18+
понедельник, 23 января
Общество

Кирилл Фролов: Христос не оказался революционером

Страстная неделя — это отчасти про нас. Как иудеи отреклись от Мессии, так и наши предки в 1920-е отреклись от Христа

  
10

Православные верующие всего мира отмечают Вход Господень в Иерусалим, известный в России как вербное воскресенье. В этот день православные вспоминают событие, о котором рассказывает Евангелие, когда Иисус Христос верхом на ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. В последнее воскресенье перед Пасхой (в нынешнем году она приходится на 19 апреля) в России всегда было принято освящать веточки вербы — первого растения, которое оживает после долгой зимы. Таким образом, ветви вербы на Руси как бы заменяют ветви палестинских пальм. Чему нас учит Вербное воскресенье, рассуждает пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов.

«СП»: — Кирилл, что важное нужно вспомнить в Вербное воскресенье?

— Череда событий, которую Церковь воспоминает в последнюю, Страстную неделю перед Пасхой, таит в себе глубокий смысл. Ведь сначала люди приветствуют Христа, въезжающего в Иерусалим. Но через несколько дней эти же люди, которые приветствуют Спасителя с пальмовыми ветвями, будут кричать «распни, распни Его!» Это, несомненно, урок современным людям, чтобы они не пошли по пути предательства, который совершил иудейский народ.

«СП»: — Почему они так поступили?

— Митрополит Антоний (Храповицкий) так объяснил эту перемену в настроениях иудеев. Он пишет, что Христос Спаситель не оправдал надежд тогдашних вождей иудейского народа в том, что он возглавит национально-освободительную борьбу евреев против римского владычества. Христос не оказался революционером, он сказал, что Царство мое не от мира сего. Поняв, что Христос не собирается быть лидером еврейской революции, эти же еврейские вожди сделали все, чтобы убрать Его. Они пишут политический донос на Христа, смысл которого в том, чтобы римские власти как раз увидели бы в нем того, кем Он не был — политического и национального вождя. Так им удалось добиться решения Понтия Пилата о распятии. Но решение это было, как мы помним из Священного писания, легитимировано криками тех самых людей, которые сегодня встречают Спасителя — криками «распни, распни Его!»

«СП»: — В чем урок для нас?

— Это урок, как непостоянна воля народа, и серьезный миссионерский урок: если Церковь не проповедует своим людям, им начинают проповедовать другие силы, и люди, которые идут сегодня с вербами в храмы, могут завтра участвовать в разрушении этих храмов. Это уже было, это произошло с русским народом в 1920-е. Как иудеи отреклись от Мессии, так и наши предки отреклись от Христа. Таким образом, события Страстной недели отчасти и про нас. Это к тому, чтобы не сваливали православные христиане вину на тех жителей Иерусалима, которые сначала приветствовали Христа, а потом кричали «распни, распни Его», но смотрели бы на свои грехи, на то, как бы не стать такими же.

«СП»: — Какие ключевые богослужения следуют за Вербным воскресеньем?

— После входа Господня в Иерусалим начинается Страстная неделя, когда мы проходим самое важное событие в мировой истории, после сотворения мира. Это событие — искупление человеческого рода. Когда второе лицо в Святой Троице, Богочеловек Иисус Христос распят, своей крестной смертью искупает человеческий род, и воскресает.

Ведь в чем главный смысл православного христианства? Не в том, чтобы просто стать хорошим человеком. Церковь христианская зовет человека к тому, чтобы он стал Богом, Богом в благодати. Бог вочеловечился, чтобы человек мог обожиться.

Иисус Христос не просто учитель, не просто хороший, нравственный человек, а Богочеловек — совершенный Бог и совершенный человек. Бог вочеловечшийся, распятый и искупивший первородный грех для того, чтобы человек смог обожиться. Эти события отмечаются Церковью в богослужениях на Страстной неделе. Церковь не просто воспоминает — можно сказать, что воспроизводится само событие, которое отмечается в том или ином памятном дне. В Великий Четверг воспоминает установление евхаристии, Тайную Вечерю.

«СП»: — Напомните нашим читателям, что такое евхаристия?

— Евхаристия — центральное таинство православной церкви, которое стало возможным в результате искупления Христом человека и основание Христом Церкви — богочеловеческого организма. В евхаристии, или причастии, православные христиане соединяются с Богом в таинстве вкушения Его плоти и крови. Сам Спаситель дает свою плоть и кровь для того, чтобы человек соединился со Христом, и шел по пути уподобления Богу — обоживания, что является конечной целью жизни человека. Чтобы обоженый человек не смог снова впасть в адамово грехопадение, только такие, неспособные впасть, становятся достойным Царствия Небесного. Обоживание — это главный труд православного христианина на земле.

И вот в Великий Четверг все, кто крещен в православной церкви, должны причастится Святых Христовых Таин. Как говорят, «православных по Великому Четвергу считают». В день установления евхаристии православный христианин, который по своей лени или беззаботности не причащается в течение всего года (хотя это ненормальная ситуация, причащаться следует каждое воскресенье), обязан причаститься.

«СП»: — Что дальше?

— После причастия в Страстную пятницу Церковь воспроизводит в богослужебных действиях историю искупления человеческого рода. Читаются 12 страстных Евангелий о предании Спасителя на крестную смерть и о крестной смерти. Богослужебно воспроизводится распятие Христа и его снятие с креста. Православные в пятницу стараются отпрашиваться с работы, чтобы принять участие в этих богослужениях, напоминающих, какие крестные страдания и смерть претерпел Христос. Это важное напоминание каждому человеку, какой ценой он был искуплен — чтобы он не относился легкомысленно к вопросам веры и Церкви, к вопросам, что его ждет после смерти.

Затем, после снятия с креста Спасителя, Церковь в своих богослужениях воспроизводит события, которые прошли в дни между погребением и воскресением Спасителя. Суббота — время покоя перед Воскресением Христовым.

«СП»: — И освящения куличей?

— В это время мы ожидаем Воскресения. К сожалению, у многих подготовка к Пасхе свелась к освящению куличей. А не в том, чтобы причаститься в Великий Четверг, чтобы участвовать в важнейших богослужениях в страстную пятницу. Конечно, людям нужно объяснять, что к чему, я вот пытаюсь объяснить это читателям.

Страстная неделя напоминает, чтобы, приветствуя Спасителя сегодня, завтра они не кричали в ненависти, что «кровь его на нас и на детях наших». Чтобы не получилось так, что сегодня они идут в храмы и слышат прекрасные проповеди, а завтра церковь их в чем-то не удовлетворит, не будет во всем удобной, и из-за этого эти же люди не стали бы вновь разрушать храмы, а остались бы с Церковью навсегда.

Фото [*]

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня