
В понедельник вечером, на следующий день после выборов мэра Москвы тысячи сторонников Алексея Навального собрались на Болотной площади. По их мнению, официальные результаты выборов фальсифицированы на несколько процентов, и в столице должен пройти второй тур голосования на пост градоначальника.
Начало разрешенной ранее акции, в соответствии с заявкой, должно было начаться в 19 часов. Но к этому времени на Болотной собралось всего пару тысяч человек. Основной поток участников мероприятия пришелся на восемь часов вечера. От метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая» к месту митинга в это время можно было наблюдать полноводный ручей возмущенных граждан. По своему составу, это были в основном молодые люди. По внешнему виду — не политические активисты с характерным «огоньком» в глазах. Скорее, обычные столичные жители: пассажиры метрополитена, коих толпы движутся в час-пик на работу или домой. Они стараются выглядеть модно, девушки красятся, но это точно не были представители одной социальной группы, коих можно окрестить «носителями норковых шуб» или более безобидно «хипстерами». Обычные люди, берущие модные телефоны в кредит и автомобиль, чтобы закупаться на неделю продуктами в «Ашане». Впрочем, было немало и представителей старшего поколения. По разным оценкам, на площади собралось от 20 до 25 тысяч человек.
В 21 час с Болотной начался отток. Но он с лихвой компенсировался вновь приходящими. Перед рамками металлоискателя постоянно образовывались большие толпы.
Отличительной особенностью этой акции было практически полное отсутствие «креативных» плакатов и лозунгов. Уже на Болотной им раздавали нераспространенную в ходе предвыборной кампании агитационную продукцию. Особо выделялись красные круглые наклейки и синие картонные прямоугольники с простой и лаконичной надписью «Навальный». Синие таблички собравшиеся массово поднимали в начале и в конце выступления очередного оратора на трибуне. Внешне это было похоже на телевизионные кадры о какой-нибудь американской выборной кампании, когда в каждом штате тысячи людей взвивают вверх плакат с именем своего кандидата после каждой экспрессивной фразы своего лидера.
Собравшиеся на Болотной искренне верили во второй тур. С одной стороны, позиция штаба Навального выглядит откровенно слабой. Фактически, людям хотели сказать, что, да, наш кандидат проиграл с большим отрывом от Собянина, но если посчитать правильно, то первый в гонке набрал не 51%, а 49%. Значит, есть надежда, хоть и самая маленькая. С другой, — напористость Навального и позволила ему собрать голосов намного больше, чем предсказывали социологи. Можно предположить, что кандидат от несистемной оппозиции решил сыграть «ва-банк»: или заставить власть отступиться и признать, что «самые честные выборы» не были полностью честными, либо — кануть в лету. Последнее, кстати, неизбежно, в случае отказа от борьбы. Опыт российской политики показывает, что лидеров быстро забывают и воспринимают через несколько лет как часть специфической политической русской этнографии. А Навальному грозит пять лет провести в какой-нибудь отдаленной колонии по несоответствующему масштабу его политического влияния обвинению в краже какого-то леса в Кировской области.
«Я хочу попросить прощения за одно единственное. За то, что я сам не верил в такой хороший результат, рассчитывая на меньшее», — провозгласил с трибуны Алексей Навальный.
«Мы с вами сделали очень много. Политическая реальность после этих выборов изменилась кардинально. Все системные партии набрали мало голосов. Мы позовем в будущем и коммунистов, и эсеров, и членов ЛДПР. Но они будут идти за нами!» — честно о своих амбициях провозгласил Навальный. «Если не мэр, то президент», — ответила Болотная.
Основной упор в выступлениях был сделан на речах рядовых активистов. У них был общий мотив: мы на износ работали три месяца и теперь не позволим, чтобы в обществе восторжествовала не наша правда. «Я могла стать примерной матерью, сидеть с детьми всё лето на даче. Но я не могу спокойно смотреть на окружающую действительность. Поэтому я пошла работать в штаб Навального», — восклицала сотрудница отдела по приему звонков штаба кандидата.
Особую интригу митингу придавали слова начальника предвыборного штаба Навального Леонида Волкова о том, что, якобы, Собянин согласился на переговоры с Навальным. Вроде, команда избранного мэра даже согласилась на пересчет спорных бюллетеней проголосовавших на дому. В воздухе отчетливо чувствовался призыв к «русскому Майдану». Участники акции одобрительно кричали в ответ на такие заявления. Но остаться на площади, бросив работу, семью и планы на остаток вечера, мало кто хотел. К 22 часам митинг был завершен, его участники массово направились к метро.
Фото: Алексей Савельев