалению. Поэтому говорить точно мы не можем. Но, конечно, самое больше количество носителей ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков — тех, кто сидит на игле. От всех стоящих на учете за прошлый год более 50% - это люди, которые употребляют наркотики внутривенно.
«Проведение подобных исследований в рамках добровольности, естественно, возможно и проводится, собственно говоря, во многих странах мира. Ничего в этом особенного нет, — считает юрист Николай Алексеев. — Ясно, что есть определённые социальные группы, которые более подвержены заболеваниям ВИЧ, например. О какой-то принудительности речь вообще не идет, это запрещено законом. Но дело не в этом. Дело в том, что в нашем государстве левая рука, к сожалению, не знает, что делает правая».
«СП»: — Поясните…
— С одной стороны происходят вещи, связанные с запретом пропаганды гомосексуализма, со всяческим подавлением сексуальной ориентации и загоном людей в гетто. А с другой стороны — мы хотим проводить исследование, профилактику
«СП»: — То есть результат не будет отражать реальное положение вещей?
— Я думаю, что это будут опять выброшенные на ветер деньги, потому что никаких результатов это все не даст. ЛГБТ-сообщество сейчас в России несвободно. А в несвободном обществе, когда люди рискуют потерять работу и рискуют подвергнуться репрессиями, они никогда в жизни не будут открыто заявлять о своей сексуальной ориентации. Они не открыты, и среди них сложно проводить какие-то исследования.
Из досье «СП»
По данным, которые привел Вадим Покровский, сегодня в России проживают порядка 600 тысяч ВИЧ-инфицированных граждан. Однако реальная цифра может быть в два раза больше и достигать полутора миллионов человек. По соответствующему печальному показателю мы уже обогнали США, при том, что их население более чем вдвое превышает наше. Уже каждый 20-й российский мужчина в возрасте около 30 лет ВИЧ-инфицирован. Покровский считает, что для борьбы со СПИДом пора создать специальный госорган или департамент в одном из ведомств. Сейчас профилактикой ВИЧ/СПИД занимается Минздрав, а контролем и наблюдением за распространением вируса — Роспотребнадзор.
Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин