Общество

Дума о деньгах и справедливости

Депутаты просят дать им денег на помощь бедным избирателям

  
2245

Парламентарии собираются получить право оказывать финансовую помощь своим избирателям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Для этих целей предполагается создать специальный фонд за счет средств, выделяемых из бюджета на обеспечение работы нижней палаты. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 28 августа депутатами Антоном Ищенко, Михаилом Дегтяревым и Сергеем Каргиновым.

Свою инициативу авторы документа объясняют тем, что к ним в приемные обращаются граждане, которым наряду с юридической нередко требуется и материальная помощь. В большинстве случаев такая ситуация связана с необходимостью оплаты дорогостоящего лечения, приобретения лекарств, товаров первой необходимости или услуг социально незащищенными категориями граждан.

«Сегодня, если речь заходит о финансовом вопросе, мы, к сожалению, ничем не можем помочь своим избирателям, — пояснил „СП“ один из разработчиков законопроекта Антон Ищенко. — В результате снижается авторитет народных избранников, ставится под сомнение способность депутатов решать проблемы голосовавших за них людей. А мы знаем, насколько бюрократизирована сегодня процедура получения каких-то социальных компенсаций. Скажем, люди после пожара приходят, просят хотя бы минимальную помощь оказать. А их начинают гонять по различным инстанциям. Получение этой самой помощи порой растягивается на несколько лет. Жизни детей зачастую зависят от того, как быстро будет принято решение — а у нас, эвакуация или перевозка больных не всегда бесплатная. Есть примеры, когда мы не можем отправить на какой-нибудь международный конкурс талантливых детей, только потому, что на это нет средств в муниципальном бюджете. Поэтому я считаю, что наш законопроект все-таки имеет право на существование. Тем более, что с такими проблемами, наверное, сталкивается каждый депутат».

«СП»: — Каким предположительно будет размер фонда, из которого предполагается производить выплаты?

— Наш законопроект предусматривает внесение поправок в действующее законодательство, чтобы в бюджете Госдумы появилась строка, которая бы предусматривала возможность расходования денег по запросам депутатов на помощь избирателям тех округов, от которых они выдвигались. Если предложение будет принято, то в бюджетной смете на следующий финансовый год такая статья расходов должна появиться — от этого, собственно, будет зависеть размер фонда для всей Госдумы и для каждого депутата в отдельности. Я предполагаю, что каждый из 450 депутатов сможет распоряжаться 1/450 долей от этих средств. В принципе сегодня для России сумма, скажем, в 2 млрд. рублей — не критичная. Федеральный бюджет может себе позволить выделить эти средства. Тем более, мы знаем, какие средства госкорпорации тратятся, скажем так, не на производственные расходы. Например, в «Роснано», согласно проверке Счетной палаты, расходы только на канцтовары составили в прошлом году более 6 млрд. рублей. Можно сократить и заработные платы руководителей госкомпаний — они сегодня достаточно велики, там десятки миллионов рублей. То есть достаточно перераспределить эти средства и часть денег передать для помощи наиболее незащищенных граждан.

«СП»: — На какую сумму может рассчитывать обратившийся к депутату человек?

— В самом законопроекте ограничений нет. Потому что там установлена возможность регламентировать эту процедуру подзаконными актами, которые будут еще приниматься Госдумой. Мое видение — это максимум 100 тысяч рублей в год на одного обратившегося. Естественно, с предоставлением полной отчётности по каждому случаю.

Вячеслав Тетекин, депутат Госдумы и главный политический советник председателя ЦК КПРФ назвал предложение полезным, поскольку такая «форма помощи избирателям была бы очень эффективной»:

