Новости из регионов России в ближайшие годы станут наиболее востребованным товаром центральных информационных агентств, пишет журнал «Компания». А помогут федералам в этой «региональной экспансии» местные блогеры, проживающие за пределами двух столиц и держащие руку на пульсе всех местных процессов и новостей.
Тема углубления сотрудничества между профессиональными информагентствами и гражданскими журналистами красной нитью проходила через заседание круглого стола «Федеральные СМИ в регионах: новая модель, новая аудитория, вопросы кибербезопасности», прошедшего недавно в Совете Федерации. Участие в нем принимали представители ведущих российских изданий — «РИА-Новости», РБК, «Интерфакса», ООО «Айньюс», «Комсомольской правды», ИТАР-ТАСС, SmartNews, «Рамблер-Афиша-СУП», а также сервиса блогов Livejournal.
«Сегодня СМИ пользуются большим влиянием, чем блогеры, но лет через пять ситуация изменится», — пообещал собравшимся профессионалам директор по маркетингу LiveJournal Олег Бармин. И представители СМИ с ним в целом согласились.
По словам исполнительного директора ООО «Айньюс» Ашота Габрелянова, одной из важнейших проблем, стоящих в наше время перед журналистами, должна считаться неразвитость инфраструктуры и сложность оперативной передачи цифрового контента. «Событие может произойти там, где через две минуты окажутся военные, через час ФСБ и ФСО, а журналисту надо создать видео и передать его. Для этого нет технической возможности — надо тянуть провод либо иметь спутниковый передатчик. Люди же в Сети смотрят именно видео, скачивают его, его и надо передавать. Выиграет на рынке тот, кто сможет передавать видео в режиме реального времени», — рассказал он.
Интересный опыт интеграции блогеров-регионалов в работу СМИ федерального масштаба представил новый портал новостей SmartNews. Пригласив к сотрудничеству жителей российских регионов, это издание быстро обзавелось 20 000 авторов и общей аудиторией в 11 млн. человек.
«Когда год назад мы задумывали наше издание, то сделали упор на гражданскую журналистику, — рассказал главный редактор SmartNews Сергей Яковлев. — Мы предложили всем желающим площадку, где они могут высказывать свое мнение, писать авторские материалы».
О правильности такого подхода свидетельствует как бурный рост популярности портала, так и полученные им награды. Корпорация Apple, например, назвала этот ресурс одним из лучших среди российских приложений в AppStore. А несколько месяцев назад SmartNews был удостоен «золота» от Effi/Russia в престижной номинации «Бренд года». В первом российском рейтинге интернет-СМИ «Региональный охват», составленном Институтом приоритетных региональных проектов, SmartNews оказался на втором месте, пропустив вперед только сайт «Комсомольской правды» kp.ru. Завершал тройку лидеров интернет-портал газеты «Московский комсомолец».
Как пишет «Компания» аналитики уверены, что вложения в региональные проекты перспективны и финансово выгодны. Сегодня средняя стоимость ресурса с высокой региональной составляющей и хорошим рейтингом цитируемости — на примере SmartNews — оценивается экспертами в $7−8 млн. Уже очевидно, что в выигрыше окажутся те игроки рынка, которые не только сумеют вовремя, что называется, застолбить площадку в регионах, но также выберут оптимальную бизнес-модель для своего развития. В этом смысле новые и молодые издания даже имеют некоторое преимущество перед «ветеранами» рынка. Последним предстоит еще реформировать старые громоздкие структуры, в то время, как стартапы располагают возможностью изначально выстроить свою работу, опираясь в том числе на тех же блогеров
Аналитики рынка подтверждают: интерес к регионам — не сиюминутная причуда российского читателя, а вполне сформировавшийся тренд. «Тенденция к повышению интереса СМИ к регионам должна быть устойчивой, поскольку она выглядит очень своевременной, — сообщила аналитик „Инвест-кафе“ Кира Завьялова. — Дело в том, что медиабизнес требует постоянного производственного и финансового роста. Наибольший объем рекламного рынка сегодня сосредоточен в двух столицах, однако здесь уже давно присутствуют факторы, ограничивающие темпы роста. Это, во-первых, жесткая конкуренция внутри сегмента традиционных СМИ, во-вторых, соперничество с новыми медиаресурсами, Интернетом, цифровым и кабельным ТВ. Соответственно, рекламные доходы перераспределяются, и игрокам, в том числе и федеральным, приходится искать новые точки роста».
Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что все больше жителей глубинки получают доступ в Глобальную сеть. Количество интернет-пользователей в стране уже давно увеличивается главным образом за счет регионов. Так, в прошлом году пользователей Интернета стало больше на 15%, причем 93% из них — это люди, живущие за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом региональный читатель традиционно больше доверяет центральным федеральным СМИ, а не местным или районным, отметила главный редактор сайта «Комсомольской правды» Олеся Носова.