— Я сейчас нахожусь в Тюменской области и еду как раз со встречи с избирателями моего округа. В ходе этой встречи поступил целый ряд обращений об оказании помощи — кому-то крышу перекрыть надо, кому-то дверь отремонтировать. Средства, в общем-то, незначительные требуются, но мне приходится разводить руками и говорить, что у нас таких возможностей нет. И, наверное, это было бы понятно. Но совершенно по-другому, к примеру, дела обстоят у депутатов Тюменской областной думы — у них в руках до 10 млн. рублей, которые они могут использовать, в том числе и на поддержку людей, оказавшихся в трудной ситуации. Практика такая существует. И не только в Тюменской области - насколько я знаю, еще в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Причем, важно понять, что это не «живые» деньги, которые депутат получает на руки. Он просто имеет возможность на какие-то социальные цели передавать это финансирование местным органам. Вот ко мне сегодня обратился тренер детской футбольной команды: «Помогите купить форму. Надо 40 тысяч рублей». Я, естественно, был вынужден ему отказать. А так бы мог написать письмо губернатору и сказать, что из финансирования, которое мне выделяется (условно, в размере 10 млн.), я прошу использовать 40 тысяч рублей на приобретение формы для вот этой детской футбольной команды. Конечно, это была бы очень эффективная форма помощи избирателям

«СП»: — У тюменских областных депутатов, получается, больше возможностей, чем у депутатов Госдумы?

— Именно. И я сегодня имел довольно бледный вид, когда встречался с избирателями. Они вот недоумевают: как так, приехал из Москвы, а сделать ничего не может? Правда, не все регионы такие богатые, как Тюмень, Ханты-Мансийск и Ямал. Тут нужно понимать, что это донорские регионы, которые до последнего времени имели очень немалые отчисления от налога на добычу полезных ископаемых. Поэтому дело, конечно, в наличие соответствующих средств в бюджете. Но сама по себе идея предоставить депутатам возможность оказывать финансовую поддержку незащищенным категориям граждан мне кажется полезной. На определенных условиях, конечно: речь не идет о том, чтобы депутат получил, скажем, 10 млн. в дополнение к своей зарплате и мог бесконтрольно ими распоряжаться.

Между тем, соратник Тетекина по партии, депутат Госдумы Анатолий Локоть опасается, что реализация законопроекта может привести к коррупционным скандалам вокруг депутатов.

«Это бюджетные деньги, где каждая копейка должна контролироваться, а не просто раздаваться на сомнительные нужды», — пояснил парламентарий свою позицию «Коммерсанту», добавив, что он «приветствует создание реальных проектов помощи населению, но против раздачи милостыни». Локоть также напомнил, что в ряде регионов, в частности, и в его Новосибирской области, успешно существуют депутатские фонды, в которых «средства регионального бюджета контролируются исполнительной властью и тратятся на строительство социальных объектов».

«Дело, думаю, здесь не в новом законе — у нас и так нормативно-правовая база избыточна, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Речь должна идти о том, чтобы все эти законы реализовывались, и деньги по коррупционным схемам не уходили налево. Потому что я абсолютно уверен: если не в ста, то в 70−80% случаях, когда чиновники отказывают в деньгах и люди обращаются к депутату, можно говорить о том, что чиновники просто втемную перераспределили эти средства в пользу близких им структур. Так что задуматься нужно не об изменении законодательства, а о более жестком контроле. В случае с новой инициативой депутатов тоже есть серьезная возможность для злоупотреблений. Придет, скажем, к депутату избиратель, денег попросит, они договорятся, а потом проситель 80% в качестве «отката» депутату отдаст. Но вообще, если говорить о распоряжении депутатами финансовыми средствами, то здесь они немножко лукавят.

«СП»: — Поясните…

— Они пытаются в несколько измененной форме вернуть ту возможность, которая у них существовала где-то до начала «нулевых» годов. Когда депутаты обладали очень серьезными лоббистскими возможностями при прохождении бюджета через Государственную думу. Тогда во всех трех чтениях они достаточно легко могли выбить денежные средства именно на нужды своего округа, на нужды тех людей, которых представляют. Но в последние десять лет ситуация изменилась. Построена жесткая финансовая вертикаль, и все деньги де-факто распределяются на этапе формирования бюджета в правительстве — и там идет лоббистская борьба. А когда дело доходит до одобрения депутатов, они за редким исключением, просто штампуют этот закон. Так что, мне думается, депутаты здесь хотят в несколько измененной форме вернуть те возможности по распоряжению бюджетными средствами, которыми они обладали раньше.

Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня